|
Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 39094
Автор: Старшенбаум Г.В.
Название: Психотерапия в группе. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке «Запретный плод». Группа усаживается в круг, терапевт бросает на середину бумажку и запрещает ее поднимать. Затем терапевт вместе с группой начинает уговаривать каждого по очереди поднять бумажку, ассоциируя ее с ПАВ и подражая собутыльнику или продавцу наркотика. Если больной поднимает бумажку, терапевт лишает его Воли, роль которой начинает играть дублер. Игра повторяется, дублер вслух отказывается поддаться уговорам. В заключение все члены группы принимают обязательство отказаться от роли безвольного человека.
«Барьеры» представлены двумя наборами карточек. Первый набор включает типичные ситуации, вызывающие срыв у больного в ремиссии. Второй набор описывает поведение значимых других, которое может спровоцировать такой срыв. Терапевт вначале обсуждает с больным его реакции на провоцирующие ситуации в будущем, затем с членами семьи – ситуации, в которых они могут подталкивать больного к срыву (например, отказ жены давать мужу карманные деньги). 3. Завершающий этап проводится в форме индивидуальной терапии. Преодолевается тотемическое отношение больного к психическому образу опьянения. С этой целью применяется нейролингвистическое программирование. Для создания положительной терапевтической перспективы используется техника психорисунка. Больной рисует две серии последовательных картин своей будущей жизни, начиная от сегодняшнего дня: пьяной и трезвой. Первая серия рисунков размещается под углом вниз, вторая – вверх. Афганская компания объявила о поступлении в продажу новой модели LSD-телевизоров: никакого кинескопа, никакого интерфейса – вы просто принимаете белый порошок и смотрите, что хотите! Психологическая зависимость Лица, составляющие ближайшее окружение химически зависимых, как правило, страдают созависимостью, что, в частности, затрудняет своевременное начало лечения. Вернон Джонсон (2000) разработал метод «прямого вмешательства», предполагающий конфронтацию с больным алкоголизмом с помощью его ближайшего окружения и включающий семь этапов. 1. Инициатор терапии избавляется от чувства вины за «вынесение сора из избы» и от страха перед реакцией больного; сообщает терапевту о клинике заболевания, его медицинских, психологических и социальных последствиях; помогает терапевту составить список потенциальных участников «коллектива вмешательства» и затем просит их о сотрудничестве. 2. Терапевт организует встречу коллектива, рассказывает о природе алкоголизма, анозогнозии, подчеркивает, что больной не будет искать помощи и не сможет самостоятельно бросить пить, предсказывает его будущее, объясняет необходимость коллективного вмешательства. 3. Проблема «Как мы можем изменить алкоголика?» заменяется на «Как мы можем изменить себя и свои отношения с пациентом, чтобы мы были довольны им?». 4. Участники команды сообща отреагируют накопившиеся негативные чувства к пациенту, перерабатывают свои переживания и готовятся пойти на риск конфронтации. 5. Каждый член команды составляет свой список алкогольных эксцессов, свидетелем которых он был и из-за которых у больного возникали проблемы; участники обмениваются своими списками и обсуждают их. Терапевт помогает сформулировать высказывания, входящие в список, таким образом, чтобы они содержали: o точное описание событий и поведения больного; o отношение к употреблению алкоголя; o выражение собственных чувств по этому поводу; o выражение пожеланий или положительного отношения к больному. 6. Выбор альтернатив: выбираются лечебные учреждения или общества АА (Анонимных Алкоголиков), которые будут предложены больному. Намечается время вмешательства (когда у больного возникает очередная кризисная ситуация) и место (нейтральное, в присутствии терапевта). 7. Этап непосредственного терапевтического вмешательства. Больной приглашается на встречу, члены «коллектива вмешательства» зачитывают друг за другом свои списки и сталкивают больного с его реальностью Под влиянием массы фактов, единодушного выражения озабоченности и симпатии больной соглашается с требованиями немедленно включиться в предлагаемое антиалкогольное лечение, выбрав из нескольких наиболее устраивающий его вариант. Во время предварительной подготовки терапевт следит, чтобы участники команды не допускали обычных ошибок. Они сводятся к следующим: 1) говорить за другого и о том, чего сам не видел; 3) навязывать свое мнение, а не искать истину; 4) перемешивать факты и комментарии, домыслы и подтасовки; 5) шантажировать угрозами, которые не собираются реализовать. Т.Г. Рыбакова (2002) отмечает у жен А-зависимых склонность к эмоциональной неустойчивости, несовпадение вербальных и невербальных компонентов отношения к мужу. Так, на вербальном уровне жена воспринимает трезвого мужа как не обращающего на нее внимания и характеризует его как скучного и слабого, На эмоциональном уровне она воспринимает его выпившего как сильного, неожиданного, яркого, сексуально привлекательного мужчину. В период терапевтической ремиссии жена, привыкнув единолично решать все семейные проблемы, не решается делить их с мужем. Он, в свою очередь, занят в основном реабилитацией по месту работы, ограничивается минимумом обязанностей перед семьей, что вызывает недовольство жены. В результате в семье нарастает эмоциональное напряжение, приводящее к оживлению влечения к алкоголю. Разработанная автором программа семейной терапии для больных алкоголизмом сочетает принципы личностно-ориентированной и когнитивно-поведенческой психотерапии и предусматривает последовательное решение следующих задач: 1) семейная диагностика; 2) формирование готовности к сотрудничеству с врачом и привлечение к лечению больного членов его семьи; 3) повышение информированности семьи по проблеме алкоголизма, выработка правильных представлений о болезни; 4) разрешение конфликта, связанного с пьянством, и формирование установки больного на трезвость; 5) коррекция ролевых отношений, лечение невротических расстройств и созависимости у членов семьи; 6) обучение членов семьи адекватным способам реагирования и поведения; 7) разрешение текущих семейных конфликтов и закрепление установки больного на трезвость в ремиссии; 8) реконструкция всех дисфункциональных семейных отношений. Групповые занятия с женами пациентов проводятся параллельно с групповой терапией больных в течение 1,5-3 месяцев еженедельно по вечерам. Основным методом работы является свободная дискуссия на темы алкоголизма как болезни, предвестников рецидива и т.п. На этапе стабилизации ремиссии пациенты и их жены объединяются в группы супружеских пар для разрешения конфликтов, вызванных пьянством. Первые три месяца группы занимаются 1 раз в неделю, затем – 2 раза в месяц, а через 6–9 мес. – 1 раз в месяц. Занятия группы начинаются с самоотчетов, при этом учитывается как отношение больных к своей болезни и поддерживающей терапии, так и проблемы формирования новых взаимоотношений в семье. Особое внимание обращается на способность супругов чувствовать душевное состояние друг друга, на умение поставить себя на место супруга в трудных ситуациях. С этой целью применяются различные невербальные методики, ролевые игры, позволяющие выявить возникающие у членов группы проблемы и найти способы их решения. Разыгрываются типичные трудные ситуации: встреча гостей, встреча с бывшими собутыльниками, позднее возращение домой и т.п. Обмен разыгрываемыми ролями между супругами приводит к росту эмпатии и к пониманию мотивов поведения друг друга. На более отдаленных этапах существования группы включаются элементы клубной работы: организация совместного досуга, обсуждение кинофильмов и книг, совместное проведение отпусков. П. Рейли использует образовательный подход для обучения членов семьи распознаванию ранних признаков рецидива. Родственники приглашаются на занятия вместе с больными, прекратившими алкоголизацию. Члены группы учатся распознавать депрессию, переживания гнева и одиночества в качестве пусковых факторов. Затем группа разбивается на подгруппы, в которых прорабатываются новые подходы к решению проблем, связанных с воздержанием. В. Д. Москаленко (2002), применяет программу преодоления созависимости, которая включает в себя компоненты образования по актуальным проблемам, коммуникативный тренинг, индивидуальную, супружескую и групповую терапию, посещение групп Ал-Анон и Нар-Анон. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|