Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52303

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Зейгарник методика соотношения пословиц, метафор и фраз [Зейгарник Б.В., 1934]. Патопсихологическая методика для исследования особенностей мышления. Выявляет такие расстройства мышления, как соскальзывания, разноплановость, нарушения целенаправленности, непродуктивность. Состоит из набора пословиц и метафор, к каждой из которых обследуемый должен подобрать соответствующую ей по переносному смыслу фразу из другого набора. Последний содержит также фразы, лишь внешне сходные с пословицами и метафорами. Важна для диагностики шизофренических расстройств мышления.
Зейгарник феномен [Зейгарник Б.В., 1927]. Лучшее воспроизведение в памяти незавершенных действий по сравнению с завершенными. Свидетельствует о роли личностно-мотивационного компонента в структуре мнестической деятельности. Эффект лучшего воспроизведения незавершенных действий не обнаруживается у больных шизофренией с выраженными эмоционально-волевыми изменениями.
Зона биологического действия. Один из показателей (количественных), свидетельствующий о возможности хронической интоксикации. Устанавливается диапазоном между дозами, определяющими начало, порог хронического токсического действия и средней летальной дозой. Знание З.б.д. важно при лечении нейролептиками, учет ее позволяет избежать возникновения хронического нейролептического синдрома.
Зоопатия внутренняя (греч. zoon — живое существо, pathos — страдание, болезнь) [Dupre E., Levy, 1903]. Один из вариантов бреда одержимости, ипохондрического бреда. Больные говорят о наличии у них в теле какого-либо животного, испытывают ощущения, соответствующие движениям заключенного в них живого существа. По мнению Е.Н. Каменевой [1957], правильнее говорить о бреде «внутреннего существа», так как иногда речь идет не о животном, а о каком-либо другом существе, заключенном в теле больного (например, о нечистой силе, двойнике, о ребенке при бреде ложной беременности).
Ср.: архаический бред.
Зоопсии (зоо + греч. opsis — зрение). Зрительные галлюцинации, содержанием которых являются животные, чаще всего наблюдаются при делириозных состояниях.
Син.: галлюцинации зоологические.
Зоосадизм (зоо + садизм). Вид перверсии, садизма, при котором чувство полового удовлетворения достигается путем издевательства над какими-либо животными.
Зоофилия эротическая (зоо + греч. philia — влечение, любовь) [Krafft-Ebing R., 1886]. Вид перверсии, при которой больные испытывают наслаждение при рассматривании животных или общении с ними, например при верховой езде, дрессировке. При этом отсутствует стремление к совокуплению с животными. Рассматривалась автором как проявление фетишизма.
Син.: бестиализм, скотоложество, содомия, зооэрастия.
Зоофобия (зоо + греч. phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь животных, чаще определенного вида (кошек, куриц и других).
Зурабашвили словесно-семантический эксперимент [Зурабашвили А.Д., 1955]. Модификация ассоциативного эксперимента, учитывающая онтогенетическое развитие речевой сигнализации. Включает следующие варианты ассоциативного эксперимента, отражающие различные эволюционно-динамические ступени второй сигнальной системы: 1) непосредственное раздражение предметами — словесный ответ; 2) словесное раздражение (существительные) — словесный ответ; 3) словесное раздражение (глаголы) — словесный ответ; 4) словесное раздражение (отглагольные существительные) — словесный ответ; 5) словесное раздражение (прилагательные) — словесный ответ; 6) словесное раздражение (название предметов или действий) — ответ письменной речью; 7) раздражение письменной речью (название предметов или действий) — словесный ответ; 8) раздражение письменной речью (названия предметов или действий) — ответ письменной речью.


_И, Й_

Иванова метод активирующей психотерапии [Иванов Н.В., 1963]. Заключается в обучении больного проведению мотивированного самовнушения в целях противодействия определенным симптомам болезни.
Иванова методика коллективной психотерапии [Иванов Н.В., 1958]. Психотерапевтическая методика для лечения больных неврозами. Предполагает три этапа: на первом происходит индивидуальное обследование больного, условий его жизни, отношения к болезни. Цель — преодоление неправильного отношения к болезни. Второй этап характеризуется выявлением с каждым больным неблагоприятных влияний и травмирующих моментов, играющих роль в патогенезе невроза. Происходит эмоциональная перестройка больного, укрепляются новые динамические стереотипы. На заключительном этапе пропагандируется активное участие в общественной и производственной работе. Больные обучаются приемам противодействия некоторым невротическим симптомам. Коллективная психотерапия сочетается с индивидуальной работой с каждым больным группы.
Иванова структурно-ассоциативный эксперимент [Иванов В., 1965]. Вариант ассоциативного эксперимента, цель которого — исследование грамматического и логического «структурирования» речи (мыслительной деятельности). В качестве словесного раздражителя используются незаконченные предложения, отличающиеся синтаксической структурой и отсутствием определенных частей речи. Позволяет обнаружить латентные проявления разорванности мышления, резонерства и начинающегося распада речи в тех случаях, когда клинически они еще мало заметны.
Иванова-Смоленского симптом [Иванов-Смоленский А.Г., 1934]. Находящийся в кататоническом ступоре больной может на устно задаваемые ему вопросы отвечать письменно.
Ивановой методика обучающего эксперимента [Иванова А.Я., 1965, 1969, 1976]. Экспериментально-психологическая методика для оценки умственного развития детей. В основе — идея Л.С. Выготского о необходимости при изучении интеллектуального уровня детей учитывать зону ближайшего развития. Определяются степень и виды нарушения обучаемости. Помощь исследующего при этом дозируется количеством уроков-подсказок. Используются приемы классификации геометрических фигур, кубики Кооса. Методика позволяет дифференцировать различные формы аномалий умственного развития детей.
Иглоукалывание. Один из методов рефлексотерапии, основанный на воздействии на физиологически активные точки поверхности тела, соответствующие проекции различных внутренних органов и систем организма.
Син.: акупунктура, иглотерапия, чжень-цзю-терапия.
Игровая психотерапия. Метод психотерапии, использующий естественную потребность ребенка в игре, являющуюся важной составной частью гармонического его развития (навыков, воображения, самостоятельности). Применяется как самостоятельная методика и в комплексе с другими психотерапевтическими мероприятиями. Игровые методы включаются и в структуру патопсихолотического эксперимента, максимально приближая его к естественному [по А.Ф. Лазурскому, 1918].
Идеи аутохтоные (греч. idea — понятие, представление). См. Аутохтонный.
Идеи бредовые. Болезненные идеи, искаженно отражающие реальную действительность, полностью овладевающие сознанием больного и не поддающиеся коррекции. См. Бред.
Идеи бредоподобные. См. Фантазии бредоподобные.
Идеи доминирующие. См. Идеи сверхценные.
Идеи кататимные. Идеи, вытекающие из аффективно окрашенного комплекса представлений, не определяющиеся логическим мышлением.
Идеи навязчивые. Один из видов навязчивых состояний. Характеризуются непроизвольным, и даже вопреки воле, возникновением, отсутствием видимой связи с содержанием мышления. Они воспринимаются больным как чуждые, но не могут быть устранены волевым усилием. Оставаясь чуждыми мышлению в целом, И.н. приводят к нарушениям логического хода мышления. Болезненный характер И.н. осознается больным, к ним существует критическое отношение.
К И.н. относятся навязчивые сомнения, навязчивое мудрствование, контрастные навязчивые мысли.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Видеоигры помогают от болезни Альцгеймера
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Влияние на веру в бога нейромодуляции орбитофронтальной коры
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Молосаев Дмитрий Николаевич. Повышение общей физической подготовки пловцов с детским церебральным параличом.
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Корсакова Н., Московичюте Л. Клиническая нейропсихология.
  • Набиуллина Айгуль. Биоэнергопластика как метод в коррекции речевых нарушений.
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Ангионевроз
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Сарачкевич Галина Викторовна. Перспективное планирование 'Мелкая моторика в развитии речи детей раннего возраста'
  • Изучение иностранных языков делает нас умнее
  • Пориомания; Дромомания
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. Самосознание психически больных.
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Редактор. В какую сторону крутится балерина?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Борис Елена Николаевна. Особенности внимания у детей с общим недоразвитием речи.
  • Становкина Наталья Анатольевна. Развивающее занятие для младшего и старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЫЧНОЙ ПРИЩЕПКИ»
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Султанова Лилия Вадимовна, Хомякова Алёна Викторовна. Кинезиологические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Мишкарева Оксана Анатольевна. Доклад на тему: «Технология применения ИЗО терапии в работе детьми с нарушением речи»
  • Диденко Борис Андреевич. Цивилизация каннибаллов.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь