Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52658

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Вторая гипотеза утверждает* что гетеросоциальная/ гетеросексуальная тревожность возникает на основе процессов когнитивной оценки. Это означает, что человек оценивает свое поведение с точки зрения ожидания неприятных последствий, а не исхода из объективных характеристик самого поведения. Такой тип оценки может быть результатом ошибочных или нереалистичных стандартов поведения, негативной самооценки или неадекватного восприятия критической ситуации* Curran (1977) приводит результаты исследования, в котором высказывалось предположение о том, что мужчины с высокой социальной тревожностью систематически недооценивают свои собственные возможности, хотя при этом дают правильные оценки социального поведения других лиц. Испытуемым с высокой социальной тревожностью свойственна также тенденция более точно запоминать негативную обратную связь, чем положительную.
Третья гипотеза состоит в том, что тревожность может вызываться дефицитом специальных навыков в тех ситуациях, когда требует-ся реализовать гетеросоциальные/гетеросексуальные способы поведения. Человек может никогда не научиться соответствующим поведенческим стереотипам или же освоить их неадекватные варианты* Поэтому он оказывается не готовым вести себя в соответствии с требованиями определенной ситуации. Последствия подобного дефицита навыков, как правило, негативны - в их результате развиваются тревожность или стрессовые состояния.
Как отмечает Curran (1977), все три названные точки зрения получили определенную поддержку. По-видимому, это связано с тем> что поведение является многомерной реальностью и определяется множеством причин. Такая интерпретация хорошо согласуется с трех-компонентной теорией тревожности Borkovec (1976). Следовательно, переживаемая определенным человеком тревожность может быть результатом совместного воздействия дефицита навыков, процессов когнитивной оценки и условно-рефлекторной физиологической активации.
Curran (I977) проанализировал некоторые из методологических проблем, вытекающих из исследований по обучению социальным навыкам* Первая из них - это проблема отбора испытуемых. Как
250
правило, процедуры отбора тесно связаны с данными самоотчетов, при этом зачастую различия между тревожными и нетревожными испытуемыми оказываются не слишком большими, С другой стороны, у "тревожных" испытуемых часто наблюдается значительная неустойчивость в опыте упорядочивания событий, что делает бессмысленным такой критерий отбора, как частота тех или иных проявлений тревоги. Дейстаительно, "тревожные" испытуемые нередко демонстрируют относительно низкий уровень гетеросоциальной/ гетеросексуальной тревожности, но при этом стремятся, главным образом, улучшить навыки по упорядочиванию переживаний. Поэтому Curran (1977) настаивает на использовании многомерных критериев оценки и отбора, таких, например, как комбинированное шкалирование данных самоотчетов и наблюдений за поведением. Те испытуемые, которые получают высокий ранг по обоим показателям, могут считаться более тревожными, чем получившие одну высокую и одну низкую или же обе низкие оценки.
Проблема получения оценок поднимает вопрос о валндности методических средств, предназначенных для измерения гетеросоциаль-ной/гетеросексуальной тревожности* Eisler (1976) отметил, что большинство методик, направленных на оценку социальных навыков, основано на данных самоотчетов испытуемых о наличии общих умений и трудностей, связанных с переживаниями тревожности. Эти ме тодижи чаще всего весьма чувствительны к влиянию таких факто ров, как социальная желательность и возможность сознательной искажения результатов. Многие из современных опросников по оценке социальной тревожности страдают плохой предсказуемостью результатов в отношении конкретных ситуаций, что отчасти связано с тем, что вопросы в них формулируются в слишком общих выражениях.
Другая причина состоит в том, что вопросы, включаемые в тесты, чаще подготавливаются на основе интуитивных представлений о внешней валидности, а не в результате эмпирического анализа конкретных ситуаций по данным специально отобранных выборок испытуемых. Поэтому общее суммирование данных по разным испытуемым и ситуациям тестирования приводит к маскировке индивидуальных паттернов реагирования в различных условиях.
В дальнейшем анализе отсроченных эффектов проведение повторных измерений и выбор периодов тестирования также оказываются плохо организованными. В большинстве исследований не проводится адекватного изучения переноса формируемых в лаборатории навыков в ситуации реальной жизни. В основном работы, содержащие данные об отсроченных эффектах обучения, основываются на само-отчетах о досгагаутом прогрессе. Curran (1977) подчеркиваете, что использование многомерных оценок так же важно в период после оказания специализированной помощи, как и до него*
251
Анализ изменений в типах реагирования во временной протяженности представляется настолько же важным в теоретическом и клиническом аспектах, насколько и интересным. Наконец, очень маяо было сделано для изучения эффективности отдельных компонентов проводимого обучения й характера их воздействия на конкретных испытуемых. Большинство программ обучения социальным навыкам базируется на очевидаой (или лицевой) в а ладности включенных в их состав компонентов. Такие программы или "пакеты11 средств затем применяются при работе со всеми группами лиц, молчаливо допуская то, что все испытуемые достаточно однородны с точки зрения рассматриваемой проблемы. Несомненно, требуется проделать огромную работу для того, чтобы определить, какой вид воздействия наиболее эффективен дня каждого отдельного испытуемого в каждой конкретной ситуации. Хотя организация и проведение групповых исследований оказались весьма полезными, продемонстрировав эффективность отдельных обучающих программ для улучшения навыков социального поведения и снижения уровня гетеросоциальной/ гетеросексуальной тревожности, то сейчас на первый план выдвигается задача планирования ицдивидуальных обследований для выделения наиболее эффективных компонентов для комплексов средств, ориентированных на конкретных лиц (Hersen & Barlow, 1976).
Тренировка навыков уверенности в себе
Еще одной областью, требующей тренировки социальных навыков, является обучение уверенности в поведении. Уверенное поведение определяется как непосредственное, искреннее и соответствующее ситуации выражение мыслей, чувств, желаний и потребностей (Lange & Jakubowski, 1976). Постоянные неудачи в отстаивании себя в разных ситуациях могут проявиться в чрезмерном физиологическом и психическом напряжении и создать стрессовую ситуацию, Если уровень возбуждения становится слишком интенсивным, то человек с большой вероятностью начинает действовать любым неадекватным способом. Такие формы реагирования можно охарактеризовать как поведенческие в терминах избегания или агрессивного реагирования. На аффектавно-соматическом уровне это проявляется как тревожность, депрессия или гнев. Основания для подобного утверждения даст корреляционное исследование Packman & Foy (1978), Как было показано, неуверенное поведение может быть следствием когнитивно-оценочных суждений, таких* как мнение об отсутствии прав для отстаивания собственной позиции, опасений быть отвергнутым из-за проявления "излишней" самоуверенности или представлении о том, что уверенность может быть опасна и ее следует избегать. Кроме того, у неуверенных людей могут просто отсутствовать необходимые поведенческие навыки. В исследовании Lange &
252
Jakubowski (1976) часто наблюдалось, что неуверенные лица просто не способны адекватно различать уверенное и агрессивное поведение. В результате подобного дефицита средств в поведенческом ре-пертуаре, необходимых для успешного реагирования на выдаигас-мые ситуацией требования, развиваются проявления тревоги, которые в дальнейшем могут закрепиться и возникать в изначально нейтральной ситуации (Curran, 1977).
Lange & Jakubowski (1976) разработали обучающую программу для тренировки уверенности в себе, аналогичную методу "прививок против стресса" (Meichcnbaum, I977). Обучение обычно начинается с дискуссии о роли самоопределения и представлений о ношожностях смягчения эмоционального возбуждения и достижения большей открытости в поведении. Выявляются и обсуждаются индивидуальные мнения и представления о себе, в процессе чего они замещаются более адаптивными утверждениями. Такая оценка и модификация исходные самоопределений типична для групповых занятий. При необходимости может также использоваться релаксационшлй тренинг. Обычно обучение поведенческим навыкам сле/*ует за проведением определенных процедур по копштшшой модификации.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Цанава О.В. Использование Шкалы общей оценки функционирования для диагностической оценки и планирования психотерапии
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Коропец З.Л., Коропец А.А., Алексеева Т.А. Математика. Нестандартные методы решения неравенств и их систем
  • Полицинский Е.В. и др. Задачи и задания по физике. Методы решения задач и организация деятельности по их решению
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Трофимова Е.В., Языканова Е.В. ВСОКО. Литературное чтение. 3 класс. Внутренняя система оценки качества образования
  • Василевская Е.И., Свиридова Т.В. Методы решения задач по общей химии
  • Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления
  • Барлас Т.В. Психодиагностическое обследование: Потенциал для консультирования и психотерапии
  • Федунина Н.Ю. Многоуровневая модель оценки эффективности работы ТД
  • Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Управленческие решения (методы принятия и реализации)
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Тихомиров Н.П., Дорохина Е.Ю. Эконометрика
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Габович И. Г. Алгоритмический подход к решению геометрических задач
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Кучарина Е.А. Инвестиционный анализ
  • Решение экономических задач в рамках школьной программы
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Тамара Майлс. Третий уровень: тайм-менеджмент
  • Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий)
  • Автономов Д.А. Концептуализации аддиктивного влечения у пациентов с алкогольной зависимостью, методы оценки, диагностики и психокоррекционной работы. Часть II
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Кондратьев А.С., Ларченкова Л.А., Ляпцев А.В. Методы решения задач по физике
  • С.В. Уманский. Психотерапия. Безопасность как критерий эффективности.
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Георгий Почепцов. Новые методы пропагандистского воздействия: будущее уже рядом
  • Из лягушек в принцы - Р. Бендлер, Д. Гриндер
  • Митина О.В. Математические методы в психологии. Практикум
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Мирошин В.В., Рязановский А.П. ЕГЭ 2019. Математика. Решение задач
  • Георгий Почепцов. Пропаганда в ее историческом развитии
  • Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения
  • Г.Г. Почепцов. Новые информационно-коммуникативные подходы: от мягких методов допроса до распознавания лжи
  • Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения: Справочник
  • Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо.
  • Айвазян С.А. Методы эконометрики
  • Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика
  • Смирнова Е.С. Планиметрия. Виды задач и методы их решений. 9-11 классы
  • Рутан Дж. Ограниченные во времени психодинамические группы
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Диагностика сформированности приемов учебной деятельности детей дошкольного возраста. Методика "Рисование по точкам" (А.Л. Венгер - 1981)
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Готман Э.Г., Скопец 3.А. Задача одна - решения разные
  • Притча «Свои инструменты и методы»
  • Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Рябов М.А. Сборник задач и упражнений по химии. 9 класс. К учебнику
  • Нефедова М.Г. Задачи на движение. 3-4 классы. Рабочая тетрадь по математике
  • Крайнева Л.Б. Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения
  • Манжиров А.В., Полянин А.Д. Справочник по интегральным уравнениям. Методы решения



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь