Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста).

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 58340

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

• темы, которые выносятся преподавателем на самостоятельное изучение;
• определение графика консультаций;
• определение формы самостоятельной работы;
• типовые задания для самостоятельной работы студентов. Результаты самостоятельных работ студентов систематически подвергаются контролю преподавателя.
Самостоятельная работа проводится в различных формах, которые направлены на решение задач обучения данному курсу, и должна способствовать формированию умений:
• видеть проблему развития в контексте возрастных закономерностей развития и его индивидуального своеобразия;
• вычленять противоречия, порождающие проблему развития с учетом биологических и социальных факторов;
• использовать знание закономерностей развития для предупреждения и прогнозирования проблем развития человека в том или ином возрасте;
• опознавать проблему в развитии человека по соответствующим паттернам, раскрывать ее динамику (от зарождения - к кульминации - совладению);
• разрабатывать варианты последствий развития при различных вариантах разрешения / неразрешения проблемы.
Формы организации самостоятельной работы: реферирование и аннотирование научной литературы, решение психологических задач, моделирование проблемных ситуаций развития и их анализ по разработанному алгоритму.
Обобщение материала в виде классификационных схем.
Темы заданий для выполнения самостоятельной работы, которые могут быть предложены преподавателем:
• Классификация проблем психического развития.
• Типичность проблем развития в каждый возрастной период.
• Предупреждение проблем развития ребенка до родов.
309
• Отчуждение и потребность быть во взаимоотношениях у дошкольника.
• Проблемы младших школьников в связи с насилием в семье.
• Ответственность как условие предупреждения проблем развития подростка.
• Проблема профессионального выбора юношей в условиях негарантированной занятости.
• «Нормативные семейные кризисы» и проблемы взаимоотношений в семье.
• Переживание одиночества в пожилом возрасте и возможности его предупреждения.
Сопровождение и контроль за самостоятельной работой Сопровождение самостоятельной работы магистрантов может быть организовано в следующих формах:
• согласование индивидуальных планов самостоятельной работы (виды и темы заданий, сроки представления результатов) в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу;
• консультации (индивидуальные и групповые) по оказанию помощи при разработке плана или программы выполнения задания;
• инструктаж по методике выполнения задания;
• промежуточный контроль хода выполнения заданий;
• оценка результатов выполнения заданий.
Литература
Основная литература
Ануфриев И. А., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности
в обучении детей. М., 1997. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-
психологическое консультирование. М., 1990. Краснова О. В., Лидере А. Г. Психология старости и старения:
Хрестоматия. М., 2003.
310
Лангмейер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
Мален П., Конгер Д., Каган Д., Гивитц Д. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности: Тексты. М., 1982.
Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами развития. СПб.: Речь, 2006.
Мухамедрахимов Р. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: Речь, 2003. .
Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000.
Психология современного подростка / Под ред. Л. А. Регуш. СПб.: Речь, 2005.
Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.
ШипицынаЛ. М. Психология детей-сирот. СПб., 2005.
Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб.: Речь, 2001.
Дополнительная литература
БайярдР. Т., БайярдД. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
Бертин А. Воспитание в утробе матери, или Рассказ об упущенных возможностях. СПб., 1992.
ВакинаА. И. и др. Ранняя диагностика — раннее вмешательство. Структура и содержание детей в детском саду. СПб., 1998.
ГодфруаЖ. Что такое психология. В 2-х томах. Т. 2. М., 1992.
Дети группы риска / Под ред. Г. А. Бордовского. СПб., 1998.
Дик-Рид Г. Роды без страха. СПб., 1996.
Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986.
Захаров А. И. Что нужно знать родителям до рождения ребенка. СПб., 1994.
311
Карандашев В. Н. Об искусстве жить и умирать. Опыт психологического бессмертия. Вологда, 1995.
Мамайчук И. И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. Документы психолога и педиатра. СПб., 1998.
Наш проблемный подросток / Под ред. Л. А. Регуш. СПб., 1999.
Развитие личности ребенка / Под ред. Н. М. Фонарева. М., . 1987.
Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
Эберлейн Г. Страхи здоровых детей: Практическое пособие для родителей. Л., 1981.
Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
Приложение 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ КУРСА
Тема Содержание задания Кол-во баллов
Понятие о проблемах психического развития 1. Сочинение на тему «Кризисы в моей жизни». 2. Составить классификатор проблем психического развития. 3. Составить перечень типичных проблем развития для одного из возрастных периодов.
Проблемы развития и их обусловленность готовностью родителей иметь ребенка. Перинатальное развитие. Роды. Проблемы развития ребенка 4. Изучить одну из рекомендованных публикаций по вопросу предупреждения проблем развития ребенка до родов, в процессе перинатального развития или родов, составив конспект прочитанной работы. 5. Дать анализ одной из предложенных проблемных ситуаций. 6. Выбрать одну из проблем развития младенца и изучить ее по одной из рекомендованных публикаций, составив конспект прочитанной работы. 7. Дать анализ одной из проблемных ситуаций развития младенца по предложенному плану.
312
Тема Содержание задания Кол-во баллов
младенческого (грудного) возраста (1 мес - 1 год) 8. Познакомиться с результатами исследований проблем развития младенца и проанализировать их по предложенному плану
Проблемы психического развития дошкольника 9. Подготовиться к беседе по самостоятельно изучавшемуся вопросу: отчуждение и потребность быть во взаимоотношениях. 10. Дать анализ одной из проблемных ситуаций развития дошкольника по предложенному плану. 11. Познакомиться с результатами исследований проблем развития дошкольника и проанализировать их по предложенному плану
Проблемы развития в младшем школьном возрасте 12. Из прочитанной литературы, наблюдений выделить одну из проблем развития, типичную для младшего школьного возраста, и изучить одну из рекомендованных публикаций по данной проблеме, составив конспект прочитанной работы. 13. Дать анализ одной из проблемных ситуаций развития младшего школьника по предложенному плану
Проблемы психического развития подростка 14. Подготовить вопрос о формировании ответственности как условии предупреждения проблем развития. Текст для изучения: Алексеева Е. В. Типы ответственности подростка в разрешении жизненных проблем // Наш проблемный подросток: помогаем разрешать проблемы. СПб., 2003. 15. Дать анализ одной из проблем развития подростка по предложенному плану
Психологические проблемы развития в юношеский период 16. Изучить проблему «Одиночество в юношеском возрасте». Текст для изучения: Кэрол И. Кутрона. Поступление в колледж: одиночество и процесс социальной адаптации // Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. М., 1989. С. 384-411. 17. Дать анализ одной из проблем развития в юношеском возрасте по предложенному плану
Проблемы психического развития в период зрелости 18. Опираясь на таблицу «Нормативные семейные кризисы», проанализировать рассказ Л. Н. Толстого «Семейное счастье» // Толстой Л. Н. Повести. Рассказы. М., 1999. С. 70—145. Необходимо использование терминов, предложенных в таблице, и этапов развития семьи.
313
Тема Содержание задания Кол-во баллов
19. Дать анализ одной из проблем развития в период зрелости по предложенному плану
Психологические проблемы пожилых 20. Из прочитанной литературы, наблюдений выделить одну из проблем развития, типичную для пожилого возраста, и изучить одну из рекомендованных публикаций по данной проблеме, составив конспект прочитанной работы. 21. Проанализировать выделенную проблему по предложенному плану
Примечание: графа 3 запполняется по усмотрению преподавателя



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Прошина Анна Ивановна. Теоретические подходы к рассмотрению проблемы готовности ребёнка к школе.
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Ispanka Anna. Актуальные проблемы развития речи дошкольника.
  • Романовский В.А. Методология клинического диагноза в психиатрии и психотерапии.
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Сафронова Кристина Владимировна. Как развить память у ребёнка с задержкой психического развития?
  • Федотова Мария Леонидовна. Статья о проблеме дошкольного воспитания «Проблемы освоения современными дошкольниками сюжетно-ролевых игр»
  • Келина Наталия Николаевна. Фундаментальные теоретические исследования по проблеме речевого развития ребенка-дошкольника
  • Вите О.Т. Палеопсихология Поршнева и психоанализ: тревога восьмимесячного и некоторые смежные проблемы психического развития
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Волкова Ольга Александровна. Конспект коррекционного часа в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития «Клуб знатоков»
  • Болотова Наталья Викторовна. Особенности индивидуальной работы с детьми с задержкой психического развития. Конспект занятия.
  • Барбараш А.Н. Проблемы мировоззрения.
  • Грязных Светлана Николаевна. «РАЗВИВАЕМ ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
  • Повышева Галина Михайловна. Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развития
  • Загидуллина Нина Сергеевна. Исследование коммуникативной культуры дошкольников в условиях трудовой деятельности
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Кистярева Татьяна Евгеньевна. Проблемы современного ребенка.
  • Незнанова Галина Васильевна. Презентация темы: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»
  • Коннова Наталья Борисовна. Актуальные проблемы преподавнания курса ОРКСЭ
  • Бэйдер Э. Ступени на пути к близости: позитивный взгляд на проблемы в отношениях пары
  • Кутейникова Е.А., Рыжих Т.В.. «Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития дошкольного возраста»
  • Уварова Виктория Ивановна. Проблемы семей с аддикциями.
  • Шевченко Оксана Анатольевна. Использование методики Зайцева при подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития
  • Лавров Е.И., Капогузов Е.А. Экономический рост: теории и проблемы
  • Якубова Елена Николаевна. Коррекционная работа по развитию мышления старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактических игр
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Кузнецова Анна Алексеевна. Проблемы реализации ФГОС по основным направлениям развития образование детей дошкольного возраста
  • Рассолов М.М., Малахов В.П., Иванов А.А. Актуальные проблемы теории государства и права
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Актуальность проблемы полового воспитания. Формирование гендерных стереотипов.
  • Баракова Эльвира Назировна. Особенности развития мелкой моторики у детей с ЗПР
  • Антипина Алёна Иннокентьевна. Мастер-класс «Развитие памяти у дошкольников с задержкой психического развития посредством игр и упражнений»
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Ляйсан Мухаметзянова. Доклад На тему: «Проблемы и пути развития детского творчества»
  • Лариса Чудинова. Трудности и проблемы в развитии детей-дошкольников 'Вербализм'
  • Шурыгина Анна Борисовна. Игра как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста
  • Бабкина Татьяна Николаевна. Сенсомоторная коробка «Волшебные окошки»
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Люфт Елена Юрьевна. Музейно-образовательная деятельность в ДОУ как средство развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
  • №20 ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОЗАЩИТЫ
  • анна жумабаева. Преемственность между дошкольным и начальным обучением: проблемы, пути, решения.
  • Селищева Татьяна Викторовна. Статья «Использование психологических настольных игр с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».
  • Матвеева Татьяна Алексеевна. «Волшебный полёт в город эмоций» интегрированное психолого-музыкальное занятие для детей подготовительной группы с задержкой психического развития
  • Кулешова Марина Александровна. Сопровождение ребенка с задержкой психического развития в дошкольном учреждении
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Василенко Светлана Борисовна. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД ПРОЕКТ «ВЕСЁЛЫЙ ЛЕТНИЙ МАРАФОН»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь