Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122992

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Практически в любой учебной ситуации имеется элемент оценки, которой ребенок подвергается со стороны учителей, сверстников, родителей, а нередко и он сам оценивает свою деятельность. Каждый школьник обычно твердо знает относительную ценность своих знаний, поскольку в школе преобладают оценочные суждения сопоставительного характера. Повторяющиеся на протяжении многих лет как положительные, так и отрицательные оценки не могут не оказать существенного, принципиального влияния на самооценку ребенка.
Систематические положительные подкрепления учебной деятельности школьника, свидетельствующие о его достижениях, не являются гарантией позитивности его самооценки, но значительно по-
Практически в любой учебной ситуации имеется элемент оценки.

288 ■ Часть IV. Среднее детство (от 6 до 11 лет)
вытают вероятность такого результата. С другой стороны, если в учебных ситуациях школьник будет получать преимущественно отрицательный опыт, то вполне возможно, что у него сформируется не только негативное представление о себе как об учащемся, но и негативная общая самооценка, что согласуется с мнением ряда авторов (Грановская Р. М., 1988; Фридман Л. П., Кулагина Б. В., 1991).
Система традиционного школьного обучения и самооценка
В системе традиционного школьного обучения главным, если не единственным основанием при определении способностей школьников являются вербальные проявления интеллекта. Учителя, как правило, не стремятся к тому, чтобы дети использовали и ценили другие проявления своих способностей. Все остальные навыки и способности ребенка не выдерживают такой конкуренции и оказываются вытесненными в этой системе ценностей. Поэтому многие дети, не обладающие высокими данными в плане вербального интеллекта, ощущают, что они вообще ни к чему не способны, а это ощущение фактически обрекает их на неудачу в процессе всей учебной деятельности и крайне негативно влияет на формирование образа-Я ребенка и его отношения к себе.
Кроме того, в традиционной школьной практике успеваемость стала предметом конкурентной борьбы детей, и при этом страх ребенка потерпеть в ней поражение используется педагогами как основное средство учебной мотивации.
Тем самым очевиден вывод, что в самой системе образования заложено формирование потенциально заниженной и односторонне ориентированной самооценки ребенка. Поэтому нет ничего удивительного, что средняя самооценка школьника в интервале от 2-го до 7-го класса медленно и неуклонно снижается (Берне Р., 1986).
Формирование заниженной самооценки
Успеваемость становится для большинства детей важнейшим критерием для формирования их самооценки. И поскольку оценка, высказанная другими, имеет тенденцию превращаться в самооценку, неуспевающие школьники, как правило, ощущают свою некомпетентность и неполноценность (Фридман Л. П., Кулагина Б. В., 1991).
Особенности развития
Мир ребенка от 6 до 11 лет — это в основном мир школы, а стоящие перед ним задачи являются по большей части учебными.
В этой сфере жизни ребенка значительное место занимают контроль и оценка, осуществляемые значимыми другими. Таким образом, можно констатировать неизбежное превращение уровня успеваемости ребенка — как ценности в системе обучения — в личную ценность или критерий самоудовлетворения школьника.
Культурный стереотип успешности, повсеместное применение оценки и конкурентной борьбы в школьной системе — те факторы, которые делают школу механизмом формирования у ребенка «ограниченной» самооценки.
Между представлениями школьников о своих учебных способностях и их общей самооценкой существует слабая, но все же положительная корреляция. Кроме того, общая самооценка хорошо успевающих школьников (по

ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ ■ 289
данным Кифера) остается довольно высокой в течение всего периода обучения, в то время как у неуспевающих она заметно падает в 9-летнем возрасте и затем продолжает снижаться.
Таким образом, негативная оценка своих учебных способностей ребенком повышает вероятность формирования у него общей негативной самооценки.
Для тех, кто учится плохо, всегда нужен какой-то способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку, а таким способом может стать и правонарушение. Осознавая все это, было бы неверно поддерживать у школьников, которые не проявляют больших способностей к учебе, представления о том, что высшей ценностью и главным фактором всякой личностной оценки является превосходная успеваемость.
Исследования
В исследованиях Финка было установлено, что Я-концепции успевающих школьников являются значительно более адекватными, чем неуспевающих. Это исследование показало, что между Я-концепцией и успеваемостью ребенка существует тесная взаимосвязь, причем у мальчиков она выражена более отчетливо, чем у девочек. Это, по-видимому, объясняется тем, что для самооценки мальчиков уровень достижений вообще является более важным фактором.
Комбе (1964) исследовал различия в самовосприятии детей и восприятии их отношений с окружающими. Причем «действующими лицами» были школьники, обладающие одинаково хорошими способностями, но имеющие различную успеваемость. Выяснилось, что у неуспевающих школьников больше развито чувство неадекватности, что в целом они хуже относятся к окружающим — взрослым и сверстникам — и считают, что окружающие относятся к ним плохо. Способные, но неуспевающие существенно отличались от своих успевающих сверстников по эмоциональному складу, а также в плане самовосприятия и восприятия других (Берне Р., 1986).
Способные дети, плохо успевающие в школе, в целом испытывают по отношению к себе более негативные чувства, чем их успевающие сверстники. Неуспевающие школьники испытывают ощущение вины, чувство отверженности или изоляции от окружающих, их отличает защитный тип поведения, уступчивость, уклончивость, трудности самовыражения.
Б. Г. Ананьев в 1933 году проводил экспериментальный опрос среди детей на тему: кто чувствует себя слабым по какому предмету.
Им было выделено три типа отношений между педагогической оценкой и самооценкой своей успешности ребенком по конкретному предмету:
а) совпадение отрицательной педагогической оценки и самооценки;
б) на неуспеваемость указывается в самооценке при отсутствии этих
указаний в четвертной педагогической оценке;
в) на неуспеваемость указывается в педагогической оценке при отсут
ствии этих указаний в самооценке.
Наиболее интересные результаты были получены в группе среднеуспева-ющих школьников при разделении их на «среднесильных», «среднеслабых» и «устойчиво средних». Значительные различия были получены между «среднесильными», и «устойчиво средними».
У «среднесильных» детей совпадение педагогической оценки и детской самооценки достигало 46% случаев, а у «средних» —лишь 11%. Причина заключается в неопределенности оценок учителя в средней группе учащихся.
В «среднеслабой» группе наблюдалось большее количество совпадений самооценок детей и оценок педагога, чем в «средней», но их число все равно не достигало уровня «сильной» группы (Ананьев Б. Г., 1980).
10 Психология человека



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Деш Оксана Владимировна. Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру
  • Тюленева Лилия Ивановна. Помощь ребенку третьего года жизни с задержкой речевого развития
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Забалуева Яна Александровна. Нормы словарного запаса ребенка по возрастам
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Конечная Ирина Николаевна. Статья 'Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка'
  • Поздеева Галина Николаевна. Презентация для родителей 'Развитие речи детей 4-5 лет'
  • Татьяна Назарова. Консультация для родителей на тему: «Особенности речевого развития детей третьего года жизни»
  • Травченко Татьяна Владимировна. Развитие речи у детей
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Садыкова Фаузия Флюровна. Методы, стимулирующие понимание и развитие речи
  • Мыскова Людмила Владимировна. Развитие речи у младших дошкольников
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Хохлова Ольга Александровна. Использование занимательного материала с экологическим содержанием для развития речи дошкольников
  • Мильниченко Татьяна Васильевна. «Коврограф» в развитии речи детей.
  • Левченко Ольга Сергеевна. Профилактика речевых нарушений.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Волкова Ольга Александровна. Профилактика нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста
  • Ветрова Алла. Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»
  • Степанова Татьяна Петровна. Малыш учится говорить
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Худякова Вера Анатольевна. Речевое развитие ребенка в 5 лет
  • Романова Олеся Александровна. Отчет о проделанной работе в средней группе по развитию речи
  • Бахтеева Мария Андреевна. Методическая разработка на тему: 'Развитие речи детей дошкольного возраста'
  • Ирина Синкевич. Методические рекомендации «Растем вместе»
  • Деш Оксана Владимировна. Условия формирования правильного звукопроизношения
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Сапожникова Ирина Викторовна. Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников
  • Алексеенко Елена Владимировна. «Коммуникативное развитие детей 3-4 лет в семье»
  • Казакова Светлана Анатольевна. КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО 1 ГОДА
  • Полтавцева Виктория Анатольевна. Статья «Движение и речь»
  • Толмачева Людмила Алексеевна. Вопросы методики развития мелкой моторики рук и графических навыков у дошкольников
  • Сухорукова Ольга Борисовна. Воспитание ребенка до года
  • Попова Ольга Владимировна. Развитие диалогической речи детей посредством использования элементов театрализованной деятельности
  • Кружкова Татьяна Владимировна. «Развитие речи в курсе обучения элементарных математических представлений дошкольников»
  • Уразалиева Аделина Растямовна. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У КРЕАТИВНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Комиссарова Светлана Николаевна. Развитие речи ребенка с помощью музыки.
  • Холодова Лариса Анатольевна. Родительское собрание 'Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка'
  • Ермилова Елена Александровна. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Паршукова Ольга Владимировна. Моделирование как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Кошкарова Ирина. Особенности общения детей дошкольного возраста.
  • Роль папы в воспитании ребенка
  • Свинцова Наталья Александровна. Речь и развитие ребенка.
  • Кокорева Любовь Васильевна. Роль фольклора в развитии детей раннего возраста.
  • Михайлова Оксана Григорьевна. Роль игрушки в психическом развитии ребенка
  • Ширяева Марина Геннадиевна. Особенности развития речи детей раннего возраста
  • Ульцинова Марина Олеговна. Ребенок от 2 до 3 лет.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь