Квинн В. Прикладная психология.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379565

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Агрессия: поведение, наносящее моральный и/или физический ущерб окружающим.
Недавние исследования показали, что люди с неврологическими или мозговыми нарушениями чаще проявляют агрессивность. Эти нарушения могут иметь генетические причины или быть следствием травмы головного мозга в результате несчастного случая, драки, злоупотребления алкоголем или наркотиками (Foster and others, 1992). Когда ученые соберут больше информации о зонах головного мозга, связанных с формированием эмоций, тогда они, возможно, разберутся и в физиологических причинах агрессии.
Психологи также обнаружили, что люди научаются агрессивному поведению на собственном опыте. Если в прошлом агрессивное поведение помогало им дать выход фрустрации и гневу, они снова будут прибегать к агрессивным действиям. Исследования, проведенные Бандурой и Уолтерсом (Bandura and Walters, 1963), позволяют заключить, что агрессивному поведению можно научиться и у других людей. Психологи обнаружили, что дети, воспитанные агрессивными взрослыми, проявляли большую склонность к агрессии, чем дети, которых воспитывали на основе принципов сотрудничества и миролюбия. Берковиц (Berkovitz, 1968) подметил, что в нормальных условиях к агрессивному поведению приводят только некоторые раздражители или сигналы.
Культурные факторы также влияют на степень агрессивности человека. Нисбет (Nisbett,1993) обнаружил, что жители южных и западных штатов США гораздо чаще выражают свой гнев с помощью насилия, чем жители других регионов. Независимо от экономического положения, принадлежности к социальному классу и расы жители южных регионов чаще отвечают на оскорбления насилием.
Поскольку агрессивному поведению можно научиться, психологи изучают вопрос о том, может ли просмотр фильмов и телевизионных программ, в которых демонстрируется насилие, влиять на поведение зрителей. Эксперименты с участием детей дали неоднозначные результаты. Хотя некоторые исследования и показали, что дети, которые смотрят телевизионные программы с демонстрацией насилия, ведут себя более агрессивно, однако в других экспериментах такие же зрители становились затем, наоборот, менее агрессивными. Очевидно, реакция детей на увиденное насилие индивидуальна и зависит от личности ребенка. Некоторые корреляционные исследования показали, что чем больше насилия видят дети на экране, тем меньше сочувствия они проявляют к жертвам. Однако некоторые психологи утверждают, что телепрограммы с показом насилия могут принести и пользу, поскольку дают выход агрессивным чувствам. Наблюдая, как герой разделывает под орех негодяя, зритель избавляется от гнева, который до сих пор копился у него внутри. Эксперименты, проведенные в американских тюрьмах, показали, что просмотр фильмов с демонстрацией агрессии не приводит к увеличению числа случаев применения насилия среди заключенных. В настоящее время исследуется вопрос о том, можно ли на самом деле контролировать агрессивное поведение с помощью киноискусства.
Упражнение 8.8
В семье маленького Виктора часто бывают ужасные скандалы. Его мать швыряется кастрюлями и сковородками, а отец бьет вазы и окна. Виктора часто шлепают и бьют за непослушание. Чтобы Виктор не стал агрессивным, родители запрещают ему смотреть фильмы или телепрограммы, в которых демонстрируется насилие.
Родители маленького Давида иногда ссорятся, но обычно ведут себя спокойно и предпочитают решать все вопросы с помощью переговоров. Хотя они и ограничивают время, в течение которого Давид может смотреть телевизор, они разрешают ему смотреть любые программы. Давид часто выбирает «боевики».
Кто из детей с большей вероятностью будет вести себя агрессивно и прибегать к насилию? Почему?
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Как справиться с гневом
Существует несколько способов выражения гнева. Во-первых, можно прямо выразить свои чувства. Если какая-нибудь женщина вас раздражает, то вы можете сердитым тоном заявить ей об этом или погрозить кулаком. Если ваша машина не заводится, то вы можете пнуть ее ногой. Если вас отчитал начальник, вы можете высыпать ему на голову содержимое мусорной корзины. При прямом выражении гнева вы даете выход своим амоциям. Кроме того, окружающие понимают, какие чувства вы испытываете. Однако бывают случаи, когда это явно не самый лучший вариант.
Вторая альтернатива —косвенное выражение гнева. Иногда вы не можете или не должны направлять свой гнев на человека или предмет, вызвавший у вас фрустрацию. Вместо этого вы вымещаете гнев или агрессивные чувства на человеке или предмете, которые не являются для вас опасными. Поскольку в этом случае ваш гнев переносится с одного объекта на другой, то косвенно выражение гнева называется переносом (displacement). Казалось ли вам когда-нибудь, что учитель подшучивает над вами? Самое мудрое решение в такой ситуации — избегать прямого выражения гнева. Это может только усилить возникшие трения. Если вы ответили учителю вполне дружелюбно, но швырнули на парту учебники или выместили свое раздражение на ни в чем не повинном приятеле, то вы перенесли свой гнев. Несмотря на то что такой способ позволяет дать гневу выход, он очевидно несправедлив по отношению к тому, на кого обрушиваются ваши отрицательные змоции. Рис. 8-7 является классическим примером подобной ситуации. На человека накричал начальник. Он вымещает гнев на жене, которая, в свою очередь, ругает ребенка. Ребенок отыгрывается на кошке.
Третий вариант — это сдержать свой гнев или, так сказать, загнать его внутрь, вместо того чтобы открыто выразить. Эйверил (Averill 1976) обнаружил, что гнев часто считают отрицательной или «плохой» эмоцией. Поэтому люди пытаются скрыть его и держат в себе. Такое отношение к гневу является нездоровым. По мере того как гнев накапливается и становится все более интенсивным, возникает стресс. Как уже говорилось в этой главе ранее, стресс приводит к физиологическим изменениям, которые могут вызывать неприятные ощущения и наносить вред здоровью. Люди, которые держат гнев в себе, подвергаются риску возникновения целого ряда соматических расстройств.


Рис. 8.7. Классический пример переноса гнева, проиллюстрированный X. Бидструпом.
Приложение 8.3. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ
НАСКОЛЬКО ВЫ АГРЕССИВНЫ!
Ответив на вопросы, составленные д-ром Рэдфордом Уильямсом (Redford Williams) из Дьюкского университета, вы
1. Я стою в очереди в экспресс-кассу универсама, над которой висит табличка с надписью: «Не более 10 покупок».
а. Я читаю журнал, чтобы провести время.
б. Я осматриваю тележки стоящих впереди меня, чтобы выяснить, нет ли у кого-нибудь более 10 покупок.
2. Моя жена (муж, друг, подруга) собирается сделать мне подарок на день рождения.
а. Я предпочитаю выбирать подарок самостоятельно.
б. Я предпочитаю получить сюрприз.
3. Мой собеседник говорит очень медленно.
а. Я все время пытаюсь закончить его фразы сам(а).
б. Я терпеливо жду, пока он(а) закончит говорить.
4. Со мной обращаются несправедливо.
а. Я обычно быстро забываю об этом.
б. Я, как правило, часами продолжаю думать об этом.
5. В парикмахерской меня подстригли значительно короче, чем мне хотелось.
а. Я говорю мастеру, что он работает из рук вон плохо.
б. Я считаю, что не следует особо расстраиваться, так как волосы быстро отрастут, но в следующий раз
узнаете, насколько агрессивно ваше поведение за рулем автомобиля, в очереди и на работе.
надо точнее объяснить мастеру, чего я хочу.
6. Я еду в машине на переднем сиденье в качестве пассажира.
а. Я пользуюсь возможностью полюбоваться пейзажем.
б. Я стараюсь следить за дорогой и замечать препятствия впереди.
7. Иногда мне приходится работать с некомпетентными людьми.
а. Я концентрирую внимание на своей части работы.
б. Мне действует на нервы необходимость мириться с неумелостью моего напарника.
8. Меня толкают в магазине.
а. Я считаю это случайностью.
б. Меня раздражает неловкость толкнувшего меня покупателя.
9. На вечеринке один из гостей полностью завладел разговором и не дает никому вставить ни словечка. а. Я ищу возможность поставить его на место.
б. Я перехожу к другой группе гостей.
10. Необходимо выполнить очень важную работу.
а. Я предпочитаю сделать ее лично.
б. Я зову на помощь своих друзей и коллег.
11. Мои поступки подвергаются критике.
а. Я чувствую раздражение.
б. Я пытаюсь понять, справедлива ли критика.
12. Водитель, едущий впереди, все время загораживает мне дорогу.
а. Обычно в таких случаях я мигаю фарами или нажимаю на клаксон.
б. Я стараюсь отстать от такого водителя.
13. Я вижу на улице толстяка.
а. Я удивляюсь, почему у людей с подобной фигурой полностью отсутствует самодисциплина.
б. Я думаю, что у него (нее), наверное, не в порядке обмен веществ или есть какие-то психологические проблемы.
14. Бывали случаи, когда я очень сильно сердился.
а. Мне всегда удавалось остановиться в тот момент, когда я был близок к тому, чтобы ударить рассердившего меня человека.
б. Было несколько случаев, когда я бил или толкал рассердившего меня человека.
15. Я вспоминаю нечто, сильно рассердившее меня в прошлом.
а. Я снова начинаю сильно сердиться.
б. Воспоминания не вызывают у меня столь сильного гнева, какой был при самом событии.
Как оценить степень вашей агрессивности
Эти вопросы взяты из гораздо более подробного теста, который проходят пациенты д-ра Уильямса. Ответив только на 15 вопросов, нельзя определить, представляет ли ваш уровень агрессивности опасность для здоровья, но можно получить представление о том, стоит ли вам стараться воздерживаться от враждебных по отношению к окружающим мыслей.
Вопросы 1, 2, 6, 10 и 13 предназначены для оценки степени вашего скептицизма, который д-р Уильямс описывает как «недоверчивое отношение» к людям и их намерениям или как склонность «постоянно стоять на страже» своих интересов. Если среди выбранных вами ответов есть варианты 1(6), 2(а), 6(6), 10(а), 13(а), во всяком случае не менее двух из них, уровень вашего скептицизма достаточно высок. Вопросы 4, 7, 8, 11 и 15 предназначены для оценки вашей гневливости, то есть склонности сердиться и раздражаться, реагируя на жизненные неурядицы. Если среди выбранных вами ответов есть варианты 4(б), 7(б),8(6), 11(а),15(а) или также не менее двух из них, у вас, вероятно, значительная склонность испытывать чувство гнева.
Вопросы 3, 5, 9, 12 и 14 предназначены для оценки степени вашей агрессивности, то есть склонности выражать свой гнев вербально или с помощью физической силы. Человек с высокой степенью агрессивности, скорее всего, выберет варианты ответов 3(а), 5(а), 9(а), 12(а) и 14(6), во всяком случае не менее двух из указанных.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Елена Джеро. Уходя уходи! или Вернись, все прощу?
  • Притча «Внутреннее и внешнее знание»
  • Приворот белой магии
  • К чему снится начальник
  • Тест "Боги и Богини"
  • Как узнать, есть ли на человеке приворот?
  • Келли Макгонигал. Как меньше курить и контролировать другие вредные привычки. Правило 10 минут
  • К чему снится война?
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Почему отношения превращаются в манипулирование друг другом.
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • К чему снится тюрьма?
  • К чему снятся осы
  • Притча «Буквализм»
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Иваненко Ксения Васильевна. Психологические подходы для развития сознания детей 'Я пишу себе письмо'
  • Как бросить курить с помощью заговора
  • Валери Браун. Как победить неуверенность в себе — советы подросткам
  • Рамиль Гарифуллин. Как избавиться от обиды
  • Заговор, который поможет избавиться от соседей и их сплетен
  • Как снять приворот и освободить от любовных чар парня?
  • К чему снится комната
  • К чему снится грязь?
  • Что будет, если вам повезет?
  • Как помириться с парнем?
  • Эмпатия и умение поставить себя на место другого
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • К чему снится пожар?
  • К чему снится поцелуй
  • Луиза Хей. Как измениться в лучшую сторону
  • К чему снится подруга?
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Техника «Ясное восприятие»
  • К чему снится любовник
  • Татьяна Бахтиозина. Верь в себя! - Психология успеха



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь