Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. Учебное пособие для вузов.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 41185

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Глава 5. Феномены управления групповым процессом
Ключевые понятия
Лидерство Лидер
Руководство Руководитель Модели руководства
Вопросы и задания к практическим занятиям
1. В чем сходство и различие между лидерством и руководством? Чем вызвана необходимость терминологических уточнений при обращении к этим феноменам?
2. Опишите структуру лидерства в малой группе. Какие лидерские роли можно отнести к числу основных, главных? Реализация какой из них наиболее важна для успешного руководства группой?
3. В чем суть вероятностного подхода к руководству? Опишите наиболее популярную вероятностную модель эффективности руководства.
4. Как исследования личности связаны с разработкой проблематики лидерства и руководства? Какие личностные тесты могут быть использованы при изучении лидерства и руководства?
5. Соотнесите между собой две парадигмы в понимании феномена руководства: трансакционистскую и трансформационную. В чем их специфика? Какими моделями они представлены? Есть ли между этими моделями точки соприкосновения?
6. Проанализируйте элементы когнитивистского подхода в современных исследованиях лидерства и руководства. Влияние каких когнитивных идей заметно в них наиболее всего?
Глава 6
ПРИКЛАДНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ МАЛОЙ ГРУППЫ
Востребованность психологии малой группы в области прикладных исследований не требует обоснования. Для решения любых вопросов необходим анализ групповой реальности или как предмета исследования, или же как одного из факторов внешних условий изучаемых проблем. Рассмотрены два примера приложения психологии малой группы, которые представляют собой различные варианты реализации содержания в прикладном аспекте. Первый из них — проблематика «ко-мандообразования» — в настоящее время это самостоятельная содержательная область прикладной психологии, сложившаяся как конкретизация для практики классической проблемы группового развития, процесса формирования коллективного субъекта. Предлагаются более четкие, по мнению авторов, определения понятий «команды» и «командообразования».
Во втором примере показаны специфические особенности психологии малой группы в определенной социальной сфере, а именно в системе образования, где движение идет от проблем конкретной социальной реальности к их социально-психологическому содержанию. Внимание уделено одному из вопросов, на взгляд авторов наиболее важному, — роли группы сверстников в процессе социализации личности. Обсуждаются специфика детской малой группы и ее возрастная динамика. На выбранных сюжетах мы постараемся продемонстрировать различные варианты прикладных разработок в области психологии малой группы.
6.1. Социально-психологические аспекты командообразования
Понятие «команды» имеет несколько значений. Если говорить в общепринятом смысле, то чаще этот термин используют как си-
Глава 6. Прикладные вопросы психологии малой группы
ноним «группа», но в определенных сочетаниях: спортивная команда, команда единомышленников, «Тимур и его команда» и т.д. Можно предположить, что в языке «команда» заменяет «группу» в том случае, если нужно подчеркнуть большую взаимосвязанность, взаимозависимость людей.
Интересно, что в социальной психологии вопрос об определении понятия «команда» весьма противоречив. Многие специалисты считают, что «команда» означает больше, чем просто «группа». Каждая команда есть группа, но не каждая группа — команда. Если суммировать существующие уточнения термина «команда», то можно выделить как минимум пять его значений:
1) объединение людей в спорте, где под командой понимается группа, созданная для обеспечения совместной победы;
2) объединение людей, предполагающее взаимную кооперацию и взаимопомощь;
3) любая группа совместно работающих людей;
4) группа управленцев в организации;
5) особый уровень диадического взаимодействия в дружбе или супружестве [Katzenbach & Smith, 1993в].
Понятие «команда» используется в настоящее время для описания различных социально-психологических реальностей. Так, сами команды могут называться советами, комиссиями, целевыми группами, группами или командами, употребляемыми с добавлением прилагательных рабочая, малая, автономная, многофункциональная, самопланируемая, самоуправляемая, эффективная и т.д.
Интересно, что экономисты, определяя проблему командооб-разования, обращаются по сути к психологическим параметрам [Фаткин и Морозова, 2001]. Они пишут, что командообразование — острая проблема во всех областях, где необходимо эффективное групповое участие (в бизнесе, политике, спорте), но ее создание представляет сложный творческий процесс, требующий огромных финансовых затрат и интеллектуальных усилий. Отмечая роль руководителя в этом процессе, авторы утверждают, что далеко не каждый руководитель обладает нужными для этого навыками, знаниями и временем, и, видимо, не случайно специалисты по управлению персоналом часто рекомендуют возлагать работу по формированию команд на кадровые службы организации. Однако хотя их помощь полезна, все же основную роль в сплочении подчиненных в команду единомышленников должен играть непосредственный руководитель
278
Социально-психологические аспекты командообразования
коллектива, и именно это в конечном счете является его главной задачей. Руководитель должен помочь подчиненным выработать единую систему ценностей как фундаментальную основу организационной культуры, поставить вдохновляющие цели, воодушевить на получение выдающихся результатов, создав необходимые условия и обеспечив средствами достижения.
В целом можно отметить, что проблематика социально-психологических характеристик ком'анды, механизмов и закономерностей ее формирования и развития пока еще не достаточно разработана как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях. Одна из причин такого положения (не главная, но весьма значимая), возможно, связана с тем, что понятие «команда» ассоциируется с формированием особого вида малой группы, интенсивно появляющегося в индустрии в последнее время, — «команда в бизнесе». Изучение этого типа групп вызывает определенные трудности из-за ограничения доступа исследователей в компании и запрета на опубликование результатов исследований.
Следующий после определения феномена «команды» — это вопрос о наиболее значимых признаках команды. Многие американские ученые в качестве наиболее значимой социально-психологической характеристики команды называют общее видение [Dyer, 1987]. По мнению этих авторов, выработка общего видения позволяет снять явные и потенциальные противоречия между членами команды за счет объективации позиций каждого из их в отношении вопросов, связанных с функционированием команды. Обычно при характеристике команды отмечаются также взаимодополнение по функциям и при распределении ролей между членами команды. Сказанное относится в первую очередь к способам позиционирования команды в целом и отдельных ее членов в частности. Термин «позиционирование» означает выработку членами команды определенной системы позиций относительно друг друга по самым разным критериям: функциональное позиционирование, позиционирование точек зрения и т.д.
В ходе позиционирования ответственность в команде распределяется так, чтобы каждый ее член в любой момент времени мог заменить любого из своих коллег. Следовательно, если в команде в процессе позиционирования ее членов происходит гибкое распределение и перераспределение ответственности, то в коллективе наряду с распределением функций жестко распределяется и ответственность, а выполнение совместной деятельности подчиняется строгому порядку. Возможно, с этим обстоятельством связана еще одна
279
Глава 6. Прикладные вопросы психологии малой группы
важная характеристика команды — способность быстро реагировать на изменения [Constantine, 1991]. Иными словами, командное поведение отличается от всех других форм группового поведения большей гибкостью, адаптивностью и стремлением к инновациям.
Другой особенностью команды считается присущее ее членам «понимание друг друга с полуслова». Речь идет о выработке некоторого общего языка, общего поля смыслов как в содержательном плане, так и в способах коммуникации. Этот эффект может быть достигнут как за счет опыта совместной работы, так и за счет тщательного комплектования и сыгровки членов команды, в результате которой происходит овладение отработанными процедурами взаимодействия. По мнению зарубежных авторов, члены команды представляют собой обученных индивидумов, которые являются эффективными коммуникаторами как внутри, так и за пределами команды [Wellins et al., 1991]. В отечественной социальной психологии наиболее близкой к сказанному оказывается сработанность (согласованность, сыгранность) коллектива, определяемая как эффект сочетания и взаимодействия индивидов, который характеризуется максимально возможной продуктивностью (в совместной работе) [Обозов, 1979].



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Сорокин А.В. Теория общественного богатства. Категории модели
  • Федунина Н.Ю. Многоуровневая модель оценки эффективности работы ТД
  • Грачевой М.В., Фадеевой Л.Н., Черемных Ю.Н. Моделирование экономических процессов. Под редакцией
  • Тихомиров Н.П., Дорохина Е.Ю. Эконометрика
  • Аркадьева Ирина Валерьевна. Модель образовательного процесса ДОО с учетом введения ФГОС
  • Красс М.С., Чупрынов Б.П. Математические методы и модели для магистрантов экономики
  • Влияние стиля руководства на психологический климат в организации
  • Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Концепции психосоматических нарушений ориентированные психофизиологически
  • Ховрачев А. П., Еремина Е. К. Краткосрочная групповая терапия: ТА здесь и сейчас
  • Георгий Почепцов. Три модели построения информационных операций. - Геогрий Почепцов
  • Кострова А.В. Методы и модели информационного менеджмента. Под редакцией
  • Методики НЛП высшего уровня - Семинары Р.В. Коннера.
  • Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информационные системы и модели. Элективный курс: Учебное пособие + Практикум
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Сагайдак Екатерина Александровна. Анализ эффективности образовательной программы для детей с ОВЗ
  • Психоаналитические модели, учитывающие модульную структуру бессознательного и психики
  • С.В. Уманский. Психотерапия. Безопасность как критерий эффективности.
  • Редактор. Из бумаги
  • Пугачёва Татьяна Сергеевна. Презентация 'Характеристика модели двигательного режима'
  • Люборски Л. Руководства по психотерапии: переворот в исследовательской и терапевтической практике
  • Успешный руководитель: кто он? (Психология лидерства)
  • Беспутина Марина Сергеевна. Проект 'Трудовое воспитание'
  • Туровец А. А. Транзактно-аналитическая семейная терапия (ТАСТ) – интегративная модель системной семейной терапии с использованием теории и практики транзактного анализа
  • Рутан Дж. Ограниченные во времени психодинамические группы
  • Сосланд А. ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА
  • Кремера Н.Ш. Высшая математика для экономистов. Под редакцией
  • Мухина Алина Александровна. Руководителей и специалистов органов управления в сфере дошкольного образования приглашают к обсуждению вопросов внедрения профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций
  • Буевич С.Ю., Королев О.Г. Анализ финансовых результатов банковской деятельности
  • Игорь Герасимов. Профессиональная импровизация в контексте эффективного поведения
  • Оллер-Валлехо Хорхе. К вопросу о функциональной модели эго состояний первого порядка
  • Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия
  • Микляева Н.В. Мониторинг эффективности реализации образовательной программы ДОО
  • Калмыкова Е.С. Нарратив в психотерапии: рассказы пациентов о личной истории (часть II)
  • Козлов Дмитрий. Как повысить продуктивность делового общения
  • Ример М.И, Касатов А.Д., Матиенко Н.Н. Экономическая оценка инвестиций
  • Ларионова Ирина Александровна. ЭССЕ на тему: «Моё видение современной образовательной модели»
  • Милтон Д. Психоанализ и когнитивно-поведенческая терапия - конкурирующие парадигмы или общая почва?
  • Интеграция различных психотерапевтических подходов в рамках теории объектных отношений
  • Ягнюк К.В. Как мы становимся другими или необходимые шаги в процессе изменения своего поведения
  • Фисун Е.В. Использование ресурсной модели в психологической работе с родителями «особых» детей
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология повышения эффективности образно-символической визуализации для прикладных задач психонейроиммунологии
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Красс М.С., Чупрынов Б.П. Математика в экономике. Математические методы и модели
  • Климишин И.А. Элементарная астрономия
  • Мониторинг результатов диагностики адаптации первоклассников и пятиклассников к школе
  • Марина Трофимова. Презентация «Разработка модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию социально-личностного развития ребенка»
  • Валентина Марченко. Психология руководителю. Когда руководителя уважают
  • Бродецкий Г.Л. Системный анализ в логистике. Выбор в условиях неопределенности



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь