|
Шейнов В. П. Искусство управлять людьми.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 265523
Автор: Шейнов В. П.
Название: Искусство управлять людьми. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Прародители этого замечательного словосочетания — античные риторы. Именно с «изобретения мыслей» начинается подготовка хорошей речи. Чем глубже, серьезнее мысли, тем более содержательна будущая речь. Точно подметил В. Гюго: «От полноты мысли зависит богатство речи». Если в речи отсутствуют мысли, заслуживающие внимания аудитории, это расценивается обычно как пустая болтовня. Цель оратора — воздействовать на сознание слушателей. Еще Аристотель обращал внимание, что один из способов убеждения — учет характера слушателей, их интересов. Поэтому говорить следует о том, что интересует данную аудиторию. Как хороший портной кроит костюм по фигуре заказчика, так и хороший оратор строит свою речь, всецело завладевая вниманием слушателей.
Стержневая идея. В любой речи должна быть такая идея, отвечающая цели выступления. Ее необходимо ясно сформулировать уже в начале выступления. Это сразу же привлекает внимание аудитории к тому, что она услышит. Главенствующая идея служит связующим звеном для отдельных положений речи, почему она и называется стержневой. А вот основных идей в речи может быть несколько. Объем речи. Не пытайтесь «втиснуть» слишком много материала в свою речь, ограниченную по времени. Еще Шекспир сказал: «Где мало слов, там вес они имеют». Просрочка времени, перескакивание с одного на другое в процессе выступления может непоправимо испортить впечатление от него. Нередко в выступлении нельзя использовать весь имеющийся материал, поэтому он должен тщательно отобран. О некоторых сторонах дела можно только упомянуть или предложить желающим ознакомиться с ними после доклада. Здесь уместно руководствоваться следующей мыслью Аристотеля: «Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз большее». Можно предварительно определить объем речи. Скажем, чтение одной страницы машинописного текста, напечатанного через полтора интервала, занимает две минуты, если не делаются отступления. Репетиция Старое правило гласит: оратор должен говорить так, чтобы его можно было не только понять, но и невозможно не понять. Очень важно увидеть и услышать себя со стороны. Помочь докладчику в этом может магнитофонная запись выступления во время репетиции, а тем более — видеозапись. Особенно отчетливо недостатки видны при прослушивании спустя несколько дней после репетиции. Известные ораторы посвящали много времени подготовке своих речей. Блестящие «экспромты» на деле нередко являются удачными домашними заготовками. Репетируют речь, если не хотят зачитывать ее. Это, как правило, не импонирует аудитории. Слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа, нет живого контакта между ними и оратором. К тому же зачитывание речи у многих ассоциируется с недостаточным знанием оратором вопроса или его неумением излагать свои мысли. В 1672 году Петр I издал указ, гласивший: «Указую: господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по писаному, а токмо словами, дабы дурь каждого всем видна была». Даже выступая «без бумажки», рекомендуется все же кое-что зачитывать. Прежде всего — цитаты и цифровой материал. Цитаты и цифры представляют собой сгустки информации и являются сильнейшими аргументами. Малейшая неточность может повлиять на смысл излагаемого. Например, ошибка в цифрах, или просто перестановка слов, или изменение одного-двух из них, или потеря слова — все это может привести к существенным искажениям информации. Нечестные ораторы пользуются этим преднамеренно, прием этот называют «передергиванием» фактов. При разоблачении они обычно ссылаются на свою память или оговорку. Сам текст речи размечается (например, цветными фломастерами): выделяются ключевые фразы и слова, фамилии, наименования, наиболее важные цифровые данные, цитаты. Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно мгновенного взгляда на страницу, чтобы восстановить ход мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору держаться уверенно. Так же удобно пользоваться тезисами выступления с выделенными ключевыми словами. 7.2. ТЕХНИКА ВЫСТУПЛЕНИЯ Прежде чем начать... Многие выступающие обнаруживают свое волнение тем, что, получив слово, сразу же начинают говорить, хотя аудитория еще не настроилась на восприятие его . речи. Поэтому вначале необходима некоторая пауза-, до-щ статочная по крайней мере для установления полной тишины. Для большей выразительности паузы можно пристально смотреть на людей, которые еще не успокоились. Не следует делать замечания или просить тишины, ибо нравоучения не нравятся слушателям. Иногда полезно и пошутить, например: «Пожалуйста, проходите вперед. Здесь есть свободные места, где вы можете вздремнуть также хорошо, как и сзади». □□□□□□□□□□ Основная задача. «Почти во всех делах самое трудное — начало». Эти слова принадлежат Ж.Ж. Руссо. От того, как оратор начнет свою речь, насколько ему удастся заинтересовать аудиторию, во многом зависит его успех. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед оратором стоит важная психологическая задача — настроить слушателей на восприятие того, что они услышат. Однако не «засиживайтесь» на вступлении, оно должно быть кратким. Одних слушателей интересует сама тема выступления, они надеются получить ответы на интересующие их вопросы. Других просто обязали быть на этом мероприятии, так что они пришли не слушать и предпочитают заниматься посторонними делами (читать, болтать, разгадывать кроссворды и т.п.). Оратору необходимо завоевать внимание всей аудитории. Это, бесспорно, трудное дело. Поэтому особое внимание следует уделить началу речи, первым фразам. Первые слова. Опытные ораторы рекомендуют начинать с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания, хлесткой цитаты. Пробуждает интерес к выступлению и рассказ о каких-либо событиях, имеющих отношение к данной аудитории, к теме выступления. Эффективное средство завоевания внимания слушателей — вопросы к аудитории. Они позволяют оратору втянуть слушателей в активный умственный процесс. Основная часть речи Логика изложения и средства ее достижения. Все излагаемоедолжновращатьсявокругстержневойидеи. Рассматриваются различные аспекты, способствующие ее лучшему осмыслению слушателями. При этом очень важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для заключения, выводов. В связи с этим рекомендуется иметь в запасе сокращенный вариант основной части речи и воспользоваться им, если вы не укладываетесь в отведенное вам время. Торопясь изложить как можно больше фактического материала, вы в итоге скомкаете заключительную часть своего доклада или вообще не сможете сформулировать и довести до слушателей свои выводы. Цифровые данные, поясняющие стержневую идею, для облегчения восприятия можно демонстрировать с помощью диаграмм, таблиц и графиков. Обязательным атрибутом демонстрации является указка. Но в устном выступлении объем цифрового материала должен быть ограниченным: цифры утомляют слушателей, как правило. Однако выводы изцифровых Данныхявляютсянаиболееаргументированной частью выступления, поэтомужелательно, чтобы они имели лпрямое отношениек стержневой идее. Чтобы слушатели не сомневались в точности приводимых цифр, рекомендуется иногда «подглядывать» в текст, даже если вы помните их наизусть. Речевые Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|