|
Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60984
Автор: Гоулдман Дэниел
Название: Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке хема, связанная с желанием, похоже, активизируется, а схема, связанная с удовольствием, слабеет. Поскольку ощущение удовольствия и наслаждения слабеет, а желание набирает силу, то мы хотим все больше и больше того, что доставляет нам все меньше и меньше удовольствия. Мы просто продолжаем хотеть, но чтобы получить такое же наслаждение, как раньше, нам нужно получить этого намного больше. В этом главная проблема пристрастий. Существует множество примеров, когда схема удовольствия разрушается и превращается в ту или иную форму пристрастия; самый простой пример — это сигареты и пристрастие к никотину».
Третий яд — заблуждение Когда Ричи перешел к заблуждению, последней теме своей утренней презентации, где-то совсем близко раздался сильнейший удар грома и началась гроза. «Теперь я хотел бы перейти к заблуждению с точки зрения нейронауки и рассмотреть сходство и различие взглядов на него в западной и буддийской традиции». Далай-Лама задал вопрос: «У нас в буддизме есть четкое определение того, что мы понимаем под заблуждением. А что для вас „заблуждение"?» Ричи ответил: «Я понимаю под заблуждением неблагоприятные эмоции, которые ослабляют нашу способность ясно видеть мир». Далай-Лама, по всей видимости, хотел услышать более четкое определение: «В буддизме заблуждением может считаться обманчивая внешность, а также ложные представления или неправильное схватывание реальности. Как видимая сущность вещей, так и наше „цепля- ние" за них могут оказаться ложными. Вы имеете в виду и то и другое?» «Я имею в виду, в первую очередь, схватывание реальности, — пояснил Ричи. — Мы рассматриваем заблуждение как вызванное эмоцией смещение восприятия и когниции. Заблуждение подразумевает воздействие эмоциональных цепочек мозга на цепочки, отвечающие за восприятие вещей или представление о мире, а также на цепочки, участвующие в мыслительных процессах». «Получается, — уточнил Далай-Лама, — что заблуждение — это смещение вашего восприятия». «Да, — согласился Ричи. — Такое определение очень близко к тому, что Маттье говорил вчера о схватывании реальности как таковой. Заблуждения — это влияния, которые затемняют наше восприятие реальности. Они становятся отражением того, как эмоции одновременно разрушают наши представления о реальности и логику нашего мышления. Например, люди, склонные к беспокойству, фокусируют свое внимание на признаках возможной угрозы. В частности, люди, страдающие социо- фобиями, боятся многих социальных ситуаций, например общения с другими людьми, оценки себя другими людьми или выступлений перед публикой. Когда им показывают фотографию человека с нейтральным выражением лица, на котором отсутствуют эмоции, у них активизируется миндалевидное тело, которое у нормальных людей реагирует только на проявление страха». Ричи охарактеризовал анатомические связи между миндалевидным телом и частями системы, отвечающей за обработку зрительных образов. «Миндалевидное тело имеет прямые каналы связи с отделом мозга, который первым получает зрительную информацию. Эти связи обеспечивают работу механизма, позволяющего негативным эмоциям воздействовать на наше восприятие визуальной информации с самого первого момента». «В буддизме, — заметил Далай-Лама, — существует четкое различие между фактическим зрительным восприятием и мысленным осознаванием зрительного восприятия. Вы хотите сказать, что эти связи со зрительной корой влияют даже на само зрительное восприятие?» «Правильно». «В буддийских эпистемологических текстах говорится о разных условиях возникновения заблуждений, при которых может искажаться даже зрительное восприятие. Такие условия непосредственно предшествуют ментальному состоянию. В частности, ментальное состояние когнитивности может реально влиять на зрительное восприятие». «Следовательно, эти данные вполне соответствуют буддийской точке зрения, — отметил Ричи, собиравшийся рассказать об эксперименте, который привел его к таким же выводам. — Скажем, вам показывают два слова, „нож" и „карандаш", располагающиеся одно над другим; затем сразу же появляется точка, и вам нужно нажать на кнопку, как только вы увидите эту точку. Иногда точка появляется там, где расположено слово „карандаш", а иногда в том месте, где слово „нож". Люди, подверженные беспокойству, гораздо быстрее реагируют на появление точки в зоне эмоционально окрашенного слова, обозначающего угрозу, такого как „нож". Результат всегда одинаковый и его легко воспроизвести». Затем Ричи подкрепил свою теорию практикой. Он показал слайд с набором слов, каждое из которых было отпечатано разным цветом, например, «яблоко» — пурпурным, а «дом» — желтым. Некоторые из этих слов несли эмоциональный заряд («кровавый», «пытка»). При этом все слова были написаны не на английском, а на тибетском языке, что вызвало одобрительный шумок среди тибетцев. Это был один из вариантов теста Струпа — классического психологического теста, с помощью которого можно продемонстрировать воздействие эмоций на восприятие. В ходе этого теста участников просят назвать цвет того или иного слова. Ричи пояснил свою мысль: «Если вы испытываете беспокойство, то вам потребуется намного больше времени, чтобы назвать цвет тех слов, которые вызывают беспокойство: поскольку вы приходите в возбужденное состояние, вам труднее вспомнить название цвета. Это еще один пример того, как эмоции влияют на наше восприятие. Ваше Святейшество, я хотел бы закончить свое выступление цитатой из вашей книги „Искусство счастья", которую вы написали в соавторстве с Говардом Катле- ром: „Мы можем систематически тренировать ум, культивировать счастье, трансформировать свою внутреннюю сущность путем сознательного отбора и концентрации внимания на позитивных ментальных состояниях, а также путем преодоления негативных ментальных состояний. Это возможно благодаря самой структуре и принципам работы нашего мозга. Но заложенная в нашем мозге программа не является статичной, установленной раз и навсегда. Наш мозг тоже способен адаптироваться"». Ричи процитировал пассаж, который он поместил в конце своей статьи о пластичности мозга, опубликованной в журнале «Psychological Bulletin». Он отражает представление самого Ричи о том, какой может стать психология. В самом деле, эти слова как нельзя лучше характеризуют прекрасный союз его интеллектуальных и профессиональных интересов. В представлении Ричи Далай-Лама воплощает самые желанные эмоциональные качества — спокойствие и сострадание — и олицетворяет надежду на то, что каждый из нас может реализовать в себе эти качества — трансформировать свою человеческую сущность. На этой оптимистической ноте презентация закончилась. И раздались аплодисменты. Ричи сложил ладони вместе, приветствуя Далай-Ламу, который взял его ладони в свои и коснулся их лбом в знак признательности. Глава 9 Потенциальная возможность измениться В своем бестселлере «Монах и философ» Маттье Рикар и его отец, французский философ Жан-Франсуа Ревель, ведут широкомасштабный диалог о науке, буддизме и смысле жизни. В этой книге Маттье утверждает, что на протяжении двух или даже больше тысячелетий в буддийской практике использовалось то, что с полным правом можно назвать «внутренней наукой», — системный метод преобразования внутреннего мира с целью создания более совершенного человеческого существа, с развитой способностью к бескорыстию и состраданию, спокойного и безмятежного. Одним из результатов этой программы, по мнению Маттье, стало освобождение от тирании деструктивных эмоций. Сегодня психология ступила на этом же путь поисков, но не на религиозной, а на научной основе. Главной целью психологии стал поиск способов влияния на работу мозга, способных укрепить эмоциональное равновесие. Применительно к задаче подавления деструктивных эмоций эта цель выглядит еще более привлекательной. Утром Ричард Дэвидсон отметил, что мозг сплетает эмоции с интеллектом; возможно, позитивный потенциал такого сплетения позволит нам укрепить интеллектуальный компонент эмоциональной жизни. В частности, предположение ( Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|