Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50438

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Психическое состояние человека зависит и от того, какие возможные последствия ситуации он предвосхищает и какое значение им придает. Одни и те же обстоятельства могут вызвать у разных людей различные психические состояния. Отдельные элементы ситуации могут приобрести особую значимость в силу психических особенностей индивида.
Неспособность распознавать опасные ситуации и адекватно реагировать на них – причина многих несчастных случаев*. Опасная ситуация – это обстановка с высокой вероятностью несчастного случая. В ряде случаев грозящую человеку опасность можно предвидеть, предотвратить или уменьшить ее вредные последствия. Для этого необходимо соответствующее развитие прогностических и адаптивных возможностей индивида.
* См.: Котик М. А. Психология и безопасность. Таллин, 1987.

Предвидя опасную ситуацию, человек просчитывает ее вероятность и возможную тяжесть последствий. Чем выше опасность ситуации, тем выше уровень тревожности, напряженнее психическая саморегуляция индивида.

Неадекватность поведения в экстремальных ситуациях обусловлена, как правило, завышенной самоуверенностью, необоснованной самонадеянностью или неуверенностью в себе, психической демобилизованностью, незнанием системы оптимальных способов поведения в отдельных опасных ситуациях, неспособностью предвидеть последствия своих неправильных действий. Предвидеть – избегать – при необходимости правильно действовать – таковы составляющие личной безопасности. Умный человек ищет выход из опасной ситуации, мудрый– стремится не попадать в нее.
В экстремальной ситуации у многих людей происходит "сужение сознания", происходят нейрогуморальные сдвиги, которые повышают импульсивную (часто неадекватную обстоятельствам) активность, снижается логичность и критичность мышления, неадекватно отражаются обстоятельства угрожающей ситуации. Чувство тревоги гиперболизируется, переходя в страх и даже ужас, эмоции приобретают астенический характер: возникает физическая слабость, неподвижность или хаотичность движений. В условиях толпы может возникнуть массовый аффект – паника, быстро распространяющаяся по механизму психического заражения. Гиперэмоция блокирует видение реальных возможностей разумного, адаптированного поведения. И нередко люди получают тяжелые травмы и даже гибнут в условиях, когда спасение было объективно возможным.
Тысячи людей ежедневно попадают в опасные "ловушки" в своей собственной квартире в силу неосторожности, легкомысленности, невнимательности: падают и тяжело травмируются из-за неустойчивости стульев, табуреток, переносных лестниц, спотыкаются об игрушки; не смотрят под ноги, падают на скользких местах, травмируются из-за небрежного обращения с газом и электроприборами. Наибольшую же опасность несут в себе аварии, техногенные катастрофы и природные катаклизмы. Авария – разрушение технических устройств и сооружений. Катастрофа – крупномасштабная авария со значительными человеческими жертвами и разрушениями.
Сферой повышенной опасности является современный транспорт. На месте дорожно-транспортных происшествий гибнет много людей, находящихся внутри транспортных средств.
Ремни безопасности и подголовники уменьшают вероятность гибели при столкновении в три раза, при опрокидывании – в пять раз. Беспечность, самонадеянность и тем более лихачество (бескультурье) за рулем смертельно опасны. Водитель должен постоянно учитывать все возможные причины аварий: нарушение правил дорожного движения, превышение скорости, управление автомобилем в нетрезвом состоянии, дефекты дороги, неисправности автомобиля (тормоза, рулевое управление, колеса и шины). При неизбежности аварии следует соблюдать элементарные правила оптимального поведения:
1) до предела напрячь все мышцы;
2) не покидать машину до ее полной остановки;
3) сохранять самообладание и управлять машиной до последней возможности;
4) уйти во что бы то ни стало от встречного удара; при отсутствии такой возможности перевести встречный удар в скользящий боковой;
5) упереться ногами в пол, защитить голову руками, пассажиру – завалиться на бок (наиболее опасно переднее сиденье);
6) после удара определить свое местоположение и двигаться к выходу (через дверь или окно), если двери не открываются – открыть или разбить окно; если машина упала в воду и находится на плаву – не открывать дверь и выходить только через окно;
7) при погружении машины на дно с закрытыми дверями и окнами включить фары, делать глубокие вдохи и выдохи, избавиться от лишней одежды, открыв окно, протиснуться наружу, взявшись за крышу автомобиля, и плыть вверх; если дверь и окно заклинило – разбить лобовое стекло (всегда имея в салоне то, чем можно это сделать). При столкновении с неподвижным предметом удар бампером менее опасен, чем крылом (в автомобиле современной конструкции мотор при этом не выдвигается в салон, а уходит вниз).
При пользовании железнодорожным транспортом следует иметь в виду, что лучшие места поезда с точки зрения безопасности находятся в центральных вагонах, в купе с аварийным окном.
При крушении или экстренном торможении следует:
1) закрепиться и препятствовать своему перемещению вперед и в стороны, схватиться за поручни и упереться ногами в сиденье или стенку;
2) срочно покинуть вагон (так как возможно возгорание) через дверь или аварийные выходы, расположенные обычно в третьем и шестом купе, выходить на полевую сторону железнодорожного пути;
3) в случае пожара воспользоваться огнетушителями, всегда обращая внимание, где они находятся; обеспечить защиту дыхания с помощью влажных тряпок (материал облицовки вагонов – малминит – трудногорюч, но при температуре 200° С он выделяет быстродействующий токсичный газ);
4) вещи, кроме одежды и одеял, не брать;
5) оказавшись снаружи, срочно включаться в спасательные работы, избегая оборванных проводов (которые могут быть под напряжением) и жидкостей, разлитых из цистерн; при разливе топлива необходимо немедленно удалиться на безопасное расстояние, поскольку возможен объемный взрыв. Адаптивное поведение при авиакатастрофах.
В случае разгерметизации (ее проявление – резкий оглушительный звук в связи с внезапной утечкой воздуха из самолета, резкое снижение видимости, наполнение салона пылью, кроме того, уходит воздух из легких человека, возникает боль в ушах и кишечнике в связи с расширением газов) необходимо:
1) быстро надеть кислородную маску (всегда зная ее местонахождение), не пытаться оказывать помощь другим, пока маска не будет надета;
2) пристегнуть ремни, ибо самолет резко пойдет на снижение (уже при высоте 3000 м содержание кислорода нормализуется), не исключена и "твердая" посадка.
В случае аварии при взлете и посадке:
1) быть в верхней (не синтетической) одежде (она предохранит от ожогов), оставаться в обуви (возможно, придется идти по горящему пластику);
2) перед каждым взлетом и посадкой тщательно пристегнуть ремень безопасности, закрепив его как можно ближе к бедрам;
3) непосредственно перед возможной аварией принять фиксированную безопасную позу – согнуться и крепко сцепить руки под коленями, предельно наклонить голову, ноги крепко упереть в пол (но не под передним креслом); можно также скрестить руки на спинке переднего кресла, прижать голову к рукам;
4) перед полетом освободиться от всех прилегающих к телу предметов (очков, шарфа, авторучки, портсигара и т. п.); проверить, нет ли над головой тяжелых предметов;
5) в момент удара максимально напрячься;
6) знать о расположении всех выходов, мысленно представить свой путь к ближайшему из них;
7) знать, где расположен и как открывается аварийный люк.
При пожаре на самолете:
1) действуя в условиях задымленности, представлять схему расположения выходов и продвигаться к ближайшему из них, не создавая паники; если проход завален, продвигаться по креслам, опуская их спинки;
2) не дышать дымом (первая опасность – дым, а не огонь), защищаться от дыма одеждой (по возможности увлажненной), пригнуться к полу и даже ползти: внизу дыма меньше;
3) защищать кожу одеждой (плащом, пальто, шапкой, одеялом, пледом и др.);
4) не брать с собой ручную кладь;



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Белякова Елена Николаевна. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
  • Сюрха Наталья Владиленовна. Развитие и коррекция нарушений речи при ознакомлении детей с природой
  • Ефимова Ирина Юрьевна. Эффективные приемы и методы формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников в условиях логопункта.
  • Конкретизм; Concretism; Konkretistik
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Загинайко Татьяна Геннадьевна. Педагогическая статья «Развитие логического мышления дошкольников с помощью блоков Дьенеша»
  • Вольская Наталья Михайловна. «Познавательная деятельность у дошкольников»
  • Шихова Альфира Фаридовна. Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Раздел второй. Психические процессы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Мышление; thinking
  • Голякова Елена Геннадьевна. Дидактическая игра: «Занимательные фигуры»
  • Межевикина Ольга Петровна. Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста
  • Николай Овчинников. Современные взгляды на мышление
  • Куприянова Наталья. Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ
  • Наталия Лермонтова. Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
  • Ирина Дорошина. Психологические основы формирования словаря детей дошкольного возраста
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Методы диагностики мышления детей 3-5 лет
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Никонорова Наталья Валерьевна. Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Хрулева Наталья Владимировна. Исследовательская деятельность – как активный метод обучения и воспитания дошкольников. Конспект занятия «Камни – цветы земли».
  • Мышление; Thinking; Denken
  • Сафарова Наталья Викторовна. Развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления. Опыт работы
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Главный Редактор. Развитие речи у детей от 3 до 10 лет
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Загулина Т.В. Писаренко Н.А.. Проект «Осень»
  • Ильенков Э. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО В НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ
  • Пико делла Мирандола Дж. РЕЧЬ О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Боно Э. Использование латерального мышления.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Гришанович Елена Николаевна. Статья по организации предметно-развивающей среды по программе От рождения до школы
  • Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека.
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Психология успеха. Как добиваться поставленных целей.
  • Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Психология толпы
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Вереина Ирина Васильевна. Тестопластика-продуктивная, творческая деятельность
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Ирина Толмачева. Семинар-практикум 'Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению программы'
  • Шустко Ирина Васильевна. Аппликация – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь