|
Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52297
Автор: Леонова А.В., Чернышева О.В.
Название: Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Вторая гипотеза утверждает* что гетеросоциальная/ гетеросексуальная тревожность возникает на основе процессов когнитивной оценки. Это означает, что человек оценивает свое поведение с точки зрения ожидания неприятных последствий, а не исхода из объективных характеристик самого поведения. Такой тип оценки может быть результатом ошибочных или нереалистичных стандартов поведения, негативной самооценки или неадекватного восприятия критической ситуации* Curran (1977) приводит результаты исследования, в котором высказывалось предположение о том, что мужчины с высокой социальной тревожностью систематически недооценивают свои собственные возможности, хотя при этом дают правильные оценки социального поведения других лиц. Испытуемым с высокой социальной тревожностью свойственна также тенденция более точно запоминать негативную обратную связь, чем положительную.
Третья гипотеза состоит в том, что тревожность может вызываться дефицитом специальных навыков в тех ситуациях, когда требует-ся реализовать гетеросоциальные/гетеросексуальные способы поведения. Человек может никогда не научиться соответствующим поведенческим стереотипам или же освоить их неадекватные варианты* Поэтому он оказывается не готовым вести себя в соответствии с требованиями определенной ситуации. Последствия подобного дефицита навыков, как правило, негативны - в их результате развиваются тревожность или стрессовые состояния. Как отмечает Curran (1977), все три названные точки зрения получили определенную поддержку. По-видимому, это связано с тем> что поведение является многомерной реальностью и определяется множеством причин. Такая интерпретация хорошо согласуется с трех-компонентной теорией тревожности Borkovec (1976). Следовательно, переживаемая определенным человеком тревожность может быть результатом совместного воздействия дефицита навыков, процессов когнитивной оценки и условно-рефлекторной физиологической активации. Curran (I977) проанализировал некоторые из методологических проблем, вытекающих из исследований по обучению социальным навыкам* Первая из них - это проблема отбора испытуемых. Как 250 правило, процедуры отбора тесно связаны с данными самоотчетов, при этом зачастую различия между тревожными и нетревожными испытуемыми оказываются не слишком большими, С другой стороны, у "тревожных" испытуемых часто наблюдается значительная неустойчивость в опыте упорядочивания событий, что делает бессмысленным такой критерий отбора, как частота тех или иных проявлений тревоги. Дейстаительно, "тревожные" испытуемые нередко демонстрируют относительно низкий уровень гетеросоциальной/ гетеросексуальной тревожности, но при этом стремятся, главным образом, улучшить навыки по упорядочиванию переживаний. Поэтому Curran (1977) настаивает на использовании многомерных критериев оценки и отбора, таких, например, как комбинированное шкалирование данных самоотчетов и наблюдений за поведением. Те испытуемые, которые получают высокий ранг по обоим показателям, могут считаться более тревожными, чем получившие одну высокую и одну низкую или же обе низкие оценки. Проблема получения оценок поднимает вопрос о валндности методических средств, предназначенных для измерения гетеросоциаль-ной/гетеросексуальной тревожности* Eisler (1976) отметил, что большинство методик, направленных на оценку социальных навыков, основано на данных самоотчетов испытуемых о наличии общих умений и трудностей, связанных с переживаниями тревожности. Эти ме тодижи чаще всего весьма чувствительны к влиянию таких факто ров, как социальная желательность и возможность сознательной искажения результатов. Многие из современных опросников по оценке социальной тревожности страдают плохой предсказуемостью результатов в отношении конкретных ситуаций, что отчасти связано с тем, что вопросы в них формулируются в слишком общих выражениях. Другая причина состоит в том, что вопросы, включаемые в тесты, чаще подготавливаются на основе интуитивных представлений о внешней валидности, а не в результате эмпирического анализа конкретных ситуаций по данным специально отобранных выборок испытуемых. Поэтому общее суммирование данных по разным испытуемым и ситуациям тестирования приводит к маскировке индивидуальных паттернов реагирования в различных условиях. В дальнейшем анализе отсроченных эффектов проведение повторных измерений и выбор периодов тестирования также оказываются плохо организованными. В большинстве исследований не проводится адекватного изучения переноса формируемых в лаборатории навыков в ситуации реальной жизни. В основном работы, содержащие данные об отсроченных эффектах обучения, основываются на само-отчетах о досгагаутом прогрессе. Curran (1977) подчеркиваете, что использование многомерных оценок так же важно в период после оказания специализированной помощи, как и до него* 251 Анализ изменений в типах реагирования во временной протяженности представляется настолько же важным в теоретическом и клиническом аспектах, насколько и интересным. Наконец, очень маяо было сделано для изучения эффективности отдельных компонентов проводимого обучения й характера их воздействия на конкретных испытуемых. Большинство программ обучения социальным навыкам базируется на очевидаой (или лицевой) в а ладности включенных в их состав компонентов. Такие программы или "пакеты11 средств затем применяются при работе со всеми группами лиц, молчаливо допуская то, что все испытуемые достаточно однородны с точки зрения рассматриваемой проблемы. Несомненно, требуется проделать огромную работу для того, чтобы определить, какой вид воздействия наиболее эффективен дня каждого отдельного испытуемого в каждой конкретной ситуации. Хотя организация и проведение групповых исследований оказались весьма полезными, продемонстрировав эффективность отдельных обучающих программ для улучшения навыков социального поведения и снижения уровня гетеросоциальной/ гетеросексуальной тревожности, то сейчас на первый план выдвигается задача планирования ицдивидуальных обследований для выделения наиболее эффективных компонентов для комплексов средств, ориентированных на конкретных лиц (Hersen & Barlow, 1976). Тренировка навыков уверенности в себе Еще одной областью, требующей тренировки социальных навыков, является обучение уверенности в поведении. Уверенное поведение определяется как непосредственное, искреннее и соответствующее ситуации выражение мыслей, чувств, желаний и потребностей (Lange & Jakubowski, 1976). Постоянные неудачи в отстаивании себя в разных ситуациях могут проявиться в чрезмерном физиологическом и психическом напряжении и создать стрессовую ситуацию, Если уровень возбуждения становится слишком интенсивным, то человек с большой вероятностью начинает действовать любым неадекватным способом. Такие формы реагирования можно охарактеризовать как поведенческие в терминах избегания или агрессивного реагирования. На аффектавно-соматическом уровне это проявляется как тревожность, депрессия или гнев. Основания для подобного утверждения даст корреляционное исследование Packman & Foy (1978), Как было показано, неуверенное поведение может быть следствием когнитивно-оценочных суждений, таких* как мнение об отсутствии прав для отстаивания собственной позиции, опасений быть отвергнутым из-за проявления "излишней" самоуверенности или представлении о том, что уверенность может быть опасна и ее следует избегать. Кроме того, у неуверенных людей могут просто отсутствовать необходимые поведенческие навыки. В исследовании Lange & 252 Jakubowski (1976) часто наблюдалось, что неуверенные лица просто не способны адекватно различать уверенное и агрессивное поведение. В результате подобного дефицита средств в поведенческом ре-пертуаре, необходимых для успешного реагирования на выдаигас-мые ситуацией требования, развиваются проявления тревоги, которые в дальнейшем могут закрепиться и возникать в изначально нейтральной ситуации (Curran, 1977). Lange & Jakubowski (1976) разработали обучающую программу для тренировки уверенности в себе, аналогичную методу "прививок против стресса" (Meichcnbaum, I977). Обучение обычно начинается с дискуссии о роли самоопределения и представлений о ношожностях смягчения эмоционального возбуждения и достижения большей открытости в поведении. Выявляются и обсуждаются индивидуальные мнения и представления о себе, в процессе чего они замещаются более адаптивными утверждениями. Такая оценка и модификация исходные самоопределений типична для групповых занятий. При необходимости может также использоваться релаксационшлй тренинг. Обычно обучение поведенческим навыкам сле/*ует за проведением определенных процедур по копштшшой модификации. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|