Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 27953

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Понимание важности организации и дизайна производственной среды было введено в научное сознание еще Фредериком Тейлором в его фундаментальной работе «Принципы научного менеджмента» (1911). И хотя Тейлор рассматривал особенности организации рабочих мест только с точки зрения влияния на производительность труда, важность этого фактора в менеджменте в дальнейшем не ставилась под сомнение, — менялась только интерпретация характера влияний. Так, в последующие годы упор делался на изучении связи различных параметров окружающей среды с типом общения между работниками, групповой динамикой, конфликтами внутри организации. В настоящее время основное внимание уделяется таким характеристикам среды, которые получили название «качества профессиональной жизни». К ним относятся, прежде всего, комфорт, производительность и удовлетворенность.
Для объяснения влияний среды на поведение человека можно воспользоваться предположениями известного искусствоведа Генриха Вельфлина, который считал, что одним из древнейших инстинктов человека является неосознаваемая потребность одушевлять окружающие предметы. Человеку свойственна непроизвольная идентификация с окружающей предметной средой, и отношения к среде неявно переносятся на отношения к самому себе. Практически любой человек чувствует, что в удобных и красивых интерьерах его самооценка повышается.
В России традиционно материальное окружение человека и дизайн среды проживания и деятельности считались второстепенными факторами. Причины этому, по-видимому, не только экономические. Всегда поощрялся героизм «преодоления». Не являются исключениями учебные и общественные территории наших вузов, хотя психологически правильное планирование учебных площадей, даже без их реконструкции, является потенциальным ресурсом повышения эффективности обучения.
Э. Сандстрем предлагает рассматривать взаимодействия между факторами профессиональной среды и человеком на трех уровнях анализа: индивидуальном, на уровне межличностных отношений и на уровне функционирования организаций. Содержание этих уровней анализа представлено в таблице 2.
На уровне отдельных работников анализу подлежит непосредственное физическое окружение, которое включает: постоянно меняющиеся окружающие условия (освещение, температуру, влажность воздуха, шум и пр.), и относительно стабильные параметры индивидуального рабочего места. Влияние внешних факторов на индивидуальную деятельность может быть понято с помощью теории функциональных систем К. В. Судакова. Согласно этой теории вся деятельность человека обеспечивается совместным действием трех функциональных систем:
— доминантной, которая обеспечивает основную деятельность;
— субдоминантной, или компенсаторной, (их может быть и несколько), обеспечивающей второстепенные виды деятельности;
— восстановительной, деятельность которой направлена на восстановление затрат организма.
Если весь энергопотенциал оценить в 100%, то в каждый момент времени на каждую из систем приходится определенная часть энергозатрат. Состояния озарения, вдохновения, установления рекорда возникают тогда, когда все 100% приходятся на первую систему. Состояния крайнего утомления требуют, чтобы энергией снабжалась третья, восстановительная, система. При воздействии неблагоприятных факторов большая часть энергозатрат идет на обеспечение субдоминантной функциональной системы. В результате этого либо недостаточно эффективно осуществляется основная деятельность, либо не происходит восстановление сил организма.
При проектировании рабочих мест должны быть учтены воздействующие факторы, а их значения приведены к оптимальным условиям. Если же условия выходят за пределы комфортных, то должна быть разработана система защитных средств. Факторы внешней среды, воздействую на работника, могут способствовать быстрой адаптации, либо вызывать состояния утомления, напряжения, перегрузки и даже стресса. В результате это может сказаться на производительности труда и удовлетворенности.
На уровне анализа межличностных отношений в качестве средовых (внешних) факторов выступают схемы размещения рабочих мест, дифференциация и ограждение рабочего пространства, особенности офисной мебели и оборудования. Эти факторы явно или неявно определяют и отражают структуру коммуникаций между работниками. Например, симметрично поставленные в ряд столы указывают, что все работники находятся в равном положении и их самостоятельность в рамках организации невелика. Подобное расположение мест, с одной стороны, способствует лучшей управляемости группой, но с другой, — снижает активность. В этом случае люди могут пытаться усиливать свою значимость, например, интригами; или же будут игнорировать работу, выбирая столы рядом с окном. Современная офисная мебель дает много возможностей скрыто влиять на характер взаимоотношений в организации. Например, столы неправильной геометрической формы препятствуют возникновению чувства отстраненности от других. Само по себе наличие постоянного собственного рабочего места или кабинета способствует самоидентификации человека. Рабочее место выполняет также функцию самопрезентации работника, так как указывает, что для него значимо. Экзотические сувениры или фотографии членов семьи создают различный имидж хозяев стола, а как бы случайно, оставленные на столе грязная чашка или черновики неявно указывают, что их владелец не хочет, чтобы кто-то еще пользовался столом.
Возможность самоидентификации, способы самопрезентации и регулирование характера взаимодействий с помощью различных схем расположения рабочих мест — это те психологические процессы, которые могут определять адекватность коммуникаций, групповую динамику и сплоченность.
На уровне функционирования организаций в качестве элементов среды выступают расположение и дифференцирование различных подразделений организации. Конфликты между подразделениями могут возникать из-за неравенства или неудобства рабочих помещений. Территориальная оторванность администрации от основной массы работников приводит к нарушению взаимодействий между ними. Соответствие организационной и пространственной структуры офисов способствует формированию нужного имиджа организации и влияет на общую эффективность деятельности.

Таблица 2.
Взаимосвязь элементов физической среды и протекающих в ней психических процессов на разных уровнях анализа профессиональной деятельности



Глава 2. ИНЖЕНЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель
А. С. Пушкин

Многие еще на студенческой скамье мечтают стать творцами или изобретателями, делать научные открытия или создавать новые технологии, технику, сооружения. Для этого важно не только овладеть знаниями, но и выбрать вид деятельности, в наибольшей степени соответствующий индивидуальным особенностям. Правильный выбор профессии и интерес к делу, обеспечивая положительную мотивацию и эмоциональный настрой, создают основу для раскрытия и развития задатков, реализации способностей в творческой деятельности.
Для эффективной творческой деятельности правильного выбора профессии еще недостаточно, необходимо овладеть методологией творчества.

Основные механизмы творчества

«Творчество есть величайшая тайна жизни, тайна явления нового, небывшего... Тайна творчества и есть тайна свободы. Из чего-то, из бытия создать нового, небывшего, возможно лишь истечение, рождение, перераспределение. Творчество же есть прорыв из ничего, из небытия, из свободы в бытие и мир. Творчество человека предполагает три элемента — элемент свободы, благодаря которой только и возможно творчество нового и небывшего, элемент дара и связанного с ним назначения и элемент сотворенного уже мира, в котором и совершается творческий акт и в котором он берет себе материалы» (Бердяев Н. А. О назначении человека).
Творчество — это, по сути, проявление и реализация способностей. Оно формирует личность творца и развивает его талант. Творчество является одной из важнейших потребностей человека. Антипод творчества — потребительство, которое может проявляться в разных формах, но чаще в материальных. Материальные потребности имеют очень важное значение, но удовлетворение их должно обеспечивать средства и условия для достижения цели, а не быть самой целью. Творчество делает человека свободным, а потребительство формирует раба. Полноценное творчество возможно только в условиях свободы (особенно важны внутренняя свобода и независимость от стереотипов), так как оно является актом свободы свободной личности.
Уже на этапе обучения возможно и необходимо проявление творчества. Само познание является творческим актом. Открытие или создание новых для себя знаний, хотя бы известных ранее другим, тоже является творчеством.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тест "Боги и Богини"
  • Психология успеха
  • Тест "САМООЦЕНКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ" (по Айзенку)
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Графический тест личности
  • Юлия Латкина. Хочешь быть счастливым? — будь им...
  • Проективный тест «Морские сокровища». Методика прояснения целей и ресурсов.
  • Основы психологической защиты. - Из цикла "Психология успеха"
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Александр Конельский. Интуиция — ваш лучший друг на пути к успеху. - Александр Конельский
  • Рамиль Гарифуллин. Вера и ответственность: психологические основы
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психологические правила общения
  • Психология успеха. Как добиваться поставленных целей.
  • Беспалов М.В., Филина Ф.Н. Схемы минимизации налогообложения
  • Гадание по дате рождения
  • Оценка уровня тревожности и предрасположенности к неврозу родителей ребенка (А.И.Захаров)
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Психолог - профориентация школьника, выбор профессии
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Г. Фельсер. Шесть признаков для симпатии
  • Эрих Фром говорил…
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Как перестать быть неудачником и стать успешным за 30 дней
  • ТРЕНИНГ: «Развитие временной перспективы и способности к целеполаганию».
  • Насколько вы эмоционально реагируете на события вашей жизни – тест.
  • Малых Светлана Владимировна. Занятие у психолога "Подросток и конфликт"
  • Диксон Руфь. Психология современного секса.
  • Формирование видеть и адекватно оценивать человека. ЗАНЯТИЕ 12
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Что нужно делать предпринимателю, чтобы добиться успеха.
  • Путь к успеху: как расширить пределы своих возможностей
  • Тамара Майлс. Третий уровень: тайм-менеджмент
  • Татьяна Бахтиозина. Верь в себя! - Психология успеха
  • Метафоры, для воодушевления людей, для создания команды.
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Диагностика вашего текущего состояния: ожиданий, настроения и самочувствия. Проективная методика «Готовы ли вы к жизненным сюрпризам»
  • К чему снится лифт
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Оценка уровня тревожности и предрасположенности ребенка к неврозу (А.И. Захаров)
  • Знакомство со своей Тенью
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Золотые правила постановки и достижения целей
  • Управление риском. Риск. Устойчивое развитие. Синергетика – Неизвестен.
  • Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности
  • К чему снятся волки?
  • Татьяна Гунина. Значение семьи в жизни человека
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Символы любви и счастья. Как привлечь свечами желаемого партнера.
  • Проективные методики. Тесты в картинках: Что значит для вас дружба? Умеете ли вы дружить? Умеете ли вы сопереживать?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь