Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.

Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 106596

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

стниками и взрослыми, кратковременные и аффективные вспышки, но затем следует быстрое раскаяние. В период хорошего настроения лабильные подростки общительны, легко приспосабливаются к новой обстановке, отзывчивы на просьбу. У них хорошо развита интуиция, они отличаются искренностью и глубиной привязанности к родным, близким, друзьям, глубоко переживают отвержение со стороны эмоционально значимых лиц. При доброжелательном отношении со стороны педагогов и окружающих такие подростки чувствуют себя комфортно, проявляют активность.
Психологическая диагностика типа акцентуации характера имеет важное значение для дифференцированного подхода к психологической коррекции, однако недостаточно ориентироваться только на данный параметр. Важное значение имеет анализ Я-концепции личности подростка и способов его психологической защиты.
В современной психологии Я-концепция рассматривается как многоуровневая система, состоящая из трех основных блоков: описательный, как образ Я, отношенческий как отношение к себе или к отдельным своим качествам, и самооценочный как принятие себя. Я-концепция как интегрированное понятие включает в себя не только представление индивида о себе в настоящем, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свою деятельность и возможность развития в будущем (Берне Р., 1991). Как отмечает Берне, выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. Применительно к Я-концепции выделяются три главных элемента установки:
1. Когнитивная составляющая установки — это образ «Я», включающий представление индивида о самом себе.
2. Эмоционально-оценочная составляющая — это самооценка. Аффективная оценка образа «Я» может различаться по интенсивности, так как конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой (Берне, 1991).
Я-концепция личности является важным регулятором ее поведения в соответствующих условиях. Она включает в себя две
287
большие подсистемы: личностную и социальную идентичность. Личностная идентичность относится к самоопределению в терми- ' нах физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт. Социальная идентичность определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, классу, полу и т. д. Наряду с личностной идентичностью, социальная идентичность оказывается важным регулятором са-1 мосознания и социального поведения.
Адекватно осознанное и последовательное эмоционально-цен- j ностное отношение личности к себе является центральным звеном ее внутреннего психического мира, создающим его единство и целостность. Эмоционально-ценностное отношение личности к себе возникает на основе переживаний, включенных в рациональные моменты самосознания. Разнообразные чувства, эмоциональные состояния, пережитые человеком в разное время, в разных жизненных обстоятельствах в связи с размышлением о себе, понимание самого себя и т. д. составляют тот эмоциональный «фонд» лично-сти, который в дальнейшем оказывает существенное влияние на гармонизацию личности, на особенности ее поведения.
В психологии традиционно различаются два вида образа j «Я» — «Я-реальное» и «Я-идеальное». Рассматривая структуру Я-концепции, Р. Берне замечает, что образ «Я» и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны. Образ и оценка своего «Я» предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную Я-концепцию можно рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на са-мого себя. Автор выделяет следующие основные составляющие «Я-концепции».
1. Реальное «Я» — установки, связанные с тем, как индивид | воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуаль-1 ный статус, то есть его представления о том, каков он на самом я деле.
2. Зеркальное (социальное) «Я» — установки, связанные! с представлениями индивида о том, как его видят другие.
3. Идеальное «Я» — установки, связанные с представлениями I индивида о том, каким он хотел бы стать.
288
Идеальное в отличие от реального «Я» складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления индивида. Эти представления бывают оторваны от реальности. Как отмечает Хорни, большое расхождение между реальным и идеальным «Я» нередко ведет к депрессии. Идеальное «Я» связано с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления. Реальное «Я» позволяет принимать решения и брать на себя ответственность за них. Оно ведет к подлинной интеграции и здоровому чувству целостности, тождества (Хорни К., 1993).
Итак, ориентируясь на концепцию Бернса, рассмотрим когнитивные, эмоционально-оценочные и поведенческие составляющие образа «Я» у подростка.
Когнитивный компонент включает в себя знания подростка о своих возможностях, в том числе и физических. Это и восприятие подростком своего внешнего облика, своего тела, своих физических качеств (сила, выносливость, ловкость и пр.). Когнитивный компонент не только формирует представление подростка о самом себе, но и включает отношение к себе, отражает его уровень самоуважения. Развитие этого компонента образа «Я» в значительной степени зависит от социального окружения подростка, особенностей его воспитания и жизненного опыта. Например, у подростков, родители которых постоянно фиксируют внимание на его недостатках (физических, интеллектуальных, личностных), наблюдается искаженная самооценка, которая в значительной степени негативно отражается на его поведении.
Эмоционально-оценочный компонент самооценки отражает результаты сравнения знаний подростка о себе с другими. Аффективная оценка представлений подростка о своих возможностях может обладать различной интенсивностью. Конкретные негативные или позитивные характеристики образа «Я» могут вызывать у ребенка более или менее сильные эмоции, связанные с принятием или осуждением себя. Важное значение на формирование эмоционального компонента самооценки играют обобщенные знания подростка о себе в процессе общения и деятельности. Негативная эмоциональная оценка подростком себя нередко приводит к аддиктивному (саморазруша-
289
ющему поведению), что может проявляться в наркомании, алкоголизации, табакозависимости, в склонности к азартным играм и пр.
Поведенческий компонент образа «Я» включает в себя конкрет-ные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой. Это очень важный компонент в адаптации подростка к окружающей действительности.
В многочисленных исследованиях развития «Я-концепции» ' в подростковом возрасте выделяются следующие факторы, существенно влияющие на ее содержательные характеристики:
— Особое место в формировании «Я-концепции» подростка занимает активное половое развитие. Психофизические изменения у подростка, связанные с половым созреванием, разрушают уже сформировавшийся образ «Я» и требуют построения нового телесного «Я».
— Когнитивная перестройка, которая проявляется в качественных изменениях в развитии мышления. У подростка появляется склонность к предварительному мысленному решению, новое отношение к интеллектуальным задачам. Подросток, в отличие от ребенка, начинает анализ задачи с попыток выяснить все возможные отношения, создает различные предположения, создает различные предположения об их связях, затем проверяет свои гипотезы.
— Новый уровень овладения социальным опытом проявляется в формировании качественно иных отношений в системе «я и общество». Эти отношения направлены на усвоение норм человеческих взаимоотношений.
— Способность подростков моделировать свою деятельность и предвосхищать ее результаты отражается на их поведении, которое становится более упорядоченным, целенаправленным и волевым.
Метаморфозы тела, которые начинаются в период полового созревания, негативно сказываются на эмоциональном самочувствии подростков. Возникает тревожность, озабоченность, неудовлетворенность своим внешним обликом. Беспокойство по этому поводу продолжает нарастать в течение всего подросткового периода. Сна- i чала подросток переживает диспропорции, затрагивающие отдель-: ные части образа тела (ступни, ноги, руки), затем общий образ те-
290



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Притча «Рука дающего и рука берущего»
  • Притча «Ноги»
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Наталия Викторовна Резвая. Гинастика после сна
  • Колесникова Инна Владимировна. Комплекс дыхательной гимнастики после сна
  • Вдовина Нина Александровна. «Комплекс упражнений при плоскостопии»
  • Моськина Татьяна Васильевна. Пальчиковая гимнастика
  • Баркалова Наталья Львовна. «Урожайная зарядка»
  • Афанасьева Ольга. Консультация для родителей 'Комплекс упражнений для самомассажа'
  • Курганова Екатерина Борисовна. Рекомендации родителям 'Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения' (младший дошкольный возраст)
  • Коржова Анна Викторовна. Буклет 'Веселый английский'
  • Бенджамин Роу. Книга Сеньоров. AHMLICV
  • Егорова Наталия. Здоровьесберегающие технологии в группе раннего возраста
  • Развитие тактильных ощущений, переключения внимания. ЗАНЯТИЕ 20
  • Притча «Хитрый Алдар-Косе»
  • Формирование положительного отношения к самому себе. ЗАНЯТИЕ 4
  • Анна Ильиных. Коллекция упражнений для развития мелкой моторики
  • Притча «Она»
  • Редактор. Медвежонок с сердечком ко Дню Святого Валентина.
  • Баркалова Наталья Львовна. «Весёлая зарядка»
  • Клементьева Наталья Константиновна. Варианты заданий и упражнений для формирования и развития понятий «лево – право»
  • Притча «Покой без покоя»
  • ГИМНАСТИКА БЕРЕМЕННЫМ
  • Меркулов Николай Иванович. Не заживающая рана - рассказ о ветеране ВОВ
  • Притча «Притча о проблемах»
  • Наталия Лермонтова. Занятие для детей старшей группы «Давайте жить дружно»
  • Павел Пискарев. «Мои пальчики расскажут» (пальчиковая гимнастика)
  • Гульнара Ибрагимова. Комплекс ритмической гимнастики.в подготовительной к школе группе
  • Аутогенная тренировка.
  • Радюкова Елена Васильевна. Кинезиологическая гимнастика
  • Слободенко Валентина Германовна. Использование нетрадиционной техники рисования в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста
  • Распределения внимания, наблюдательности, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 4
  • Аверина Марина Олеговна. Гимнастика пробуждения для детей для средней группы
  • Мотриченко Елена Александровна. Развитие мелкой моторики у самых маленьких.
  • Султанова Светлана Рифкатовна. Картотека пальчиковых игр для детей с ОВЗ 2-4 лет
  • Ландыш Солтановна Шаяхметова. Организация подвижной игры «Весёлые птички»
  • Притча «Маленькое-Большое Счастье!»
  • Анна Крысина. Упражнения для формирования диафрагмального выдоха.
  • Ковалева Валентина Александровна. Конспект НОД для детей второй младшей группы на тему: «Бережем тепло»
  • Заговор, чтобы выиграть суд в свою пользу
  • Ольга Владимировна Перадзе. Конспект открытого занятия по ФИЗО
  • Притча «Стакан в вытянутой руке»
  • Динара Фидратовна Киреева. Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка
  • Песикина Ольга Васильевна. Психологическое занятие – игра 'Волшебное путешествие'
  • Трапезникова Ольга Сергеевна. «Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»
  • Раздел второй. Психические процессы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Притча «Рука Мокусена»
  • Кунтувганова Ралина Аскерхановна. Парад шахматных фигур.
  • Скрещивание лодыжек. - Невербальная коммуникация



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь