|
Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50438
Автор: Еникеев М. И.
Название: Общая и социальная психология. Учебник для вузов. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Психическое состояние человека зависит и от того, какие возможные последствия ситуации он предвосхищает и какое значение им придает. Одни и те же обстоятельства могут вызвать у разных людей различные психические состояния. Отдельные элементы ситуации могут приобрести особую значимость в силу психических особенностей индивида.
Неспособность распознавать опасные ситуации и адекватно реагировать на них – причина многих несчастных случаев*. Опасная ситуация – это обстановка с высокой вероятностью несчастного случая. В ряде случаев грозящую человеку опасность можно предвидеть, предотвратить или уменьшить ее вредные последствия. Для этого необходимо соответствующее развитие прогностических и адаптивных возможностей индивида. * См.: Котик М. А. Психология и безопасность. Таллин, 1987. Предвидя опасную ситуацию, человек просчитывает ее вероятность и возможную тяжесть последствий. Чем выше опасность ситуации, тем выше уровень тревожности, напряженнее психическая саморегуляция индивида. Неадекватность поведения в экстремальных ситуациях обусловлена, как правило, завышенной самоуверенностью, необоснованной самонадеянностью или неуверенностью в себе, психической демобилизованностью, незнанием системы оптимальных способов поведения в отдельных опасных ситуациях, неспособностью предвидеть последствия своих неправильных действий. Предвидеть – избегать – при необходимости правильно действовать – таковы составляющие личной безопасности. Умный человек ищет выход из опасной ситуации, мудрый– стремится не попадать в нее. В экстремальной ситуации у многих людей происходит "сужение сознания", происходят нейрогуморальные сдвиги, которые повышают импульсивную (часто неадекватную обстоятельствам) активность, снижается логичность и критичность мышления, неадекватно отражаются обстоятельства угрожающей ситуации. Чувство тревоги гиперболизируется, переходя в страх и даже ужас, эмоции приобретают астенический характер: возникает физическая слабость, неподвижность или хаотичность движений. В условиях толпы может возникнуть массовый аффект – паника, быстро распространяющаяся по механизму психического заражения. Гиперэмоция блокирует видение реальных возможностей разумного, адаптированного поведения. И нередко люди получают тяжелые травмы и даже гибнут в условиях, когда спасение было объективно возможным. Тысячи людей ежедневно попадают в опасные "ловушки" в своей собственной квартире в силу неосторожности, легкомысленности, невнимательности: падают и тяжело травмируются из-за неустойчивости стульев, табуреток, переносных лестниц, спотыкаются об игрушки; не смотрят под ноги, падают на скользких местах, травмируются из-за небрежного обращения с газом и электроприборами. Наибольшую же опасность несут в себе аварии, техногенные катастрофы и природные катаклизмы. Авария – разрушение технических устройств и сооружений. Катастрофа – крупномасштабная авария со значительными человеческими жертвами и разрушениями. Сферой повышенной опасности является современный транспорт. На месте дорожно-транспортных происшествий гибнет много людей, находящихся внутри транспортных средств. Ремни безопасности и подголовники уменьшают вероятность гибели при столкновении в три раза, при опрокидывании – в пять раз. Беспечность, самонадеянность и тем более лихачество (бескультурье) за рулем смертельно опасны. Водитель должен постоянно учитывать все возможные причины аварий: нарушение правил дорожного движения, превышение скорости, управление автомобилем в нетрезвом состоянии, дефекты дороги, неисправности автомобиля (тормоза, рулевое управление, колеса и шины). При неизбежности аварии следует соблюдать элементарные правила оптимального поведения: 1) до предела напрячь все мышцы; 2) не покидать машину до ее полной остановки; 3) сохранять самообладание и управлять машиной до последней возможности; 4) уйти во что бы то ни стало от встречного удара; при отсутствии такой возможности перевести встречный удар в скользящий боковой; 5) упереться ногами в пол, защитить голову руками, пассажиру – завалиться на бок (наиболее опасно переднее сиденье); 6) после удара определить свое местоположение и двигаться к выходу (через дверь или окно), если двери не открываются – открыть или разбить окно; если машина упала в воду и находится на плаву – не открывать дверь и выходить только через окно; 7) при погружении машины на дно с закрытыми дверями и окнами включить фары, делать глубокие вдохи и выдохи, избавиться от лишней одежды, открыв окно, протиснуться наружу, взявшись за крышу автомобиля, и плыть вверх; если дверь и окно заклинило – разбить лобовое стекло (всегда имея в салоне то, чем можно это сделать). При столкновении с неподвижным предметом удар бампером менее опасен, чем крылом (в автомобиле современной конструкции мотор при этом не выдвигается в салон, а уходит вниз). При пользовании железнодорожным транспортом следует иметь в виду, что лучшие места поезда с точки зрения безопасности находятся в центральных вагонах, в купе с аварийным окном. При крушении или экстренном торможении следует: 1) закрепиться и препятствовать своему перемещению вперед и в стороны, схватиться за поручни и упереться ногами в сиденье или стенку; 2) срочно покинуть вагон (так как возможно возгорание) через дверь или аварийные выходы, расположенные обычно в третьем и шестом купе, выходить на полевую сторону железнодорожного пути; 3) в случае пожара воспользоваться огнетушителями, всегда обращая внимание, где они находятся; обеспечить защиту дыхания с помощью влажных тряпок (материал облицовки вагонов – малминит – трудногорюч, но при температуре 200° С он выделяет быстродействующий токсичный газ); 4) вещи, кроме одежды и одеял, не брать; 5) оказавшись снаружи, срочно включаться в спасательные работы, избегая оборванных проводов (которые могут быть под напряжением) и жидкостей, разлитых из цистерн; при разливе топлива необходимо немедленно удалиться на безопасное расстояние, поскольку возможен объемный взрыв. Адаптивное поведение при авиакатастрофах. В случае разгерметизации (ее проявление – резкий оглушительный звук в связи с внезапной утечкой воздуха из самолета, резкое снижение видимости, наполнение салона пылью, кроме того, уходит воздух из легких человека, возникает боль в ушах и кишечнике в связи с расширением газов) необходимо: 1) быстро надеть кислородную маску (всегда зная ее местонахождение), не пытаться оказывать помощь другим, пока маска не будет надета; 2) пристегнуть ремни, ибо самолет резко пойдет на снижение (уже при высоте 3000 м содержание кислорода нормализуется), не исключена и "твердая" посадка. В случае аварии при взлете и посадке: 1) быть в верхней (не синтетической) одежде (она предохранит от ожогов), оставаться в обуви (возможно, придется идти по горящему пластику); 2) перед каждым взлетом и посадкой тщательно пристегнуть ремень безопасности, закрепив его как можно ближе к бедрам; 3) непосредственно перед возможной аварией принять фиксированную безопасную позу – согнуться и крепко сцепить руки под коленями, предельно наклонить голову, ноги крепко упереть в пол (но не под передним креслом); можно также скрестить руки на спинке переднего кресла, прижать голову к рукам; 4) перед полетом освободиться от всех прилегающих к телу предметов (очков, шарфа, авторучки, портсигара и т. п.); проверить, нет ли над головой тяжелых предметов; 5) в момент удара максимально напрячься; 6) знать о расположении всех выходов, мысленно представить свой путь к ближайшему из них; 7) знать, где расположен и как открывается аварийный люк. При пожаре на самолете: 1) действуя в условиях задымленности, представлять схему расположения выходов и продвигаться к ближайшему из них, не создавая паники; если проход завален, продвигаться по креслам, опуская их спинки; 2) не дышать дымом (первая опасность – дым, а не огонь), защищаться от дыма одеждой (по возможности увлажненной), пригнуться к полу и даже ползти: внизу дыма меньше; 3) защищать кожу одеждой (плащом, пальто, шапкой, одеялом, пледом и др.); 4) не брать с собой ручную кладь; Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|