Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60392

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ких признаков гнева на лице у ребенка. Когда вы мешаете детям добиться цели, ограничивая их свободу таким образом, то у них наблюдается активизация левой лобной доли. Такое явление трактуется как попытка устранить препятствие и фактически добиться желаемого — поиграть с интересной игрушкой.
Изучение этого гнева у взрослых происходит в ситуациях, когда они пытаются решить очень трудную математическую задачу. Несмотря на то что математическая проблема вызывает сильную фрустрацию, люди все равно активно пытаются достичь цели. Опять же, в таких ситуациях мы наблюдаем активизацию левой лобной доли. Этот тип гнева на Западе называют конструктивным».
Может ли гнев быть конструктивным?
Эта концепция конструктивного гнева вернула нас к дискуссии первого дня о различиях между западной и буддийской психологией в вопросе о деструктивных компонентах той или иной эмоции, в данном случае гнева.
Алан выразил буддийскую точку зрения: «Когда мы пытаемся преодолеть препятствие, например решить трудную математическую задачу, в наших действиях есть конструктивный элемент — мы решаем проблему. Но помогает ли гнев решать эту проблему? Даже если фрустрация, гнев, раздражение и недовольство связаны с этой проблемой, может ли это служить достоверным свидетельством того, что они действительно помогают нам достичь цели?»
«Это очень серьезный вопрос, — признал Ричи. — Гнев, так же как любую другую эмоцию, можно разложить на элементарные составляющие. Среди них может оказаться компонент, который часто присутствует не только в гневе, но в других состояниях, не связанных с ним. Вот этот компонент и будет конструктивным».
«Это настойчивость, — предположил Пол Экман. — Гнев может создать конструктивную мотивацию настойчивого стремления решить математическую задачу, вместо того чтобы отступиться от нее».
«Тогда почему эту эмоцию называют гневом?» — спросил Далай-Лама, немного озадаченный тем, что такую конструктивную настойчивость, даже если она является реакцией на фрустрацию, следует рассматривать как гнев. Такая логика была несовместима с буддийским пониманием гнева, который по определению включает фактор искажения реальности, асимметричность восприятия, преувеличивающую негативные свойства вещей.
«Ее относят к гневу, — ответил Ричи, — потому, что, по словам испытуемых, они ощущают фрустрацию, а
фрустрация — это типичный представитель группы эмоций гнева».
Такой обтекаемый ответ, похоже, не развеял недоумение Далай-Ламы, и поэтому я попросил Ричи пояснить суть когнитивного стимула, который провоцирует фрустрацию.
«Представьте, Ваше Святейшество, что я попросил вас из 4786 вычесть 19, а затем продолжать вычитать по 19 из каждого остатка, чтобы на основании скорости, с которой вы будете давать ответы, определить уровень вашего интеллекта. Когда людьми, выполняющими такое задание, овладевает азарт, они начинают испытывать сильную фрустрацию, потому что очень трудно производить такие подсчеты очень быстро. Часть из них сдается. Но всегда остаются те, кто проявляет упорство».
Алан подошел к этому вопросу с другой стороны: «В практике буддийской медитации есть труднодостижимая цель, которая носит название шинай, или медитативный покой*. Как развить в себе упорство, необходимое для достижения этой цели? Единственный путь к этому — развить в себе веру, энтузиазм и способность получать удовольствие. Человек, который пытается достичь медитативного покоя с помощью ярости, гнева, раздражения или озлобления, не добьется больших успехов».
На это Далай-Лама заметил: «Я не совсем согласен с тем, что сказал Алан. Даже в буддийском контексте ощущение утраты иллюзий и стремление к освобождению, о котором Алан говорил вчера, — желание выхода — зависит от степени проявления нетерпимости или отвращения по отношению к неблагоприятным эмоциям. Человек разочарован, он больше не в силах выносить страдания самсары и испытывает к ней отвращение — именно такое состояние является благотворным и конструктивным».
* Состояние медитативного успокоения на санскрите называется ша- матха.
Алан возразил, что в таком случае «человек действительно испытывает отвращение к самсаре, но это отвращение должно уступить место вере и получению удовольствия от духовной практики. Я настаиваю на том, что вы не сможете пройти далеко по пути освобождения, если будете опираться на одно только отвращение».
Далай-Лама вернул нас к главной теме разговора: «Хотелось бы уточнить: как я понимаю, такой вид конструктивного гнева должен вызвать активизацию левой стороны мозга?»
«Да, — подтвердил Ричи, — и самое важное качество такого гнева — это настойчивость в преодолении препятствия».
Крик снайпера о помощи: патологический гнев
«Ваше Святейшество, теперь я хотел бы перейти к рассмотрению патологического гнева, который может вызвать ярость и привести к насилию. Человек, подверженный патологической ярости, может оказаться неспособен предвидеть негативные последствия экстремального выражения гнева, что связано, похоже, не только с деятельностью лобной доли мозга, но и с мозжечковой извилиной. В ходе одного из недавних исследований у людей, отличающихся повышенной агрессивностью, были выявлены признаки атрофии или значительного сморщивания миндалевидного тела*.
Этот факт позволяет предположить, что миндалевидное тело необходимо для того, чтобы предвидеть негативные последствия, и что люди, подверженные патоло
* Дэвидсон Р.Дж., Путнам K.M., Ларсон К.Л. Нарушение функций нервных схем эмоциональной регуляции — возможная предпосылка к насилию (R.J. Davidson, K.M. Putnam, and C.L. Larson, «Dysfunction in the Neural Circuitry of Emotional Regulation — A Possible Prelude to Violence», Science, 289 (2000): 591-94).
гическим проявлениям ярости, не способны понять, к каким негативным последствиям приведет их ярость.
Ваше Святейшество, в Соединенных Штатах был случай, когда некий Чарльз Уитмэн убил несколько человек, стреляя с крыши высотного дома в студенческом городке Техасского университета в Остине, а потом застрелился. Он оставил записку, в которой умолял исследовать его мозг на предмет обнаружения возможных причин его патологического состояния. При вскрытии его мозга была обнаружена опухоль, которая давила на миндалевидное тело.
Несмотря на то что это всего лишь частный случай из судебной практики, он служит еще одним свидетельством того, что в связях миндалевидного тела с патологическим выражением насилия, возможно, кроется нечто важное».
Второй яд — пристрастие
Ричи сделал паузу и перешел к вопросу о нейрохимии неодолимых пристрастий: «Мозг содержит химическое вещество допамин, и практически все изученные формы пристрастий связаны с аномалиями химической системы, вырабатывающей это вещество. Большая часть этих исследований была посвящена изучению пристрастия к наркотикам, но такие же аномалии имеют место при патологическом пристрастии к азартным играм, когда людей неудержимо притягивают игры, где победа зависит от чистой случайности и которые чреваты финансовой катастрофой.
Похоже, что допаминовая аномалия характерна для всех видов пристрастий. Проведенное недавно исследование позволило выявить в допаминовой системе заметные молекулярные изменения, которые являются результатом длительных пристрастий и со временем начинают
оказывать значительное воздействие на работу этой системы»*.
Допамин играет важную роль в механизме предвкушения награды и в приятных ощущениях, возникающих в ответ на получение награды. Но Ричи отметил, что пристрастия стимулируются не только этим биологическим механизмом, но и приобретенными привычками. «Пристрастие — это феномен, который в значительной мере зависит от условий, и поэтому в процессе обучения стимулы или объекты, которые прежде были нейтральными, могут приобрести огромное значение. Позвольте привести один пример. Если наркоман обычно принимает наркотик в одной и той же комнате или при наличии определенного набора атрибутов, то даже одна только обстановка или необходимые для этого инструменты могут произвести в мозге изменения, сравнимые с теми, которые производит сам наркотик.
В ходе одного исследования ученые показывали наркоманам, употребляющим кокаин, видеопленку с изображением инструментов, которые они использовали для приема кокаина, и обнаружили в мозге изменения, аналогичные тем, что производит кокаин. Исследователи смогли выявить зону — так называемое прилежащее ядро, — которая особенно сильно активизируется подобными пристрастиями. Концентрация допамина в этой зоне особенно высока, и, похоже, что она задействуется при всех формах пагубных пристрастий и неодолимой тяги**.
Мы проводим различие между схемой в мозге, которая связана с удовольствием и наслаждением, и схемой,
* Нестлер Э.Дж., Агаджанян Г.К. Молекулярная и клеточная основа пристрастия (E.J. Nestler and G.K. Aghajanian, «Molecular and Cellular Basis of Addiction». Science, 278, 5335 (1997): 58-63).
** Об областях, активизируемых неодолимой тягой, см.: Брейер Х.С., Розен Б.Р. Функциональное магнитно-резонансное сканирование нервных схем, связанных с вознаграждением, в головном мозге людей (H.C. Breier and B.R. Rosen, «Functional Magnetic Resonance Imaging of Brain Reward Circuitry in the Human». Annals of the New York Academy of Sciences, 29, 877 (1999): 523-47).
связанной с желаниями. Часто обе схемы работают сообща, и тогда мы ощущаем потребность в том, что доставляет нам удовольствие. Но в случае с пристрастиями с



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Эмоция; emotion
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Разрядка; discharge
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Пол Экман. Поведение под влиянием эмоций - Пол Экман
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Эмоция; Emotion; Emotion
  • Бенджамин Роу. Необходимые навыки магии
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Аффект; affect
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Вопрос ламе»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Притча «Один из пяти»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Прист С. Теории сознания.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Соматизация
  • К чему снится целоваться?
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • К чему снится ссора?
  • К чему снятся трупы?
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Гадание по дате рождения
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь