Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60379

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

хема, связанная с желанием, похоже, активизируется, а схема, связанная с удовольствием, слабеет. Поскольку ощущение удовольствия и наслаждения слабеет, а желание набирает силу, то мы хотим все больше и больше того, что доставляет нам все меньше и меньше удовольствия. Мы просто продолжаем хотеть, но чтобы получить такое же наслаждение, как раньше, нам нужно получить этого намного больше. В этом главная проблема пристрастий. Существует множество примеров, когда схема удовольствия разрушается и превращается в ту или иную форму пристрастия; самый простой пример — это сигареты и пристрастие к никотину».
Третий яд — заблуждение
Когда Ричи перешел к заблуждению, последней теме своей утренней презентации, где-то совсем близко раздался сильнейший удар грома и началась гроза.
«Теперь я хотел бы перейти к заблуждению с точки зрения нейронауки и рассмотреть сходство и различие взглядов на него в западной и буддийской традиции».
Далай-Лама задал вопрос: «У нас в буддизме есть четкое определение того, что мы понимаем под заблуждением. А что для вас „заблуждение"?»
Ричи ответил: «Я понимаю под заблуждением неблагоприятные эмоции, которые ослабляют нашу способность ясно видеть мир».
Далай-Лама, по всей видимости, хотел услышать более четкое определение: «В буддизме заблуждением может считаться обманчивая внешность, а также ложные представления или неправильное схватывание реальности. Как видимая сущность вещей, так и наше „цепля-
ние" за них могут оказаться ложными. Вы имеете в виду и то и другое?»
«Я имею в виду, в первую очередь, схватывание реальности, — пояснил Ричи. — Мы рассматриваем заблуждение как вызванное эмоцией смещение восприятия и когниции. Заблуждение подразумевает воздействие эмоциональных цепочек мозга на цепочки, отвечающие за восприятие вещей или представление о мире, а также на цепочки, участвующие в мыслительных процессах».
«Получается, — уточнил Далай-Лама, — что заблуждение — это смещение вашего восприятия».
«Да, — согласился Ричи. — Такое определение очень близко к тому, что Маттье говорил вчера о схватывании реальности как таковой. Заблуждения — это влияния, которые затемняют наше восприятие реальности. Они становятся отражением того, как эмоции одновременно разрушают наши представления о реальности и логику нашего мышления. Например, люди, склонные к беспокойству, фокусируют свое внимание на признаках возможной угрозы. В частности, люди, страдающие социо- фобиями, боятся многих социальных ситуаций, например общения с другими людьми, оценки себя другими людьми или выступлений перед публикой. Когда им показывают фотографию человека с нейтральным выражением лица, на котором отсутствуют эмоции, у них активизируется миндалевидное тело, которое у нормальных людей реагирует только на проявление страха».
Ричи охарактеризовал анатомические связи между миндалевидным телом и частями системы, отвечающей за обработку зрительных образов. «Миндалевидное тело имеет прямые каналы связи с отделом мозга, который первым получает зрительную информацию. Эти связи обеспечивают работу механизма, позволяющего негативным эмоциям воздействовать на наше восприятие визуальной информации с самого первого момента».
«В буддизме, — заметил Далай-Лама, — существует четкое различие между фактическим зрительным восприятием и мысленным осознаванием зрительного восприятия. Вы хотите сказать, что эти связи со зрительной корой влияют даже на само зрительное восприятие?»
«Правильно».
«В буддийских эпистемологических текстах говорится о разных условиях возникновения заблуждений, при которых может искажаться даже зрительное восприятие. Такие условия непосредственно предшествуют ментальному состоянию. В частности, ментальное состояние когнитивности может реально влиять на зрительное восприятие».
«Следовательно, эти данные вполне соответствуют буддийской точке зрения, — отметил Ричи, собиравшийся рассказать об эксперименте, который привел его к таким же выводам. — Скажем, вам показывают два слова, „нож" и „карандаш", располагающиеся одно над другим; затем сразу же появляется точка, и вам нужно нажать на кнопку, как только вы увидите эту точку. Иногда точка появляется там, где расположено слово „карандаш", а иногда в том месте, где слово „нож". Люди, подверженные беспокойству, гораздо быстрее реагируют на появление точки в зоне эмоционально окрашенного слова, обозначающего угрозу, такого как „нож". Результат всегда одинаковый и его легко воспроизвести».
Затем Ричи подкрепил свою теорию практикой. Он показал слайд с набором слов, каждое из которых было отпечатано разным цветом, например, «яблоко» — пурпурным, а «дом» — желтым. Некоторые из этих слов несли эмоциональный заряд («кровавый», «пытка»). При этом все слова были написаны не на английском, а на тибетском языке, что вызвало одобрительный шумок среди тибетцев.
Это был один из вариантов теста Струпа — классического психологического теста, с помощью которого можно продемонстрировать воздействие эмоций на восприятие. В ходе этого теста участников просят назвать цвет того или иного слова. Ричи пояснил свою мысль: «Если вы испытываете беспокойство, то вам потребуется намного больше времени, чтобы назвать цвет тех слов, которые вызывают беспокойство: поскольку вы приходите в возбужденное состояние, вам труднее вспомнить название цвета.
Это еще один пример того, как эмоции влияют на наше восприятие.
Ваше Святейшество, я хотел бы закончить свое выступление цитатой из вашей книги „Искусство счастья", которую вы написали в соавторстве с Говардом Катле- ром: „Мы можем систематически тренировать ум, культивировать счастье, трансформировать свою внутреннюю сущность путем сознательного отбора и концентрации внимания на позитивных ментальных состояниях, а также путем преодоления негативных ментальных состояний. Это возможно благодаря самой структуре и принципам работы нашего мозга. Но заложенная в нашем мозге программа не является статичной, установленной раз и навсегда. Наш мозг тоже способен адаптироваться"».
Ричи процитировал пассаж, который он поместил в конце своей статьи о пластичности мозга, опубликованной в журнале «Psychological Bulletin». Он отражает представление самого Ричи о том, какой может стать психология.
В самом деле, эти слова как нельзя лучше характеризуют прекрасный союз его интеллектуальных и профессиональных интересов.
В представлении Ричи Далай-Лама воплощает самые желанные эмоциональные качества — спокойствие и
сострадание — и олицетворяет надежду на то, что каждый из нас может реализовать в себе эти качества — трансформировать свою человеческую сущность.
На этой оптимистической ноте презентация закончилась. И раздались аплодисменты. Ричи сложил ладони вместе, приветствуя Далай-Ламу, который взял его ладони в свои и коснулся их лбом в знак признательности.
Глава 9
Потенциальная возможность измениться
В своем бестселлере «Монах и философ» Маттье Рикар и его отец, французский философ Жан-Франсуа Ревель, ведут широкомасштабный диалог о науке, буддизме и смысле жизни. В этой книге Маттье утверждает, что на протяжении двух или даже больше тысячелетий в буддийской практике использовалось то, что с полным правом можно назвать «внутренней наукой», — системный метод преобразования внутреннего мира с целью создания более совершенного человеческого существа, с развитой способностью к бескорыстию и состраданию, спокойного и безмятежного. Одним из результатов этой программы, по мнению Маттье, стало освобождение от тирании деструктивных эмоций.
Сегодня психология ступила на этом же путь поисков, но не на религиозной, а на научной основе. Главной целью психологии стал поиск способов влияния на работу мозга, способных укрепить эмоциональное равновесие. Применительно к задаче подавления деструктивных эмоций эта цель выглядит еще более привлекательной.
Утром Ричард Дэвидсон отметил, что мозг сплетает эмоции с интеллектом; возможно, позитивный потенциал такого сплетения позволит нам укрепить интеллектуальный компонент эмоциональной жизни.
В частности, предположение (



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Эмоция; emotion
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Разрядка; discharge
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Пол Экман. Поведение под влиянием эмоций - Пол Экман
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Эмоция; Emotion; Emotion
  • Бенджамин Роу. Необходимые навыки магии
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Аффект; affect
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Вопрос ламе»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Притча «Один из пяти»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Прист С. Теории сознания.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Соматизация
  • К чему снится целоваться?
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • К чему снится ссора?
  • К чему снятся трупы?
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Гадание по дате рождения
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь