Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 27947

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Творчество невозможно без целеполагания. Четкие цели и творческая активность подкрепляют программу будущего, способствуя сохранению и укреплению физического и психического здоровья.
Творчество формирует новые знания, при освоении которых возникают умения, навыки, автоматизм и стереотипы. Этот процесс идет волнообразно. Автоматизм в виде отработанных приемов и даже стереотипы и «штампы» высвобождают время для творчества, облегчают общение людей, но они же и создают психологические барьеры, тормозя творчество. Смех и игры подкрепляют механизмы поиска и творчества, способствуют увеличению внутреннего информационного поля.
Неразделимы триады «смех — радость — счастье» и «свобода — творчество — счастье». Смех увеличивает внутреннюю свободу, а творчество рождает радость и дает положительный эмоциональный заряд. При достижении результата наступает короткий миг счастья, большого счастья. Но счастье не только в этом миге, а в его достижении, в самом процессе творчества. Зона счастья — активность. Нет счастья в бездействии. В США был поставлен эксперимент на крысах, которым создали «рай». Они потеряли биологическую активность уже в третьем поколении, и все погибли.
Процесс творчества изучен недостаточно, но основные его принципы и механизмы отражены в законах диалектики и синергетики (синергетика — наука о саморазвитии сложных открытых систем). Творчество хорошо вписывается в модели, изучаемые синергетикой. Они справедливы для природных (физико-химических, биологических и др.) и социальных систем и явлений. Их вектор направлен на снижение энтропии, формирование новых структур, возникновение «порядка из хаоса».
По закону единства и борьбы противоположностей считается, что единство относительно, а борьба абсолютна и является источником всякого движения (самодвижения). Наверное, применительно к творчеству можно говорить о единстве противоположностей. Понятие борьбы может быть введено как преодоление противоречий, психологических барьеров, стереотипов, приложение волевых усилий. Преодолевать внешние обстоятельства и условия, мешающие творческому процессу, также лучше не на основе противостояния и борьбы, а на основе созидания. В научном и инженерном творчестве нужен не спор, а диалог. Борьба людей между собой и с природой ведет к нарастанию хаоса, разрушению и гибели.
Творчество же направлено на созидание и развитие. Противоположности его составляющих — «творчество и стереотипы», «логика и интуиция», «прошлый опыт и цель (ожидаемый будущий результат)» — дополняют друг друга. Творцом можно стать, если системная триада «логика — интуиция — эмоции» будет гармонична. В каждой паре этой триады элементы дополняют друг друга, а третий задает меру неопределенности в соответствии с универсальным принципом «неопределенности — дополнительности — совместимости», впервые введеным в квантовой физике.
Закон отрицания отрицания, выражает преемственность (связь нового со старым) и развитие по спирали (повторяемость на более высоком уровне). Происходит отрицание какой-то части известного, преобразование другой и возникновение нового. Все изобретения создаются по этому закону, даже если авторы изобретений забыли или не знали его.
Закон перехода количества в качество отражает один из важнейших механизмов творчества. Постепенное накопление информации и ее анализ (логика) завершаются скачкообразным переходом к новому качеству в виде озарения (интуиции). Внезапное озарение, или инсайт, и есть, по сути, механизм разрушения стереотипов и адаптации, после которого включается механизм формирования новой структуры, более эффективной в данных конкретных условиях. Этот закон применительно к творчеству хорошо иллюстрируется словами А. Эйнштейна: «Я думаю и думаю месяцами и годами. Девяносто девять раз заключение неверно. В сотый раз я прав». Аналогично в изобретательстве — длительный поиск и изучение аналогов, озарение и новое техническое решение, а затем разработка на его основе нового способа или устройства.
Человек — открытая система, в отличие от других живых существ, в большей степени запрограммированных генетически. Человек может делать то, что сочтет нужным, или то, что ему прикажут. Открытость взаимосвязана с высоким развитием интеллекта и свободой воли. Познание и создание нового происходят в процессе моделирования. Но зачастую модели, созданные человеком, принимаются за действительность и подменяют ее, приводя к нарушениям и дисгармонии в системе «человек — технология — среда» (СЧТС). Избежать этого можно, если в основу творчества положены фундаментальные знания, синергетичность методологии и целостность подхода, а реализация этого возможна при нравственно-интеллектуальном возрождении людей. Необходима гармония в системе «хочу (желание) — могу (возможность) — надо (необходимость)».
Важно выявить условия, помогающие или мешающие развитию творчества. Эти условия могут быть объединены в три группы:
1) внутренние условия (знания, направленность способностей, индивидуальные психологические способности);
2) условия деятельности (постановка задачи, решение задачи, результат);
3) внешние условия (материально-техническая база, взаимоотношения в деятельности, внедрение результата).
Эти три группы условий связаны с целями (функциональными, экономическими, экологическими). Развитие задатков и способностей проявляется при гармонии условий и целей как внутри названных групп, так и между ними.
В любой деятельности можно выделить: познание, реагирование и отношение. Если отсутствует интерес и человек не испытывает потребности в этой деятельности, то эти элементы деятельности превратятся в механическое запоминание, отрицание, конфронтацию, а труд станет подневольным. Положительная мотивация обеспечит осмысление в процессе познания, принятие (резонанс с делом) и сотрудничество, что делает труд творческим.
Для выявления направленности задатков и способностей необходимо выявить наиболее эффективный стиль деятельности, соответствующий складу интеллекта и психологическим особенностям. Для этого в системе декартовых координат необходимо отложить по оси Х — наиболее приемлемый способ деятельности (предметный, образный, абстрактный), по оси Y — наиболее приемлемый подход к деятельности (фундаментальный, организационно-технологический, технический), по оси Z — индивидуальные различия в социальном плане (экстраверсия, смешанный тип, интроверсия). Каждый может определить по каждой из осей то, что является для него ведущим (с чего он начинает или свойственно ему).

Проблемы технического творчества

Техническое творчество в труде инженера должно составлять важную часть. Большинство инженеров или не имеют возможности, или не способны решать технические задачи, создавать новые технологии и технику. Основными причинами этого являются: системы воспитания и образования, не направленные на развитие творчества, условия деятельности и взаимоотношения в социуме, живучесть стереотипов, особенно приобретенных в той группе людей, к которой мы принадлежим.
Инженеры, способные решать творческие технические задачи на уровне изобретений, пришли к этому умению, как правило, самостоятельно, каждый своим долгим путем. Методика изобретательства у большинства из них далеко не оптимальна.
Для изобретателя важна работа над собой. В первую очередь необходимо преодолеть защитную реакцию «среднего студента» или «замотанного жизнью инженера со средними способностями», считающего что: «Изобретать могут особые люди... талантливые, а я — обыкновенный, это не для меня...»
Научиться методике изобретательства на основе ТРИЗ можно за довольно короткий срок и достаточно успешно применять ее при наличии как специальных, так и фундаментальных знаний, а также знаний смежных дисциплин, необходимых для аналогий и обеспечения целостности подхода.
В деятельности изобретателя важно все: и правильная постановка задачи, и решение задачи, и результат. Важна фундаментальность в решении любой задачи, так как фундаментальные знания на уровне понимания сущности позволяют найти наиболее эффективные технические решения. Важна и широта охвата смежных проблем. Целостный фундаментальный подход обеспечивает природосообразность новых технологий и техники, снижение «давления» их на Природу и Человека, а также ускорение поиска новых технических решений на основе внутренней системы знаний.
Процесс решения технической задачи на основе эффективной технологии решения изобретательских задач занимает немного времени — от нескольких дней до нескольких месяцев. Значительно дольше длится весь творческий цикл — от выбора проблемы до внедрения.
Инженер, решающий весь комплекс творческих задач, должен быть способным: ставить значительные новые общественно полезные цели; планировать свою работу и эффективно выполнять эти планы; хорошо владеть техникой решения творческих задач, входящих в решаемые проблемы; отстаивать свои цели и выдерживать критику сторонников «традиционных» решений; достигать результата. Ему необходимы волевые качества и высокая работоспособность. Воспитание такого комплекса качеств — проблема намного более сложная, чем обучение решению изобретательских задач.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тест "Боги и Богини"
  • Психология успеха
  • Тест "САМООЦЕНКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ" (по Айзенку)
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Графический тест личности
  • Юлия Латкина. Хочешь быть счастливым? — будь им...
  • Проективный тест «Морские сокровища». Методика прояснения целей и ресурсов.
  • Основы психологической защиты. - Из цикла "Психология успеха"
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Александр Конельский. Интуиция — ваш лучший друг на пути к успеху. - Александр Конельский
  • Рамиль Гарифуллин. Вера и ответственность: психологические основы
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психологические правила общения
  • Психология успеха. Как добиваться поставленных целей.
  • Беспалов М.В., Филина Ф.Н. Схемы минимизации налогообложения
  • Гадание по дате рождения
  • Оценка уровня тревожности и предрасположенности к неврозу родителей ребенка (А.И.Захаров)
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Психолог - профориентация школьника, выбор профессии
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Г. Фельсер. Шесть признаков для симпатии
  • Эрих Фром говорил…
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Как перестать быть неудачником и стать успешным за 30 дней
  • ТРЕНИНГ: «Развитие временной перспективы и способности к целеполаганию».
  • Насколько вы эмоционально реагируете на события вашей жизни – тест.
  • Малых Светлана Владимировна. Занятие у психолога "Подросток и конфликт"
  • Диксон Руфь. Психология современного секса.
  • Формирование видеть и адекватно оценивать человека. ЗАНЯТИЕ 12
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Что нужно делать предпринимателю, чтобы добиться успеха.
  • Путь к успеху: как расширить пределы своих возможностей
  • Тамара Майлс. Третий уровень: тайм-менеджмент
  • Татьяна Бахтиозина. Верь в себя! - Психология успеха
  • Метафоры, для воодушевления людей, для создания команды.
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Диагностика вашего текущего состояния: ожиданий, настроения и самочувствия. Проективная методика «Готовы ли вы к жизненным сюрпризам»
  • К чему снится лифт
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Оценка уровня тревожности и предрасположенности ребенка к неврозу (А.И. Захаров)
  • Знакомство со своей Тенью
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Золотые правила постановки и достижения целей
  • Управление риском. Риск. Устойчивое развитие. Синергетика – Неизвестен.
  • Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности
  • К чему снятся волки?
  • Татьяна Гунина. Значение семьи в жизни человека
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Символы любви и счастья. Как привлечь свечами желаемого партнера.
  • Проективные методики. Тесты в картинках: Что значит для вас дружба? Умеете ли вы дружить? Умеете ли вы сопереживать?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь