|
Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста).Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 58356
Автор: Регуш Л. А.
Название: Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 9. Проблемы развития в юношеском возрасте
Факторы, определяющие проблемы психического развития в юношеский период. Поиск идентичности и устойчивость личности: самооценки и юношеская дружба, рефлексия и самоотношение. Переживание одиночества. Молодежная субкультура и ее роль в решении проблем идентичности. Девиантные субкультуры. Материальные аспекты молодежной субкультуры. Близость против изоляции — основное противоречие данного периода. Трудности профессионального самоопределения. Выбор профессии как решение прогностической задачи. Профессиональная адаптация. Ценности общественные и личные в процессе профессионального выбора. Проблемы, связанные с эмоциональными переживаниями: управление, регуляция эмоциями и чувствами, страсть, выражение эмоций, секс и эмоции. Возможности удовлетворения сексуальных потребностей и ответственность. Беременность и аборт. Молодая семья: трудности, перспективы и прогнозы. Сексуальные ориентации: гомосексуальность, транссексуалы. Проблемы взаимоотношений в родительской семье: кризис авторитетов, непонимание, способы совладающего поведения. Табак, алкоголь, наркотики: психологические механизмы зависимости, влияние на развитие. Предупреждение проблем развития в юношеский период. 10. Проблемы психического развития в период зрелости Факторы, влияющие на проблемы психического развития в период зрелости. Проблемы личностного развития: стабильность, застой и развитие (генеративность против стагнации): непрерывность образования, духовный и личностный рост. Проблемы взаимоотношений в семье и их влияние на развитие человека: эмоциональные проблемы, изменение характера, самоотношение, самооценка и т. п. Нормативные семей- 305 ные кризисы и их предупреждение (автономия семьи и ответственность, уход детей из родительского дома и поиски новых смыслов). Ценностные переживания, связанные с изменением отношения к здоровью, изменением системы ценностей в социуме и к самому себе. Изменения в самооценке и Я-концепции, принятие себя и поиски новых смыслов активности. Переосмысливание жизненного пути и поиск жизненных смыслов. Проблемы, связанные с профессиональной деятельностью. Профессиональный цикл. Биографические кризисы нереали-зованности, опустошенности, бесперспективности. Потеря работы, смена профессии в середине жизни, готовность к непрерывному образованию, снижение обучаемости, профессиональные деструкции. Предупреждение проблем развития в период зрелости. 11. Проблемы пожилых и людей старческого возраста Факторы, влияющие на проблемы психического развития пожилых. Смена статуса и связанные с ней переживания. Содержание кризиса, целостность против отчаяния. Перестройка самоотношения. Сохранение идентичности (аккомодация и адаптация). Размышления о смысле жизни и страх смерти. Изменения обшей трудоспособности. Психологическое отношение к болезни. Переживание старения и приспособление к старости у различных типов людей: конструктивное отношение, отношение зависимости, оборонительное отношение, отношение враждебности к окружающим, отношение враждебности к самому себе (по Д. Б. Бромлей). Изменение образа жизни и переживаемые проблемы. Одиночество (изоляция и самоизоляция, непонимание и безразличие окружающих). Психологические условия активного долголетия и здоровья. Проблемы жизнеустройства и возможности выбора. Экзистенциальные проблемы в пожилом возрасте. 306 Отношение к смерти и поиск смысла жизни. Социальная защита пожилых как условие предупреждения их психологических проблем. Вопросы к экзамену: 1. Понятие «критический период» в психологии. 2. Возрастные кризисы в периодизации Л. С. Выготского. 3. Кризис и проблемные жизненные ситуации (общие и отличительные характеристики). 4. Классификатор психических проблем развития. 5. Понятие кризиса в психосоциальной концепции развития Э. Эриксона. 6. Проблемы развития, обусловленные готовностью родителей иметь ребенка. 7. Периоды пренатального развития и возможные проблемы в развитии плода. 8. Тератогены и нарушения развития в пренатальный период. 9. Роды и возможные осложнения в развитии ребенка, вызванные родовыми травмами. 10. Основные проблемы, связанные с налаживанием жизнедеятельности ребенка в первый месяц его жизни. 11. Рефлексы новорожденного и произвольные действия как характеристики развития. 12. Депривация развития в первый год жизни ребенка. 13. Проблемы психического развития, вызванные несфор-мированностью базового доверия (привязанности) в первые месяцы жизни. 14. Трудности, переживаемые ребенком в разрешении конфликта «автономия против стыда и сомнения». 15. Агрессивность детей преддошкольного и дошкольного возраста (причины и подходы к снятию проблемы). 16. Страхи детей в период до года и от 3 до 6 лет. 307 17. Проблемы, вызванные трудностью адаптациии к новой социальной ситуации развития в связи с поступлением в школу. 18. Оценочная деятельность взрослых и ее влияние на развитие Я-концепции младшего школьника и подростка. 19. Проблемы младших школьников, связанные с освоением нового вида деятельности. 20. Причины и проявления невнимательности и гиперактивности в младшем школьном возрасте. 21. Проблемы, вызванные особенностями физического развития в подростковый период. 22. Проблемы взаимоотношений со сверстниками в подростковый период. 23. Основные истоки проблем и противоречий подросткового периода. 24. Факторы, определяющие проблемы развития в юношеский период. 25. Проблемы, связанные с профессиональным самоопределением в юношеском возрасте. 2 6. Проблемы, которые вызывает разрешение противоречия «близость против изоляции». 27. Типичные эмоциональные проблемы периода зрелости (первый период). 28. Основные противоречия в период зрелости в теории развития Э. Эриксона. 29. Основные противоречия, которые разрешает человек во второй период зрелости. 30. Проблемы, вызванные ситуацией «опустошенное гнездо». 31. Биографический кризис второго периода зрелости. 32. Проблемы пожилых людей и людей старческого возраста. Организация самостоятельной работы: Самостоятельная работа предполагает, что 50% от общего времени обучения по данному курсу студенты занимаются самостоятельно. Она включает: 308 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|