Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.

Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 106598

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ла (рост, масса) и позже диспропорции таких социально значимых частей тела, как лицо, конечности (Исаев, 1996). Большую озабо1-ченность испытывают мальчики в связи с развитием половых органов, а девочки — с ростом молочных желез. Высокая чувствительность к телесному образу «Я» у подростков, неудовлетворенность им нередко приводит к аффективным реакциям, таким как депрессивный фон настроения, ипохондрии, фобии, эмоциональная изоляция, фрустрированность, агрессивность и пр.
Совокупность ощущений, представлений и переживаний подростка по поводу своего физического облика может искажать образ «Я». Искажение образа «Я» проявляется в подростковом возрасте по-разному. У некоторых подростков определяющим фактором, искажающим <<Я-концепцию», является слабая рефлексия, что проявляется в недостаточном осознании своих личностных качеств и в неадекватных самооценках. У них наблюдается слабость самоконтроля поведения, импульсивность, низкий уровень познавательной активности. Неодинаковое соотношение «телесных» и «морально-психологических» компонентов «Я-концепции» в значительной степени искажают ее. У некоторых подростков наблюдается ригидность «Я-концепции», что проявляется в неадекватно завышенной или заниженной самооценке. При завышенной самооценке у подростка отмечается завышенный по отношению к своим возможностям уровень притязаний.
Самооценка имеет разные функции. С одной стороны — это когнитивный (познавательный) процесс. Подросток заинтересован в объективном знании себя и своих качеств. С другой стороны, самооценка часто служит средством психологической защиты личности. Желание иметь положительный образ «Я» нередко побуждает подростка преувеличивать свои достоинства или преуменьшать свои недостатки. Чтобы сохранить положительное отношение, личность вынуждена прибегать к различным защитным механизмам.
В подростковом возрасте выделяются следующие виды психологической защиты:
Отрицание — защита себя от неприятной действительности путем отказа адекватно воспринимать ее. Отрицание как защитный механизм формируется еще в детском возрасте, в значительной степени тормозит развитие «Я-концепции» и вызывает различные
291
нарушения поведения, вплоть до аддиктивного. Например, у подростка-наркомана погиб приятель от передозировки наркотиков. В процессе беседы с психологом подросток утверждал, что приятель умер от воспаления легких, заболевания сердца и пр. Принятие истинной причины гибели приятеля означало бы для подростка-наркомана осознание серьезной опасности наркотиков для собственного здоровья. Подростки с данным видом защитного механизма не принимают источник тревоги как реальное событие. В структуре личности у них прослеживается неадекватно завышенная самооценка, они не терпят критики, самолюбивы, активно отрицают наличие трудностей, сложностей в своей жизни.
Вытеснение — это подавление, исключение из сознания мыслей, желаний, воспоминаний, которые вызывают тревогу и угрожают внутренней целостности человека. Например, подросток должен принять какое-то трудное решение, связанное для него с длительным волнением и переживанием, и может внезапно «забыть» об этом деле. При вытеснении неразрешимый конфликт может проявляться в тревожности, в эмоциональном дискомфорте, а также в астенических реакциях — усталости, апатии. Одним из ярких примеров вытеснения можно считать анорексию — отказ от приема пищи, которая часто встречается в подростковом возрасте. Как правило, «анорексивное» вытеснение является следствием страха у подростка пополнеть и, следовательно, дурно выглядеть. Подросток начинает активно бороться с «полнотой». Некоторые подростки не могут открыто отказываться от еды, настойчиво предлагаемой им родителями. Как только прием пищи окончен, они тут же идут в туалетную комнату, где мануально вызывают рвотный рефлекс. Это, с одной стороны, освобождает подростка от грозящей «лишним весом» пи-1 щи, с другой — приносит психологическое облегчение. Со временем наступает момент, когда рвотный рефлекс срабатывает на прием пищи уже автоматически, и в результате формируется заболевание. Первоначальная причина болезни успешно вытеснена, а остались ее последствия.
Компенсация — этот защитный механизм наиболее часто ветре- j чается в подростковом возрасте. Он проявляется у подростка в прикрытии собственной неполноценности подчеркиванием желаемых черт или преодолением неуспехов в одной сфере деятельности
292
сверхудовлетворением в других сферах. Например, болезненный, робкий, физически слабый подросток при выборе видов спорта отдает предпочтение боксу или самбо. Испытывая сверхкомпенсаторное желание доказать всем свою значительность в определенном виде деятельности, такие подростки часто делают это в ущерб своему здоровью, подчеркнуто пренебрежительно относясь к нему.
Идентификация — это бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку, позволяющее подростку преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности. Этот защитный механизм формируется с детства и является важным при усвоении ребенком норм социального поведения. В подростковом возрасте идентификация как защитный механизм нередко проявляется в таких стойких поведенческих реакциях, как подражание. Это может быть подражание знакомым, любимым артистам или даже асоциальным личностям (вор в законе, наркоман, крутой бизнесмен и пр.). Идентификация как защитный механизм часто наблюдается у инфантильных подростков с неустойчивой самооценкой.
Рационализация — это попытка личности доказать с целью самоутверждения, что поведение является рациональным и оправданным и потому социально одобряемым. Рациональное объяснение как защитный механизм направлено не на разрешение противоречия как основы конфликта, а на снятие напряжения при переживании дискомфорта с помощью псевдологических объяснений. Эти «оправдательные» объяснения мыслей и поступков более этичны и благородны, нежели истинные мотивы человека, т. е. рационализация направлена на сокрытие личностью истинной мотивации своего поведения. Например, подросток оправдывается, что много курит, и объясняет, что курят все, что курили великие люди. Ему обидно признаться, что курение превратилось у него во вредную привычку, что после употребления сигарет болит голова, тошнит. Рационализируя, он находит оправдательные мотивы своего поведения. Причем он может так красиво убеждать и объяснять, что сам начинает верить во все это. Нередко подростки, пользующиеся рациональной защитой, стараются построить свою концепцию как панацею от беспокойства и тревоги. Они заранее обдумывают все варианты своего поведения и их последствия. Эмоциональные
293
переживания у них часто маскируются усиленными попытками рационального истолкования событий.
Проекция — защитный механизм, при котором человек приписывает другим людям свои собственные, неприемлемые для сознания инстинкты и желания. То есть как защитный механизм проекция проявляется в переносе личностью собственных (чаще негативных) характеристик на других людей. Например, подросток нетерпим к самоуверенным, самовлюбленным людям, поскольку сам не чужд этих качеств. Или убежден в чужой непорядочности, а сам втайне склонен к ней. Для таких подростков характерно скрытое желание иметь противников для самоутверждения. Они конфликтны, могут быть агрессивны, склонны к зависти, поиску негативных причин успеха у окружающих. У них наблюдается неадекватно завышенная или заниженная самооценка здоровья.
Регрессия как защитный механизм проявляется в возвращении ребенка или подростка к более примитивным способам реагирования на стрессовую ситуацию. У подростка могут наблюдаться примитивные способы эмоционального реагирования на ситуацию: плаксивость, капризность, раздражительность, беспричинное упрямство, перепады настроения. У некоторых подростков может наблюдаться энурез (недержание мочи), кусание ногтей, сосание пальцев и пр. Некоторые подростки получают успокоение от обильной еды, питья, курения. Преобладание регрессии как защитного механизма часто наблюдается у инфантильных подростков, а также у подростков с задержкой психического развития. Несамостоятельность, инактивность, эмоциональная неустойчивость могут способствовать формированию у них аддиктивного поведения. Для них характерна неадекватная самооценка, слабая рефлексия, ситуативное поведение.
Итак, защитные механизмы по-разному отражаются на особенностях поведения подростков. В одних случаях подросток подавляет в себе мысли о своем поведении, отрицая или вытесняя свои внутренние проблемы, связанные с особенностями их поведения (отрицание). В других случаях ищет выход в самооправдании и снисхождении к своим проблемам, связанным с поведением (рационализация). В третьих стараются исказить существующую ре-
294
альность и занимаются самообманом, используя проекцию, фантазирование, регрессию.
Анализ защитных механизмов личности подростков имеет важное значение при разработке дифференцированных методов психологической коррекции подростков с нарушениями в поведении вследствие дисгармонии развития.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Притча «Рука дающего и рука берущего»
  • Притча «Ноги»
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Наталия Викторовна Резвая. Гинастика после сна
  • Колесникова Инна Владимировна. Комплекс дыхательной гимнастики после сна
  • Вдовина Нина Александровна. «Комплекс упражнений при плоскостопии»
  • Моськина Татьяна Васильевна. Пальчиковая гимнастика
  • Баркалова Наталья Львовна. «Урожайная зарядка»
  • Афанасьева Ольга. Консультация для родителей 'Комплекс упражнений для самомассажа'
  • Курганова Екатерина Борисовна. Рекомендации родителям 'Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения' (младший дошкольный возраст)
  • Коржова Анна Викторовна. Буклет 'Веселый английский'
  • Бенджамин Роу. Книга Сеньоров. AHMLICV
  • Егорова Наталия. Здоровьесберегающие технологии в группе раннего возраста
  • Развитие тактильных ощущений, переключения внимания. ЗАНЯТИЕ 20
  • Притча «Хитрый Алдар-Косе»
  • Формирование положительного отношения к самому себе. ЗАНЯТИЕ 4
  • Анна Ильиных. Коллекция упражнений для развития мелкой моторики
  • Притча «Она»
  • Редактор. Медвежонок с сердечком ко Дню Святого Валентина.
  • Баркалова Наталья Львовна. «Весёлая зарядка»
  • Клементьева Наталья Константиновна. Варианты заданий и упражнений для формирования и развития понятий «лево – право»
  • Притча «Покой без покоя»
  • ГИМНАСТИКА БЕРЕМЕННЫМ
  • Меркулов Николай Иванович. Не заживающая рана - рассказ о ветеране ВОВ
  • Притча «Притча о проблемах»
  • Наталия Лермонтова. Занятие для детей старшей группы «Давайте жить дружно»
  • Павел Пискарев. «Мои пальчики расскажут» (пальчиковая гимнастика)
  • Гульнара Ибрагимова. Комплекс ритмической гимнастики.в подготовительной к школе группе
  • Аутогенная тренировка.
  • Радюкова Елена Васильевна. Кинезиологическая гимнастика
  • Слободенко Валентина Германовна. Использование нетрадиционной техники рисования в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста
  • Распределения внимания, наблюдательности, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 4
  • Аверина Марина Олеговна. Гимнастика пробуждения для детей для средней группы
  • Мотриченко Елена Александровна. Развитие мелкой моторики у самых маленьких.
  • Султанова Светлана Рифкатовна. Картотека пальчиковых игр для детей с ОВЗ 2-4 лет
  • Ландыш Солтановна Шаяхметова. Организация подвижной игры «Весёлые птички»
  • Притча «Маленькое-Большое Счастье!»
  • Анна Крысина. Упражнения для формирования диафрагмального выдоха.
  • Ковалева Валентина Александровна. Конспект НОД для детей второй младшей группы на тему: «Бережем тепло»
  • Заговор, чтобы выиграть суд в свою пользу
  • Ольга Владимировна Перадзе. Конспект открытого занятия по ФИЗО
  • Притча «Стакан в вытянутой руке»
  • Динара Фидратовна Киреева. Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка
  • Песикина Ольга Васильевна. Психологическое занятие – игра 'Волшебное путешествие'
  • Трапезникова Ольга Сергеевна. «Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»
  • Раздел второй. Психические процессы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Притча «Рука Мокусена»
  • Кунтувганова Ралина Аскерхановна. Парад шахматных фигур.
  • Скрещивание лодыжек. - Невербальная коммуникация



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь