Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 39101

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Авторы дают ведущему группы наркозависимых подростков следующие рекомендации:
 Ведущий не Бог и не всезнайка. Он может чего-то не знать, чего-то не уметь, ошибаться. Это возможно, особенно в группах, состоящих из подростков, имеющих опыт употребления наркотиков. И не стоит стесняться того, что кто-то в группе понимает в каких-то вопросах лучше вас. Смелее признавайте свои ошибки, предлагайте подумать вместе, спрашивайте совета группы, прислушивайтесь к мнению участников, пытайтесь уточнить какой-то вопрос к следующему заданию и т.д.
 Стремитесь к постоянному получению обратной связи от учащихся. Спрашивайте, что было интересно, что они хотели бы обсудить подробнее, что им понравилось, что не понравилось и т.д.
 Активнее прибегайте к жестам, используйте прикосновения: телесный контакт – это то, к чему стремятся подростки, но чего еще боятся.
 Не бойтесь поддерживать или, наоборот, не поддерживать участников. Самое главное – не поддавайтесь соблазну поиграть в их игры: вы рискуете проиграть, а кроме того, сделать все, чтобы помешать себе и участнику личностно развиваться.
 Выполняйте все групповые нормы, ведь вы – такой же участник, как и все остальные, единственное, что отличает вас от них, – примерное планирование того, что будет происходить дальше.

И.И. Хажилина (2002) приводит программу копинг-профилактики, ориентированную на старшеклассников, которая проводится два раза в неделю в течение учебного года и рассчитана на 14 занятий. Психопрофилактическая модель интегрирует элементы когнитивно-поведенческого, психодинамического и экзистенциально-гуманистического направлений. Основной задачей является формирование навыков совладания (копинга) с проблемными стрессовыми ситуациями. Темы занятий:
1. Мотивация подростков на формирование здорового образа жизни без употребления ПАВ.
2. Знакомство с личностными особенностями. Целостная структура личности. Личность и характер. Сходства и различия.
3. Эмоции и чувства, способы выражения эмоций. Навыки эмоционального контроля.
4. «Я-концепция», самооценка. Отношение к себе. Самоэффективность.
5. Понятие зависимости. Зависимость – иллюзорный способ ухода от решения проблем. Причины возникновения зависимости.
6. Стресс и жизненные трудности. Стресс-преодолевающее поведение. Разрешение проблем. Эффективные и неэффективные способы совладания со стрессом.
7. Стрес- и проблемопреодолевающее поведение. Способы самопомощи в преодолении стрессов и решении проблем.
8. Общение. Особенности взаимодействия с окружающими. Разрешение конфликтных ситуаций.
9. Модели общения. Формирование умения принимать и оказывать поддержку.
10. Проблемы взаимоотношений между полами. Дружба и любовь. Возможные конфликты и проблемы.
11. Здоровая и дисфункциональная семья. Зависимость от ПАВ в семье. Семья, в которой я живу. Моя будущая семья.
12. Зависимость и созависимость. Развитие зависимости от ПАВ и выздоровление.
13. Границы личности. Групповое давление и умение отстаивать собственную позицию.
14. Понятие морали и нравственности, смысла жизни и личностных ценностей. Постановка ближайших жизненных целей.

Психообразовательная программа предусматривает также занятия с родителями подростков. На 1-м занятии родители знакомятся с содержанием программы, социальными проблемами, связанных со злоупотреблением ПАВ и с факторами риска, способствующими приобщению детей к их употреблению. 2-е занятие посвящено обсуждению причин употребления ПАВ детьми и роли родителей в формировании у детей здорового стиля жизни. На 3-м занятии родители присутствуют в качестве зрителей, а дети, завершающие свое обучение по программе, показывают им рисунки и плакаты, посвященные здоровому образу жизни, а также ролевые игры, моделирующие приемы отказа от употребления ПАВ.
Е.В. Змановская (2003) приводит примерную тематику групповых занятий с родителями по программе «Эффективное взаимодействие с зависимым подростком». Установочное занятие. Общая характеристика наркотических веществ. Признаки употребления наркотиков. Характеристика наркозависимого поведения: особенности, причины. Мотивации, условия. Мифы (иллюзии), связанные с наркозависимым поведением и мешающие его преодолению. Роль семьи в происхождении и поддержании наркозависимого поведения. Феномен созависимости и способы его преодоления. Как вести себя с наркозависимым членом семьи. Лечение сопутствующих заболеваний. Оказание помощи в угрожающих ситуациях. Как побудить обратиться за помощью (на лечение, реабилитацию). Формы лечения и реабилитации. Поддержка ремиссии, профилактика срывов. Предупреждение наркозависимого поведения. Специальные стратегии воздействия на распространение и употребление наркотиков. Современная наркоситуация в России и государственная политика в наркосфере. Роль семьи в борьбе с наркоманией как общественным явлением.
В ходе занятий родители научаются:
1) понимать проблему и выявлять потенциальные стрессоры, которые могут ее индуцировать или обострять;
2) определять, какие именно взаимодействия в семье служат источником стресса;
3) разрабатывать стратегии совладания со стрессом и
4) принимать проблему.

Образовательные методы профилактики эффективны для подростков, которые не имеют серьезной личностной патологии и пока что просто экспериментируют с ПАВ. Для тех, чья алкоголизация или наркотизация является проявлением личностной и социальной неприспособленности, необходима психотерапия, направленная на устранение механизмов саморазрушения и обучение навыкам самоконтроля и самоутверждения.
А. Гребенюк (1999) систематизировал психологические феномены, затрудняющие психотерапию аддиктов: диссимуляция (сокрытие или отрицание болезни), тотемическое мышление (наделение ПАВ и врача магической силой), диссоциация, опасное любопытство, кривая логика (оправдывающая потребление ПАВ), синестезия (синтез ощущений и эмоций, образов и мыслей, связанных с состоянием опьянения), извращенное понимание других.
В соответствии с приведенными феноменами автор строит свою терапевтическую программу на следующих принципах:
• а) осознание психического образа опьянения;
• б) формирование полярных личностных конструктов «трезвость – опьянение»;
• в) коррекция пространственно-временных отношений индивидуального сознания,
• г) укрепление мотива трезвого образа жизни в качестве смыслообразующего.

Программа включает индивидуальную, семейную и групповую формы психотерапии и осуществляется поэтапно.
1. Подготовительный этап: сеанс рациональной терапии с участием пациентов и членов их семей. Специалист рассказывает о клинике, течении и патогенезе химической зависимости. При преобладании у больного синестезического образного мышления ему рекомендуют курс условно-рефлекторной терапии. В конце этапа с больным и его родственниками заключают индивидуальный терапевтический договор.
2. Этап ролевых игр.
 «Шахматная доска». Больной играет роль шахматного короля, который попал в трудное положение. Он обозначает своих значимых других шахматными фигурами и просит их о помощи.
 «Волшебная лавка» позволяет больному и членам его семьи осознать свои роли и потребности в патологических взаимодействиях, включающих потребление ПАВ. Психолог раскладывает на столе карточки, на которых написаны позитивные черты характера и ценности. «Покупатель» обменивает на них свои качества.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Александров А. А.- Интегративная психотерапия
  • Кочюнас Р. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
  • Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. О том, что в зеркалах. Очерки групповой психотерапии и тренинга.
  • Групповая психотерапия с пациентами, страдающими кожными заболеваниями
  • Гулдинг Роберт Л. Групповая психотерапия: основной или вспомогательный метод?
  • Кори Дж. Этические вопросы использования групповых техник
  • Доморацкий В. А. - Краткосрочные методы психотерапии
  • Елена Батищева. Арт-терапия — исцеление искусством
  • Под ред. А. И. Копытина - Практикум по арт-терапии
  • Браун Д., Педдер Дж. - Введение в психотерапию Принципы и практика психодинамики
  • Гулдинг Мэри Макклюр. Трансактный анализ и терапия нового решения
  • Сафронова Марина Геннадьевна. Консультация для воспитателей «Песочная терапия, как метод работы с детьми с ОВЗ»
  • Милтон Д. Психоанализ и когнитивно-поведенческая терапия - конкурирующие парадигмы или общая почва?
  • Фаррелли Ф., Брандсма Д. - Провокационная терапия
  • Вачков И. В. - Основы технологии группового тренинга. Психотехники
  • Эйдемиллер Э. Г. Юстицкий В. В. Семейная психотерапия.
  • Групповая психотерапия
  • Черников А.В. Эмоционально фокусированная терапия супругов. Руководство для психотерапевтов
  • Баскакова М. А., Березкина Орлова В. Б. Телесно ориентированная психотехника актера.
  • Групповой анализ
  • Муллан Боб - Психотерапевты о психотерапии
  • Куттер Петер - Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов
  • Зейга Дж. К. Эволюция психотерапии. Сборник статей. Т. 1. Семейный портрет в интерьере. Семейная терапия
  • М. Уайт. Нарративная терапия. Карты нарративной практики
  • Погодин И.А. О сущности эксперимента в практике психотерапии переживанием
  • Николе Майкл, Ричард. Семейная терапия. Концепции и методы. 5-е международное издание.
  • Бек А. Когнитивная терапия пограничного расстройства личности
  • Кернберг Отто - Тяжелые личностные расстройства
  • Черников А.В. Системная семейная терапия.
  • Рудестам К. ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ГРУППЫ
  • Терапия; therapy
  • За пределами психики. Терапевтическое путешествие Карла Витакера - Автор неизвестен.
  • Горшкова Елена Григорьевна. Групповой краткосрочный проект для детей старшей группы «Сказки П. П. Бажова»
  • Гулдинг Мэри М. Краткосрочная терапия изменения решения при лечении клиентов, пострадавших в детстве от насилия
  • Заростова Елена Михайловна. АРТ-ТЕРАПИЯ В ДОУ
  • Польстер Ирвин, Польстер Мириам. Интегрированная гештальт-терапия. Контуры теории и практики.
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Пахальян В. Э. - Групповой психологический тренинг
  • Гроза Оксана Ивановна. Эссе — Гроза Оксана Ивановна
  • Ягнюк К.В. Вступительное слово редактора
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Автономов Д.А. Концептуализации аддиктивного влечения у пациентов с алкогольной зависимостью, методы оценки, диагностики и психокоррекционной работы. Часть II
  • Шемякова Алена. Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими особенности развития
  • Нардонэ Дж., Вацлавик П. - Искусство быстрых изменений: Краткосрочная стратегическая терапия
  • Кузнецова Ольга. Песочная терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста
  • Хейвенс Р. Мудрость Милтона Эриксона.
  • Кроль Л.М., Пуртова Е.А. - Методы современной психотерапии: Учебное пособие
  • Ховрачев А. П., Еремина Е. К. Краткосрочная групповая терапия: ТА здесь и сейчас



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь