Арана Джордж, Розенбаум Джеральд. Руководство по психофармакотерапии

Категория: Медицинская психология, Психотерапия и консультирование | Просмотров: 29454

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Таблица 6.4. Показания для назначения β-адреноблокаторов в психиатрии

Эффективны
Тревога накануне публичных выступлений (социофобия)
Тремор, вызванный приемом лития
Акатизия, вызванная приемом нейролептиков
Эффективны с высокой вероятностью
При добавлении к бензодиазепинам для лечения алкогольной абстиненции
Могут быть эффективны
При приступах ярости у больных с органическими поражениями мозга
Как альтернатива бензодиазепинам при ГТР

Механизм действия

β-адреноблокаторы конкурентно блокируют связывание норадреналина и адреналина с β-адренорецепторами. Таким образом, они действуют как периферические симпатолитики. Для понимания механизма их центрального действия необходимо более подробное описание функций норадреналина в ЦНС.
Норадреналин синтезируется небольшим количеством нейронов мозга, расположенных в покрышке ствола. Самое крупное норадренергическое ядро — locus ceruleus в дорсальной части моста, которое обладает широкими связями со всеми полостями мозга. Функционально норадренергическая система мозга участвует в регуляции уровня бодрствования, выброса гормонов, болевой чувствительности и центральной регуляции симпатической нервной системы. Предполагается, что норадренергическая система играет важную роль в механизмах развития тревоги и страха. В периферической нервной системе норадреналин выполняет роль основного медиатора постганглионарных симпатических нейронов. Роль в ЦНС адреналина ограничивается участием в регуляции кровяного давления. Как адреналин, так и норадреналин являются гормонами стресса и вырабатываются надпочечниками.
Имеются два типа рецепторов норадреналина и адреналина, называемых α- и β-рецепторами. Для каждого из этих рецепторов существуют, по крайней мере, два подтипа. α1-рецепторы локализованы на постсинаптической мембране нейронов симпатической нервной системы и головного мозга. В мозге α1 рецепторы обнаруживаются как в нейронах, так и в кровеносных сосудах. Стимуляция α1-рецепторов вызывает вазоконстрикцию. Селективный антагонист α1-адренорецепторов — празозин — используется в качестве антигипертензивного средства. В психиатрии специфические антагонисты α1-рецепторов в настоящее время не используются. Известно, что α2-рецепторы — это в основном пресинаптические ауторецепторы (как в окончаниях симпатических нейронов, так и в нейронах locus ceruleus в головном мозге). Селективный агонист α2-рецепторов — клонидин, селективный антагонист — йохимбин. Поскольку α2-рецепторы оказывают, в основном, ингибирующее действие на норадренергические нейроны, клонидин ослабляет норадренергическую передачу в нейронах мозга и способствует развитию гипотензии и других центральных эффектов.
β1-рецепторы обнаружены в мозге и сердце. В сердце они вызывают хронотропный и ионотропный эффекты. Селективные антагонисты β1-рецепторов — метопролол, атенолол и практолол. β2-рецепторы мозга располагаются в основном в клетках глии, а не в нейронах. В периферической ткани их обнаруживают в легких и в кровеносных сосудах. Стимуляция β2-рецепторов вызывает бронходилатацию и вазодилатацию. Селективные агонисты β2-рецепторов — сальбутамол и тербуталин — применяются для лечения астмы. Селективные антагонисты в клинике не используются. Имеются данные о том, что пиндолол, антагонист β-адренорецепторов и пресинаптических 5-HT1A-рецепторов, ускоряет наступление эффекта селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС).

Фармакология

β-блокаторы различаются между собой по четырем основным признакам: относительная рецепторная селективность, липофильность, метаболизм и период полувыведения. Появление относительно селективных антагонистов β-рецепторов (метопролола и атенолола), действующих на β2-рецепторы в меньшей степени, чем на β1-рецепторы, уменьшило проблему развития бронхоспазма, связанную с применением более старых неселективных препаратов. Тем не менее, селективность этих препаратов относительна, поэтому их следует с осторожностью назначать больным с астмой. Для лечения психических заболеваний применяются как неселективные, так и β1-селективные соединения.
β-блокаторы существенно различаются по липофильности. Наименее липофильные препараты, надолол и атенолол, плохо проходят через гематоэнцефалический барьер, поэтому их периферические эффекты преобладают над центральными. У более липофильных препаратов, пропранолола и метопролола, центральное действие так же выражено, как и периферическое. Умеренной липофильностью обладают ацебутолол и тимолол. Пиндолол также относится к препаратам с умеренной липофильностью, однако в отличие от других β-блокаторов, он обладает так же симпатомиметической активностью. В настоящее время пиндолол в психиатрии не применяется. [Пиндолол иногда применяется при терапевтически резистентных депрессиях с целью усиления действия СИОЗС или трициклических антидепресантов. — Прим. ред.]
β-блокаторы различаются также по периоду полувыведения. Относительно большой период полувыведения надолола и атенолола позволяет назначать эти препараты один раз в сутки. Пропранолол, напротив, необходимо принимать несколько раз в сутки или использовать пролонгированные формы. Основные характеристики широко применяемых β-адреноблокаторов представлены в табл. 6.5.

Таблица 6.5. Важные фармакологические характеристики наиболее часто применяемых β-адреноблокаторов
Препарат Селективность Липофильность Период полувыведения (ч) Способ выведения
Пропранолол Отсутствует Высокая 3-6 Печень
Метопролол β1 Высокая 3-4 Печень
Атенолол β1 Низкая 6-9 Почки
Надолол Отсутствует Низкая 14-24 Почки

β-блокаторы не вызывают злоупотребления и развития толерантности.

Применение в психиатрии

Тревога перед публичными выступлениями

Тревога накануне публичных выступлений, наиболее распространенным примером которой считается боязнь сцены, является одной из форм социофобии. В тяжелых случаях тревога перед выступлениями может мешать выполнению основной работы. Это относится, например, к преподавательской, артистической и музыкальной деятельности, а также к людям, вынужденным часто давать интервью. Симптомы тревоги перед публичными выступлениями включают в себя сухость во рту, хриплый голос, сердцебиение, затрудненное дыхание, тремор, а иногда слабость и головокружение. Такая тревога может подпитывать себя, создавая порочный круг тревоги ожидания перед выступлением и усиливая тревогу во время выступления.
Если этот синдром мешает профессиональной деятельности, необходимо лечение. Терапевтические дозы β-блокаторов вызывают минимум побочных эффектов в ЦНС и обычно улучшают состояние. С другой стороны, бензодиазепины, которые могут вызывать седативный эффект или растормаживание, скорее всего, ухудшат состояние.
Однократного приема 10-40 мг пропранолола или эквивалентной дозы другого препарата обычно достаточно. Как правило, препарат принимают за 20-30 минут до тревожащего события. Разумно предварительно несколько раз принять пробную дозу. Поскольку большинство симптомов — периферические, менее липофильные препараты (например, надолол или атенолол) также эффективны. Больным, которые не хотят принимать или не переносят β-блокаторы, назначают когнитивную или поведенческую терапию.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Бакина И.Н., Гузева Е.В.. «Адаптированное применение гимнастических палок в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
  • Крутякова Т, Мошкович М.Г. Упрощенка 2008. Переход. Применение. Возврат
  • Бондарева Александра Федоровна. Применение ИКТ в работе специалиста. Разработка интерактивных игр для занятий
  • Гашков С.Б. Системы счисления и их применение
  • Филатова Ольга Владимировна. Презентация 'Применение инновационных здоровьесберегающих технологий игрового стретчинга и фитбол-гимнастики как один из способов модернизации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ'
  • Кори Дж. Этические вопросы использования групповых техник
  • Волкова Виктория Александровна. Педагогическая статья «Современные малые средства информационных технологий и их применение».
  • Мак-Вильямс Н. Клиническое применение результатов оценки идентификаций
  • Кузнецова Ирина Станиславовна. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ИНТЕРНАТА ДЛЯ ДЕТЕЙ «ПОДСОЛНУХ»
  • С. Романюха. Нейромаркетинг. Практическое применение метода «Метаморфная модель Зальтмана (ZMET)» в исследовании потребителей.
  • Лазарева Ольга Николаевна. Суть метода драмогерменевтики в ДОУ при ознакомлении дошкольников с новой сказкой. Педагогическое мероприятие Применение технологии драмогерменевтики (социоигровые приемы) в образовательной и воспитательной деятельности с детьми
  • Бражникова Алла Валериевна. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Ирина Шотт. Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми»
  • Иванова Елена Ивановна Другалева Дарья Владимировна Дмитриева Евгения Викторовна. «Применение активных методов обучения на уроках математики в ДОО и начальной школе»
  • Игнатченко Ирина Николаевна. Статья: «Использование кинетического песка в работе с детьми»
  • Дробная Анастасия Сергеевна. Использование фототерапии в работе со старшими дошкольниками в ДОО
  • Воронина Марина Николаевна. ПРИМЕНЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
  • Кравченко Елена Саввельевна. «Применение ИКТ в духовно — нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
  • Ренн П. Связь между детской травмой и последующим преступным поведением: применение теории привязанности в исправительном сеттинге
  • Бирюкова И.В. Применение танцевально-двигательной терапии в реабилитации онкологических пациентов
  • Локоть В.В. Задачи с параметрами. Применение свойств функций, преобразование неравенств
  • Хацкевич М.А. Тренажёр по английскому языку. 2 класс
  • Хацкевич М.А. Тренажёр по английскому языку. 3 класс
  • Хацкевич М.А. Тренажёр по английскому языку. 4 класс
  • Бухвалов А.В. и др. Финансовые вычисления для профессионалов. Настольная книга финансиста
  • Чустеева Анастасия Никитична. Применение современных технологий в реализации поликультурного воспитания дошкольников
  • Мартынова Анна Михайловна. Применение песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
  • Обросова Юлия Анатольевна. Применение ИКТ в первой младшей группе (с 2-3 лет) МБДОУ №79 «Мальчиш-Кибальчиш» г.Северодвинск.
  • Кузнецова Олеся Петровна. Применение информационно-коммуникационных технологий как одно из условий формирования компетентности современного педагога ДОУ
  • Ардамина Римма Сергеевна. Применение интерактивных технологий в практической деятельности учителя – логопеда
  • Воронистая Наталья Анатольевна. «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми»
  • Крючкова Наталья Петровна. Применение цифровых технологий в дошкольном образовании.
  • Дорофеева Евгения Александровна. Применение метода сенсорной интеграции в работе логопеда.
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Соколова Елена Павловна. Применение интерактивных игр в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста
  • Гаращенко Татьяна Васильевна. Применение игровых технологий на логопедических занятиях
  • Пастухова Вероника Викторовна. Применение метода куклотерапии в логопедической работе с дошкольниками.
  • Осьминина Евгения Юрьевна. Презентация «Развитие двигательной активности и практическое применение игровых технологий на прогулке»
  • Сафронова Анна Николаевна. Применение дидактических материалов в деятельности педагога ДОО
  • Психоаналитические модели, учитывающие модульную структуру бессознательного и психики
  • Нюрнберг Герберт - Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов
  • Ревнивых Ольга Александровна. Применение игровых технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста
  • Бужинаева Татьяна Геннадьевна. ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА»
  • Антошина Юлия Ивановна. Применение наглядно-игровых пособий из фетра в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
  • Лазарева Ольга Николаевна. Педагогическое мероприятие: Применение технологии драмогерменевтики (социоигровые приемы) в образовательной и воспитательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
  • Александер Франц. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение.
  • Осьминушкина Зоя Ивановна. Применение музыкальных групповых игр в работе педагога-психолога: развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
  • Дедюхина Алина Вячеславовна. Применение игровых технологий в преподавании хореографических дисциплин для детей 5-6 лет
  • Сухорукова Анастасия Владимировна. «Применение методов нейропсихологии и кинезиологии в коррекционной работе с детьми с СДВГ».
  • Родионова Ирина Алексеевна, соавтор Ежикова Лариса Ивановна. Применение мнемотехники в коррекционно – образовательной работе с детьми с нарушением речи



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь