|
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.Категория: Психология, Учебные пособия | Просмотров: 268399
Автор: Крутецкий В. А.
Название: Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке У каждого человека в ходе жизпи и деятельности формируются и развиваются также индивидуальные черты характера. Наши идейные противники утверждают, что к социалистическом обществе личное подавляется общественным, индивидуальные различия стираются, а следовательно, исчезают и индивидуальные черты характера. На самом деле, только в социалистическом обществе созданы все условия для развития индивидуальных черт характера.
Индивидуальные черты характера выражаются, прежде всего, в своеобразии типичных черт характера. Например, такая черта характера, как чувство дружбы и товарищества,— типичная черта характера советского человека, но у каждого отдельного человека эта черта проявляется очень своеобразно, индивидуально. У одного чувство дружбы и товарищества выражается в том, что человек предъявляет большие требования к другу, суров и взыскателен к нему, непримирим к его недостаткам; другой проявляет эту черту характера по-иному: он чуток, тактичен, заботлив, внимателен, предупредителен. В результате неправильной организации жизни и деятельности, отрицательного влияния некоторых людей, ошибок воспитания у советского человека иногда могут формироваться и отрицательные индивидуальные черты характера, которые выправляются под влиянием общественного воздействия, труда в коллективе и для коллектива. § 2. Черты характера Характер представляет собой неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера) . Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности. Черты характера необходимо рассматривать и оценивать во взаимосвязи друг с другом. Каждая черта характера приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами. Например, смелость как черта характера приобретает качественно различное значение в зависимости от того, сочетается ли она с осторожностью или с импульсивностью, с высокими моральными чувствами или с чувством мелкого тщеславия. Настойчивость имеет положительное значение только в сочетании с высокой идейностью и критичностью, без них она может выродиться в упрямство. Осторожность без сочетания с решительностью может сделать человека бездеятельным. Прежде чем перейти к рассмотрению отдельных черт характера, рассмотрим характеры как целостное образование. Характеры можно рассматривать с точки зрения цельности, выделяя, с одной стороны, цельные характеры, а с другой — противоречивые. Цельные характеры — это характеры, в которых отсутствуют какие-либо противоречия. Такого человека отличает единство мыслей, чувств и поведения. Человек с противоречивым характером отличается наличием противоречий, несовместимых Друг с другом жизненных целей и мотивов, разладом убеждений и поведения, что часто приводит к внутреннему конфликту. Черты характера принято делить на две основные группы. Первую группу составляют те черты характера, в которых выражена направленность личности, т. е. система отношений к действительности (отношение к обществу, коллективу, другим людям как членам коллектива; отношение к труду и результатам, продуктам труда; отношение к самому себе, своей личности). Направленность определяет цели и устремления человека, но ведь очень важно и то, осуществляются ли в жизни эти цели и устремления, умеет ли человек преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. В соответствии с этим выделяют вторую группу черт характера — волевые черты. В зависимости от развития у человека волевых черт характера говорят о сильном или слабом характере. Слабоволие дает отрицательную оценку характеру в целом даже при наличии положительной направленности. Не имеет ценности постановка высоких, благородных целей, если они не реализуются в жизни. В то же время и сильный характер при ложной направленности не будет цепным качеством личности. Черты характера, выражающие отношение к обществу, коллективу, другим людям. К этим чертам прежде всего относится коллективизм — черта характера, выражающая стремление быть в коллективе, участвовать в его жизни, бороться за цели, которые он ставит, оказывать товарищескую помощь всем членам коллектива. Коллективист рассматривает себя как неотделимую часть коллектива, его личные интересы, личные цели и стремления подчинены интересам, целям и стремлениям коллектива. Ученик, у которого хорошо развита эта черта характера, привязан к коллективу, к своим товарищам. Он охотно помогает отстающим, радуется успеху товарищей, готов в любой момент поддержать их. Такому ученику легко отказаться от поступков, которые приносят пользу или удовольствие только ему одному в ущерб товарищам. Отрицательная черта характера, противоположная коллективизму,— эгоизм. Действия эгоиста направляются корыстными интересами, стремлением в первую очередь заботиться о личном благополучии, о собственной выгоде. Учащиеся с зачатками эгоизма встречаются иногда в нашей школе. Вот Катя С. Она отличается полным равнодушием к людям. Откровенно радуется плохим отметкам одноклассников, успехи же их переживает болезненно. Пренебрегает интересами класса. Как правило, эгоизм детей — следствие неправильного поведения родителей, безмерно балующих ребенка, не отказывающих ему ни в чем, не приучающих его к труду. Учитель должен вовремя обратить особенное внимание на таких учащихся и наметить в отношении их специальную воспитательную работу. С коллективизмом связана такая черта, как чуткость — внимательное, участливое, бережное отношение к людям, их чувствам, заботам, постоянная готовность помочь человеку, умение сообразить, какая именно помощь нужна в том или ином случае. Чуткость не имеет ничего общего с мягкотелостью, со снисходительностью к человеческим слабостям. Внимательное и заботливое отношение к человеку, уважение к нему выражается в стремлении помочь ему исправить свои ошибки, недостатки, отрицательные черты. Поэтому прямая, честная и справедливая товарищеская критика выступает как особая форма чуткого отношения к человеку, как средство взаимопомощи. Отрицательная черта характера, выражающая недостойное, нечуткое отношение к людям, — грубость — распространенный недостаток поведения в школьном возрасте. Причины возникновения этой черты самые разнообразные. Сказываются ошибки воспитания: отсутствие такта в отношении взрослых к школьнику, особенно подростку, недостаточное уважение его личного достоинства, стремление в той или иной форме подавить его самостоятельность, назойливый контроль и мелочная опека. Грубостью нередко реагируют подростки на несправедливое отношение взрослых. Учитель должен знать, что наряду с действительно несправедливым отношением встречаются и такие случаи, когда школьник ошибочно убежден в несправедливом к нему отношении. Иногда грубость школьников объясняется наличием у них неправильных моральных суждений. Некоторые ребята считают грубость и резкость признаком взрослости, мужественности, прямоты характера. Грубость школьников может быть следствием подражания некоторым взрослым или товарищам. Грубость может быть также следствием слабости воли: часто подросток еще не умеет сдерживать своих чувств, порывов, бывает склонен к импульсивности и даже к аффектам. Одна из важнейших черт характера, выражающих отношение человека к обществу и другим людям,— честность. Для честного человека характерна безупречная чистота поступков. Честность выражается не только в уважении к чужой и особенно социалистической собственности, которую советский человек оберегает от расхищения и порчи. Честный человек добросовестно выполняет свои обязанности, не мирится с формальным и безответственным отношением к делу со стороны других. Правдивость, добросовестность и прямота отличают все поступки такого человека. Оп никогда не лжет, не хитрит, не обманывает, не лицемерит, крепко держит слово, не способен на низость, никогда не вступает в сделку с собственной совестью, не кривит душой. Положительная черта характера, выражающая отношение к людям,— общительность, если, разумеется, она основана на чувстве коллективизма, а не исходит из корыстных мотивов. Общительные люди находят радость и удовлетворение в общении и совместной деятельности с другими людьми и испытывают тягостное чувство, находясь вне коллектива. Встречаются люди и с противоположными чертами характера, такими, как замкнутость, скрытность. Замкнутость и скрытность у школьника имеют различные корни. Часто это проявление меланхолического темперамента, иногда стойкое проявление обиды на незаслуженное наказание или отрицательную оценку со стороны взрослых, порой реакция на неудачу. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|