|
Сонди Леопольд. Учебник экспериментальной диагностики влечений.Категория: Библиотека » Судьбоанализ | Просмотров: 218204
Автор: Сонди Леопольд.
Название: Учебник экспериментальной диагностики влечений: Глубинно-психологическая диагностика и ее применение в психопатологии, психосоматике, судебной психиатрии, криминологии, психофармакологии, профессиональном, семейном и подростковом консультировании, характерологии и этнологии. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ
МЕТОДЫ ИСТОЛКОВАНИЯ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКЕ ВЛЕЧЕНИЙ В предшествующем разделе мы представили читателю 64 составных элемента экспериментальной диагностики влечений в качестве особых самостоятельных единиц. Перейдем к важнейшей задаче нашего учебника, а именно к диагностике индивидуальных планов судьбы, которые мы выявляем посредством различных методов интерпретации. Что понимается под истолкованием одного профиля влечений или одной серии профилей влечений? Целью истолкования профилей является: 1. Выявление скрытых намерений и тенденций, а также актуализировавшихся планов отдельных судеб. 2. Установление важнейших возможностей существования индивидуума в жизни его влечений и сферы Я (посредством серии исследований). 3. Прогноз судьбы на основе выявляемых возможностей существования (А. Бэли). 4. Набросок плана терапии судьбы на основе метода показаний. При такой постановке целей становится ясно, что экспериментальная диагностика влечений прежде всего пытается выявить планы судьбы, возможности судьбы и отнюдь не ставить клинические диагнозы, что в данном случае является ошибочным. Судьба всегда представляет собой нечто большее, чем то, что может охватить психиатрический диагноз, который в любом случае ограничивается определением одной формы существования персоны. Но человек имеет много возможных судеб. Судьба — это общность всех возможностей существования персоны, появляющихся в результате воздействия навязанных факторов (наследственности, природы влече-ний, социальных и ментально-идеологических факторов) и произвольных факторов (сфера Я и духовность). Таким образом, мы должны стремиться определить все возможности судьбы, чтобы на основе обнаруживаемых в тестовых профилях структур уметь правильно выявлять планы судьбы и ее скрытые намерения. Перед систематическим изложением методов толкования необходимо кратко рассказать о некоторых главных принципах интерпретационной работы. ГЛАВА 16 ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРОФИЛЕЙ ВЛЕЧЕНИЙ О неприменимости «мозаичного» метода интерпретации При анализе факторов и векторов никогда нельзя использовать какой-либо «мозаичный»метод истолкования, то есть нельзя механически считывать «значения» реакций факторов и векторов из соответствующих таблиц (№ 5-8) и считать, что умения использовать данные 4 таблиц векториальных реакций окажется вполне достаточно для постановки клинических или характерологических диагнозов. К сожалению, за прошедшие 30 лет некоторые неопытные экспериментаторы действительно проводили такие «мозаичные истолкования». Все они оказались на ложном пути (по-другому здесь и не могло быть), хотя и считали, что «тест не работает». Им не могло прийти в голову, что они пользовались недопустимым методом. Чаще всего мне задавали вопрос, почему интерпретация расположенных рядом друг с другом факторных и векторных результатов тестирования почти всегда приводит к ошибочным результатам? Ответ становится очевидным при использовании коррелятивного метода истолкования. О необходимости коррелятивных истолкований Любая реакция выбора должна истолковываться коррелятивно, на основе учета интерфакторных и интервекторных взаимоотношений, и ни в коем случае не ограничиваться рассмотрением отдельных изолированных реакций. Восемь факторов — как и четыре вектора — биологически взаимосвязаны друг с другом. Наличие такой корреляции не позволяет выделять из целостной картины влечений какую-либо отдельную факторную или векторную реакцию, чтобы интерпретировать ее без учета других реакций профиля влечений. Истолкование факторов h и s в сексуальной жизни, в векторе S, всегда будет зависеть от того, каким образом И. были выбраны картины вектора Я (Sch), аффективного вектора (Р) и вектора контактов (С). Сексуальная картина будет иметь каждый раз другое значение в зависимости от того, представляет собой сфера Я картину среднего человека (Sch - -) или высокоразвитой личности (например, Sch в форме ± +, ± ±), и наоборот, эго-картина более высокого, интегративного уровня (± +, ± ±) при одновременной повседневной картине сексуальности (S + +) будет интерпретироваться совершенно по-другому, чем если бы сексуальная картина находилась на одной из ступеней гуманизации (S - или — 0). То же самое, естественно, относится и к реакциям в векторах контактов и пароксизмов. Конечно, факторы влечений являются внеисторичными радикалами жизни влечений. Их корни и энергетические источники неизменны, но картина их проявлений — в рамках какого-либо факторного или векторного круга — может изменяться. Внутренние закономерности таких фенотипически возможных метаморфоз, присущих корневым факторам, делают неприемлемым «мозаичное» истолкование посредством концентрации на расположенных рядом отдельных показателях тестирования, так как эти метаморфозы биологически строго предопределены интерфакторными корреляциями. Этим и продиктовано наше требование о строго коррелятивном истолковании факторных и векторных реакций. О рассмотрении общей сущности факторов Правомерно ли после всего вышесказанного обращение к общему смысловому значению отдельных факторных реакций? Наш ответ здесь будет утвердительным. Общее смысловое значение отдельных факторных и векторных реакций — наряду с разработкой теоретических проблем — служит еще и дидактической цели: неопытный экспериментатор должен прежде всего познакомиться с реакциями факторов или векторов в их обобщенной, абстрактной и целостной сущности — на основе теоретически строгого категориального аппарата. Вначале мы должны абстрагироваться от всех практически возможных и фактически имеющихся разнообразных единичных проявлений соответствующих факторов и векторов, чтобы проникнуть в обусловленную корнями общую и целостную сущность факторных и векторных судеб влечения, запечатлевая в себе чуть ли не «эйдетически» корни факторных судеб влечения. Так мы приходим к пониманию сущности и взаимосвязям, царящим в круге проявлений отдельных радикальных судеб факторов, причем изначально полностью освобождаясь от имеющихся фенотипичных тонкостей, обусловленных влиянием других факторов или векторов. Только такое абстрагирование и позволяет новичку хорошо разобраться в сущности отдельных факторных и векторных реакций, представленных в виде «картин судеб влечений», причем вначале совершенно независимо от интерфакторных взаимосвязей. В качестве иллюстрации можно привести следующий пример. Радикал влечений h филогенетически обусловливает первоначальный гермафродитический эрос единого двуполого существа. Он же определяет существование в жизни маленьких детей бисексуальной эротики, а после созревания — нормальную любовь к конкретному человеку, а также идеальную, коллективную любовь ко всему человечеству; необходимо еще упомянуть мягкие «минор-черты» характера. Интересно, что тот же самый радикал влечения h в зависимости от принадлежности индивида к определенному социальному слою может побудить его выбрать профессию парикмахера, банщика, владельца частного отеля, официанта, кондитера, повара, производителя нижнего белья; другого человека — профессию модельера, танцора, артиста, других людей — такие профессии, как музыкант, лирический поэт или гинеколог, дерматолог, сексопатолог и т. д. В качестве фактора сублимации радикал влечения h обусловливает культуру, и особенно характерным здесь является «литературный гуманизм». В качестве патогенного фактора радикал h определяет следующие формы болезней: соматический гермафродитизм, трансвестизм, гомосексуальность; как криминогенный корневой фактор — проституцию, сводничество и сутенерство, шпионаж, утаивание и растрату и т. д. (см. таблицу 2). Разнообразные взаимосвязи конкретных проявлений можно правильно понять только тогда, когда радикал влечений h воспринимается не как что-то, привязанное к конкретной действительности, а с учетом неизбежного разнообразия реальности, редуцируя (ограничивая) корневой фактор h до «чисто феноменологического остатка»*, чтобы категориально охватить этот фактор в самом общем смысле и в его единой сущности. То же самое относится и ко всем другим радикалам судьбы. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|