|
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 172859
Автор: Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.
Название: Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения. Старшеклассники пишут: «Трудный возраст (т.е. подростковый) означает, скорее, период физических перемен, тогда как кризис юности означает ряд моральных или философских проблем», «В трудном возрасте ты еще ребенок, который капризничает и хочет показать свою самостоятельность... кризис юности состоит в выработке собственных убеждений».
Как известно, в подростковом возрасте ребенок открывает для себя свой внутренний мир. В это же время он достигает уровня формально-логического мышления. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды. Картина мира при этом может быть материалистической или идеалистической, создаваться на базе религиозных представлений и т.д. Сам процесс познания окружающего мира имеет свою специфику в разные возрастные периоды. Как считает В.Э. Чудновский, подросток идет к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания. Старшеклассник, наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: «А что я значу в этом мире?», «Какое место я занимаю в нем?», «Каковы мои возможности?», «Какой я?». Он ищет четкие, определенные ответы и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Максимализм характерен не только для подросткового, но и для юношеского возраста. Следует иметь в виду, что мировоззренческие проблемы не решаются один раз в жизни, раз и навсегда. Последующие кризисы, осложнения, повороты жизни приведут к пересмотру юношеских позиций. Взрослый человек будет возвращаться к этим «вечным» вопросам, отказываясь от прежних решений или упрочиваясь в своем мнении, но уже на другом, более высоком уровне. Безусловно, не у всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение — система ясных, устойчивых убеждений. Учителя дают такие характеристики отдельным школьникам: «Беспринципный, никогда не знаешь, как он поступит, всегда смотрит, откуда ветер дует», «Всегда идет на поводу у других, не имеет своего мнения». Опрос, проводившийся в X классах московских школ совсем недавно (в 90-е годы), показал, что 50% учеников считают себя склонными изменять свое решение под воздействием товарищей и взрослых, 69% наблюдают у себя колебания при выборе собственной позиции, не уверены в правоте своей точки зрения. В связи с этим полезно вспомнить положение Э. Эрик-сона о необходимости мировоззренческого выбора в юности. Отсутствие этого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует ее психическому здоровью. Еще один момент, связанный с самоопределением, — изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем. Если они решили продолжить образование, их снова начинает волновать успеваемость. Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков. Как считает А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению. § 4. Линии развития жизненного мира В конце подросткового возраста линии онтогенеза жизненного мира в основных своих чертах сформировались как сложившиеся, развитые типы. В ранней юности происходит их окончательное становление. Оно определяется прежде всего совершающимся в старшем школьном возрасте мировоззренческим выбором (либо отсутствием такового, что тоже можно считать своеобразным «выбором», характерным для одного из вариантов развития). С мировоззренческими установками непосредственно связано моральное и профессиональное самоопределение. Как и на предыдущих возрастных этапах, жизненный мир получает наибольшее развитие в рамках главной стороны жизни, ведущей деятельности. Решая вопросы профессионального самоопределения, выбора жизненного пути, старшеклассник исходит из складывающихся у него основных жизненных позиций, убеждений, идеалов, ценностных ориентации. Одновременно он «примеряет» эти позиции и убеждения, ценности и идеалы к своей будущей жизни и тем самым глубже осознает их. Становление мировоззрения, морального и профессионального самоопределения осуществляется, таким образом, в тесном переплетении друг с другом. Остается чрезвычайно важной и та сторона жизни, что связана с общением. В общении с близкими взрослыми появляется новый аспект — заинтересованность в опыте и знаниях старших, их оценках и рекомендациях. Это имеет значение не только для решения вопросов самоопределения; это еще и новый аспект отношения — отношения к близкому взрослому как к наставнику, учителю в той или иной сфере, выступающему, как отмечалось выше, носителем соответствующего идеала. Вторая линия общения — с близкими сверстниками - не менее значима для становления жизненного мира и для будущей жизни. От ее развития, как подчеркивал Э. Эриксон, зависит способность или неспособность будущего взрослого человека к глубоким, доверительным отношениям с другими людьми. Развитие этой линии общения в ранней юности, в старших классах школы, обычно определяет будущие отношения и в собственной семье, и с друзьями, и в производственных и неформальных группах. У старшеклассников с духовно-нравственной и сущностной направленностью личности (сложным и «как бы легким» и сущностным жизненным миром) профессиональное самоопределение происходит на основе ориентации на сущностность связей с миром. Главным критерием выбора профессии является наличие глубокого интереса к ней, в связи с чем стоит задача определить свое призвание. У большинства представителей этих типов жизненного мира (при сущностном жизненном мире — у всех) в связи с широтой круга интересов проблема профессионального самоопределения облегчается; часть из них нашли свое призвание раньше, в предыдущих возрастных периодах. В сфере общения для них также характерна широкая представленность сущностных отношений. Это привязанности к близким взрослым, отношения глубокой преданной дружбы с кем-либо (иногда — с несколькими) из сверстников, чувство общности с группами сверстников (одноклассников, товарищей по интересам, например, в спортивных секциях и т.п.). Стремление к сущностности, духовной близости отличает этих старшеклассников и при возникновении влюбленности. Первая любовь (влюбленность) очень редко становится чувством, соединяющим сутью, т.е. собственно любовью, однако субъективно она переживается как духовная, сущностная связь. Непосредственного знания сущностности отношений в таких случаях нет, поэтому оно заменяется верой. Механизм веры при влюбленности действует аналогично механизму терпения в простом и трудном жизненном мире: в сознании происходит актуализация ощущения желаемого, в данном случае — сущностного единения с предметом влюбленности. Если вера оправдывается, влюбленность переходит в любовь — единение сутью дает непосредственное (интуитивное) знание сущностности отношений. Как правило, однако, развитие отношений приводит к утрате веры: влюбленность проходит. Тем не менее, как было отмечено выше, этот субъективный опыт духовного единения в любви чрезвычайно важен в будущем. Развиваются и расширяются другие сущностные связи с миром. Чувство родины в отношении своей страны становится более осознанным, наполненным многообразным содержанием. Уже в этом возрасте возможно и появление чувства родины, отнесенного к Земле в целом. Наряду с окончательным становлением школьной дружбы, чувства общности с другими малыми группами обретаются новые уровни психосоциальной тождественности. Возможно возникновение чувства общности со всеми людьми Земли, что в первую очередь характерно для сущностной линии онтогенеза (А. Маслоу: «Самоактуализированного человека отличает глубочайшее чувство идентификации с человечеством»). Все другие сущностные связи с миром — разнообразные проявления любви к природе, привязанности к животным, увлечения и т.п. — также становятся в этом возрасте более осознанными, включаются в целостную мировоззренческую систему. Например, привязанность к животным может появиться рано, и ребенок тоже будет остро переживать, если ему придется испытать утрату своего четвероногого друга. Однако настоящее, глубокое осознание роли в своей жизни той или иной сущностной связи приходит с окончательным становлением типа жизненного мира. Известный киноактер С.В. Жигунов на вопрос журналиста о том, легче ли ему переживать за лошадей, чем за фильмы, ответил: «Что вы — этот вопрос еще больнее... Однажды из-за того, что лошадкам дали не то лекарство, пало 14 животных. Умер тогда и мой конь. Для меня эта смерть и сегодня незаживающая рана»*. * Мир новостей. 2000. 4 марта. Для старшеклассников с эгоистической направленностью личности (сложным и трудным жизненным миром) сущностные связи, духовно-нравственные ценности не становятся определяющим фактором выработки мировоззренческих установок и самоопределения. Соответственно, выбор профессии зависит от доминирующих эгоистических мотивов. Решающими могут оказаться соображения престижности будущей профессии, возможности продвижения по карьерной лестнице, материальные условия и т.п. В настоящее время, как было отмечено, все больше усиливается тенденция к выбору профессии, дающей возможность высокого заработка. Доминирование эгоистических мотивов накладывает отпечаток и на отношения со сверстниками и взрослыми. Привязанности к близким родственникам менее характерны, чем при духовно-нравственной направленности личности. В отношениях со сверстниками также преобладают не духовно-нравственные принципы, а мотивы самоутверждения, доминирования, престижа и т.п. Это касается как дружбы, так и романтических отношений, в которых мотив победы обычно более важен, чем духовная близость. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|