Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52301

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Жиля синдром [Gilles А., 1934]. Психопатологические проявления, наблюдающиеся у некоторых больных легочным туберкулезом и характеризующиеся неправильным поведением по отношению к своему заболеванию. Проявляется, в первую очередь, игнорированием своей болезни и пренебрежением связанными с ней мерами ограничительного и лечебного характера, вплоть до полного отказа соблюдать их. Проявления Ж.с. протекают на фоне гипоманиакального возбуждения, с веселым, но неустойчивым настроением, часто беспричинным смехом, противоречивыми поступками [Porot M., 1975].
Жоффруа симптом [Joffroy А.]. Ранний признак деменции при прогрессивном параличе. Больные допускают грубые ошибки в простых задачах на сложение и вычитание. Аналогичен нарушениям счета, обнаруживаемым при отсчитывании по Крепелину.


_З_

Заболеваемость. Распространенность болезней среди населения и его отдельных групп.
Заболеваемость общая. Показатель заболеваемости. Статистический показатель, вычисляемый из количества общего числа первично обнаруженных, зарегистрированных за определенный период времени больных, приходящихся на 1000, 10 000 или 100 000 человек населения (изучаемого контингента).
Заболевания демиелинизирующие. Группа болезней различной, недостаточно ещё изученной этиологии, объединяемых по сходству морфологической картины (поражение преимущественно белого вещества полушарий головного мозга, распад миелина с последующим разрастанием глин). Осевые цилиндры страдают меньше, гибель их происходит на поздних стадиях. К З.д. относятся рассеянный склероз, Бело болезнь, Шильдера болезнь, ван Богарта лейкоэнцефалит.
Син.: прогрессирующие лейкоэнцефалиты.
Завилянского симптом алкоголизма [Завилянский И.Я., 1956]. Заключается в том, что в ответ на вопрос, какие спиртные напитки приходилось употреблять больному, у него оживляется мимика, лицо озаряется улыбкой и часто, еще до словесного ответа, он облизывается, Своеобразный следовой мимико-вкусовой рефлекс. Встречается при алкоголизме в 50-60% случаев наряду с тенденцией к опохмелению и употреблению суррогатов алкогольных напитков.
Завилянской методики контрастной психотерапии [Завилянская Л.И., 1968]. Основаны на учете патогенной роли патологически измененных ассоциаций в формировании психопатологических структур. Характер вызываемых ассоциаций видоизменяется в зависимости от клинической картины, динамики заболевания и личностных особенностей больного. Методика положительных ассоциаций используется при лечении неврастении, циклотимической депрессии, церебрастенических симптомокомплексов. При алкоголизме используется методика отрицательных ассоциаций, способствующая корригированию характерологических особенностей больного и вызыванию негативной эмоциональной реакции на дальнейшее проявление болезненного состояния.
Задержка мочи истерическая. Обусловлена спазмом сфинктеров, в некоторых случаях — утратой позывов на мочеиспускание, возможно, в связи с анестезией слизистой оболочки мочевыводящих путей. Длится до нескольких суток, устраняется внушением в гипнозе или косвенным в бодрственном состоянии.
Задержки психические (нем. Sperrungen) [Kraepelin E.]. В современном понимании, по E. Bleuler, остановки, обрывы мыслей у больных шизофренией. Нередко больные интерпретируют их бредовым образом.
Первоначально З.п. были отмечены E. Kraepelin при кататонической шизофрении, термин применялся главным образом для обозначения расстройства моторики. K. Jaspers [1913] определял З.п. как перерыв в способности фиксировать впечатления и реагировать на них. Больные внезапно перестают реагировать на окружающее, не отвечают на обращенную к ним речь, застывают в неподвижной позе, хотя сознание при этом не нарушается. З.п. длится несколько секунд или минут, но через некоторое время появляется снова. От кататонического ступора З.п. отличается своей кратковременностью, эпизодичностью, вне их темп течения ассоциативных процессов может быть не замедлен. E. Bleuler применял этот термин для квалификации главным образом расстройств мышления.
Заззо тест животных [Zazzo R., 1960]. Проективная личностная методика для исследования детей в возрасте от 5 до 12 лет. Состоит из набора вопросов, устанавливающих, каким животным ребенок хотел бы стать, если бы он мог в него превратиться, и почему. Используется для выявления личностных тенденций и ценностей ребенка, его эмоциональной реактивности и позиции.
Заикание. Нарушение речи, основой которого является преходящее выключение голосообразования [Куршев В.А., 1973]. В связи с этим феноменом возникают судорогоподобные симптомы, непроизвольные запинки, повторение отдельных звуков и слогов. Нередки фобические явления, способствующие фиксированности механизмов 3. по механизмам невроза ожидания. По В.А. Куршеву, основным фактором в патогенезе 3. является психическая травма, другие вредные факторы действуют опосредованно, через нее.
Различают 3. невротическое (логоневроз) и неврозоподобное, возникающее в связи с резидуальной органической патологией головного мозга.
Закон Клерамбо [Clerambault G., 1927]. Устанавливает зависимость тяжести исхода психического заболевания от возраста к началу его и массивности поражения головного мозга: чем раньше возникло поражение головного мозга и чем оно массивнее, тем тяжелее последствия. Подтверждается исследованиями М.Я. Цуцульковской [1967], В.М. Лупандина [1967], М.С. Вроно [1971]. См. Вроно концепция возрастного патоморфоза.
Закон Питра [Pitres A., 1897]. При афазиях у полиглотов может сохраниться возможность говорить на одном из языков, известных им до болезни. Чаще всего это язык детства или язык, наиболее связанный с ситуацией. Эта же закономерность наблюдается при восстановлении речи после афазии у полиглотов: прежде всего появляется способность говорить на одном из указанных языков.
Син.: правило Питра.
Закон Рибо [Ribot Th., 1881]. Закон регрессии (возвращения) памяти при прогрессирующей амнезии. Вначале ослабляется память на недавние события, затем ухудшается репродукция и старого багажа памяти, и постепенно амнезия охватывает весь умственный запас, не распространяясь лишь на чувства и аффекты. После поражения аффективной памяти некоторое время сохранными остаются лишь автоматизированные двигательные акты.
Не является универсальным.
Закса—Витебского реакция [Sachs H., Witebsky E., 1928]. Ускоренная реакция преципитации для серодиагностики сифилиса.
Син.: цитохолевая реакция.
Закса—Георги реакция [Sachs H., Georgy W.]. Реакция, использовавшаяся для серодиагностики сифилиса. Цитохолевый антиген, прибавляемый к сыворотке крови, не был концентрированным и реакция протекала медленно, что послужило основанием для замены ее реакцией Закса—Витебского.
Замкнутость. Особенность личности, наблюдаемая как в норме (у акцентуированных личностей), так и у психопатических личностей (шизоидная психопатия) и при некоторых психозах (в структуре аутизма).
Зангвилла синдром. См. Апрактоагнозия.
Запоминание. Один из механизмов памяти, запечатление в ней образов предметов, явлений, мыслей. Различают 3. произвольное, служащее результатом активного намерения, целенаправленной мнестической деятельности, и непроизвольное, осуществляемое без специального намерения, часто неосознанно. Состояние 3. служит одним из объективных показателей, характеризующих сохранность памяти в психологическом эксперименте (например, в пробе на 3. десяти слов).
Застойный сосок зрительного нерва (лат. papilla oedematosa n. optici). Офтальмологический симптом, основной причиной которого является повышение внутричерепного давления. Наблюдается чаще всего при опухолях головного мозга, но также и при наличии в мозгу гумм, солитарных туберкулом, при опухолях мозговых оболочек и костей черепа, некоторых формах менингитов, псевдоступорозных состояниях различной этиологии и др. Характеризуется отеком соска с выпячиванием его над уровнем сетчатки. Границы соска расплывчаты, цвет серовато-красный, центральные вены расширены, артерии сужены, извиты. В возникновении симптома играет роль не столько характер опухоли и ее величина, сколько локализация и темп ее роста. Особенно рано З.с. проявляется при быстро растущих опухолях мозжечка, в области четверохолмия, IV желудочка.
Заторможенность психическая. Особенность протекания психических процессов. Различают З.п. двигательную (моторную) и в мышлении (идеаторную). Наблюдается при различных психических заболеваниях (при депрессивной фазе МДП, в структуре брадипсихизма у больных эпилепсией, при некоторых видах паркинсонического синдрома и других).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Видеоигры помогают от болезни Альцгеймера
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Влияние на веру в бога нейромодуляции орбитофронтальной коры
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Молосаев Дмитрий Николаевич. Повышение общей физической подготовки пловцов с детским церебральным параличом.
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Корсакова Н., Московичюте Л. Клиническая нейропсихология.
  • Набиуллина Айгуль. Биоэнергопластика как метод в коррекции речевых нарушений.
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Ангионевроз
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Сарачкевич Галина Викторовна. Перспективное планирование 'Мелкая моторика в развитии речи детей раннего возраста'
  • Изучение иностранных языков делает нас умнее
  • Пориомания; Дромомания
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. Самосознание психически больных.
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Редактор. В какую сторону крутится балерина?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Борис Елена Николаевна. Особенности внимания у детей с общим недоразвитием речи.
  • Становкина Наталья Анатольевна. Развивающее занятие для младшего и старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЫЧНОЙ ПРИЩЕПКИ»
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Султанова Лилия Вадимовна, Хомякова Алёна Викторовна. Кинезиологические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Мишкарева Оксана Анатольевна. Доклад на тему: «Технология применения ИЗО терапии в работе детьми с нарушением речи»
  • Диденко Борис Андреевич. Цивилизация каннибаллов.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь