Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52655

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Освоение этих навыков включает тренировку способности различать специфические признаки уверенности и неуверенности в себе. Специально моделируется, а затем обсуждается влияние таких факторов, как визуальный контакт, поза, жесты и модуляции голоса. Затем испытуемые начинают работать над развитием уверенности в себе в таких ситуациях, которые, по их мнению, вызывают rpyjmo-стк в личностном плане. В целом сначала испытуемые внимательно рассматривают модель поведения, предлагаемую психотерапевтом. Затем в процессе моделирования они участвуют сами в ролевой шре. При этом обеспечивается необходимая обратная связь о степени соответствия определенных компонентов в полостной последовательности поведения. Успешное выполнение гшемептон поведения положительно подкрепляется участниками группового занятия. Предложения по дальнейшему изменению и улучшению поведения подготавливаются самим занимающимся, а чатем передаются терапевту и другим членам группы. Таким образом, в процессе последовательных продвижений испытуемые учатся осуществлять соответствующие формы уверенного поведения.
Оценка уверенности поведения обычно осуществляется по данным само отчетов и анализа ролевой игры. Eislcr, Miller & Hemen (1973) провели исследование по оценке уверенного поведения. Они разработали метод ролевой игры, названный как "Тест на уверенность поведения" (Behavior Assertivcness Test, сокращенно ВАТ). В отобранных для ролевой шт>ы ситуациях моделировались приближенные к реальным условиям формы взаимодействия в супружеских парах. Выполнение разыгрываемых ситуаций регистрировалось с по-
253
мощью видеозаписи. Показатели выполнения оценивались по продолжительности обращения взглядова длительности и громкости речи, частоте улыбок, задержкам в ответах и их продолжительности, беглости речи. В дополнение к этому испытуемые ранжировались по согласованности речевых реакций и поведенческих проявлений, содержанию требований к новым формам поведения по сравнению с другими и степени общей уверенности поведения.
Испытуемые с высокой и низкой степенью уверенности были дифференцированы на основе пяти из названных девяти поведенческих показателей. Говоря конкретнее, у испытуемых с высокой степенью уверенности были короче задержки во времени ответа, они говорили громче и продолжительнее, вели себя с большей эмоциональностью и меньшей уступчивостью, а также предъявляли более высокие требования к новым формам поведения по сравнению с неуверенными испытуемыми.
Hersen с сотрудниками (1977) подготовили обширный обзор методов оценки уверенного поведения, использовавшиеся при работе со студентами колледжей и психиатрическими больными. В дополнение с уже рассмотренному тесту ВАТ, McFall & Marston (1970) разработали одш* из первых наборов поведенческих задач, известный как 'Тест поведения в ролевой игре" (Behavioral Role Playing Test, сокращенно BRPT). Тестовые задания были отобраны эмпирически на основе факторного анализа и кроссвалцдизации данных, полученных на выборке испытуемых - выпускников колледжа.
Тест состоит из 16 заданий, представленных в вцде магнитофонных записей. Ведущий-рассказчик описывает некоторую сцену, после чего выступающий в роли "критика" человек выдвигает по отношению к ней разные необоснованные требования. Испытуемому дается время для реакции на ситуацию в целом, В качестве одного из показателей выполнения теста McFall & Marston (1970) использовали физиологические измерения в процессе осуществляемых взаимодействий. Ими проводилась оценка частоты сердечных сокращений, хотя данный параметр оказался недостаточно чувствительным к различиям между испытуемыми, проходившими и не проходившими курс специальной тренировки. Другие методы оценки поведения об-суждаются в работе Hersen et al. (1978), Большинство из них имеют сходную структуру, часто включающую в процесс тестирования критика, присутствующего реально или в магнитофонной записи. Испытуемые действуют, реагируя на высказывания критика. Затем ответы оцениваются по комплексу разнообразных критериев, в основном сходных с используемыми в тесте ВАТ.
Помимо названных были разработаны различные методы проведения и анализа письменных самоотчетов. Wolpe & Lazarus (1966) предложили одну из первых процедур такого рода. Другим известным опросником является "Шкала уверенности в себе" Rathus'a
254
(1973). Несмотря на то» что большинство субъективных опросников разрабатывалось в разных лабораториях и независимо друг от друга, содержание входящих в их состав пунктов часто совпадает. Они обычно включают ситуации, возникающие при плохом обслуживании в ресторане, оплате расходов, необходимости дать отказ или попросить об одолжении,
С помощью различных способов проводится оценка генерализованных эффектов обучения. При работе со студентами колледжей после прохождения обучения часто применялись искусственно созданные ситуации, например фиктивные телефонные звонки агентов по продаже. Другой тест на степень обобщенности приобретенных навыков состоит в постоянном усилении требований со сторонг ' "критика" с целью определить "пределы" способности испытуемое дать отказ или высказать несогласие.
Еще один метод представляет собой просто оценку элементов !|не^ тренированного'1 поведения, встречающихся до и после обучения. Предпринимались попытки проводить скрытое наблюдение за испытуемыми, такие "образцы" естественного поведения также являются средством для исследования степени генерализации приобретаемых навыков. Некоторые этические аспекты подобного "обмана" устранялись тем, что от испытуемых получали согласие на использование таких приемов в самом начале исследования*
В значительном числе исследований стала разрабатываться проблема тренировки отдельных компонентов в составе навыков уверенного поведения. Чаще всего при обучении внимание фокусировалось на формировании приемов, необходимых для того, чтобы справиться с влиянием стрессовых стимулов. Однако трудности, мешающие быть уверенным в себе, могут быть связаны со страхом перед последствиями сделанного или с субъективной переоценкой значимости других обстоятельств.
Иными словами, в неуверенном поведений может отражаться по* давление действий, вызванное чрезмерными степенями условно-рефлекторного или опосредованного когнитивными процессами страха. Так, Lohr & Bonge (1982) установили, что субъективные оценки уверенности в себе отрицательно коррелируют с наличием иррациональных представлений о том, например, что поступки человека, если он чего-нибудь стоит, должны одобряться всеми значимыми в его жизни людьми, а его поведение быть компетентным и адекватным во всех отношениях, поэтому лучше избегать некоторых жизненных трудностей, чем встречаться с ними.
Накоплено большое число доказательств того, что уверенность в себе является в высшей степени ситуационно обусловливаемым феноменом. Работая с испытуемыми~мужчинами, Eisler с соавторами (1975) обнаружили, что важными детерминантами уверенности в себе являются пол и знакомость партнера. Мужчины с большей веро-
255
ятностью проявляли уверенность в себе, особенно в позитивной форме, перед незнакомыми лицами. В то же время они чаще были готовы продемонстрировать негативные способы самоутверждения в отношении женщин, но более продолжительно разговаривали с партнерами-мужчинами^.., > Hersen, Bellack & Turner (1978) исследовали ситуационные детерминанты уверенного поведения у испытуемых-женщин, Половина ситуаций в ролевой игре разыгрывалась с участием мужчин, половина - с участием женщин, У них отмечалось более выраженное снижение частоты сердечных сокращений после негативного взаимодействия с партнерами-женщинами* Кроме того, латентные времена ответов были короче при контакте женщин с партнерами того же пола. Тип взаимодействий также проявлялся в различных эффектах. После негативных контактов наблюдалось снижение пульсового давления в пальцах. Длительность разговоров была больше в ситуациях с негативным взаимодействием, чем при позитивных контактах*



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Цанава О.В. Использование Шкалы общей оценки функционирования для диагностической оценки и планирования психотерапии
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Коропец З.Л., Коропец А.А., Алексеева Т.А. Математика. Нестандартные методы решения неравенств и их систем
  • Полицинский Е.В. и др. Задачи и задания по физике. Методы решения задач и организация деятельности по их решению
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Трофимова Е.В., Языканова Е.В. ВСОКО. Литературное чтение. 3 класс. Внутренняя система оценки качества образования
  • Василевская Е.И., Свиридова Т.В. Методы решения задач по общей химии
  • Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления
  • Барлас Т.В. Психодиагностическое обследование: Потенциал для консультирования и психотерапии
  • Федунина Н.Ю. Многоуровневая модель оценки эффективности работы ТД
  • Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Управленческие решения (методы принятия и реализации)
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Тихомиров Н.П., Дорохина Е.Ю. Эконометрика
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Габович И. Г. Алгоритмический подход к решению геометрических задач
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Кучарина Е.А. Инвестиционный анализ
  • Решение экономических задач в рамках школьной программы
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Тамара Майлс. Третий уровень: тайм-менеджмент
  • Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий)
  • Автономов Д.А. Концептуализации аддиктивного влечения у пациентов с алкогольной зависимостью, методы оценки, диагностики и психокоррекционной работы. Часть II
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Кондратьев А.С., Ларченкова Л.А., Ляпцев А.В. Методы решения задач по физике
  • С.В. Уманский. Психотерапия. Безопасность как критерий эффективности.
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Георгий Почепцов. Новые методы пропагандистского воздействия: будущее уже рядом
  • Из лягушек в принцы - Р. Бендлер, Д. Гриндер
  • Митина О.В. Математические методы в психологии. Практикум
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Мирошин В.В., Рязановский А.П. ЕГЭ 2019. Математика. Решение задач
  • Георгий Почепцов. Пропаганда в ее историческом развитии
  • Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения
  • Г.Г. Почепцов. Новые информационно-коммуникативные подходы: от мягких методов допроса до распознавания лжи
  • Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения: Справочник
  • Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо.
  • Айвазян С.А. Методы эконометрики
  • Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика
  • Смирнова Е.С. Планиметрия. Виды задач и методы их решений. 9-11 классы
  • Рутан Дж. Ограниченные во времени психодинамические группы
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Диагностика сформированности приемов учебной деятельности детей дошкольного возраста. Методика "Рисование по точкам" (А.Л. Венгер - 1981)
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Готман Э.Г., Скопец 3.А. Задача одна - решения разные
  • Притча «Свои инструменты и методы»
  • Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Рябов М.А. Сборник задач и упражнений по химии. 9 класс. К учебнику
  • Нефедова М.Г. Задачи на движение. 3-4 классы. Рабочая тетрадь по математике
  • Крайнева Л.Б. Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения
  • Манжиров А.В., Полянин А.Д. Справочник по интегральным уравнениям. Методы решения



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь