|
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 106596
Автор: Мамайчук И. И.
Название: Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке стниками и взрослыми, кратковременные и аффективные вспышки, но затем следует быстрое раскаяние. В период хорошего настроения лабильные подростки общительны, легко приспосабливаются к новой обстановке, отзывчивы на просьбу. У них хорошо развита интуиция, они отличаются искренностью и глубиной привязанности к родным, близким, друзьям, глубоко переживают отвержение со стороны эмоционально значимых лиц. При доброжелательном отношении со стороны педагогов и окружающих такие подростки чувствуют себя комфортно, проявляют активность.
Психологическая диагностика типа акцентуации характера имеет важное значение для дифференцированного подхода к психологической коррекции, однако недостаточно ориентироваться только на данный параметр. Важное значение имеет анализ Я-концепции личности подростка и способов его психологической защиты. В современной психологии Я-концепция рассматривается как многоуровневая система, состоящая из трех основных блоков: описательный, как образ Я, отношенческий как отношение к себе или к отдельным своим качествам, и самооценочный как принятие себя. Я-концепция как интегрированное понятие включает в себя не только представление индивида о себе в настоящем, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свою деятельность и возможность развития в будущем (Берне Р., 1991). Как отмечает Берне, выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. Применительно к Я-концепции выделяются три главных элемента установки: 1. Когнитивная составляющая установки — это образ «Я», включающий представление индивида о самом себе. 2. Эмоционально-оценочная составляющая — это самооценка. Аффективная оценка образа «Я» может различаться по интенсивности, так как конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. 3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой (Берне, 1991). Я-концепция личности является важным регулятором ее поведения в соответствующих условиях. Она включает в себя две 287 большие подсистемы: личностную и социальную идентичность. Личностная идентичность относится к самоопределению в терми- ' нах физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт. Социальная идентичность определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, классу, полу и т. д. Наряду с личностной идентичностью, социальная идентичность оказывается важным регулятором са-1 мосознания и социального поведения. Адекватно осознанное и последовательное эмоционально-цен- j ностное отношение личности к себе является центральным звеном ее внутреннего психического мира, создающим его единство и целостность. Эмоционально-ценностное отношение личности к себе возникает на основе переживаний, включенных в рациональные моменты самосознания. Разнообразные чувства, эмоциональные состояния, пережитые человеком в разное время, в разных жизненных обстоятельствах в связи с размышлением о себе, понимание самого себя и т. д. составляют тот эмоциональный «фонд» лично-сти, который в дальнейшем оказывает существенное влияние на гармонизацию личности, на особенности ее поведения. В психологии традиционно различаются два вида образа j «Я» — «Я-реальное» и «Я-идеальное». Рассматривая структуру Я-концепции, Р. Берне замечает, что образ «Я» и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны. Образ и оценка своего «Я» предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную Я-концепцию можно рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на са-мого себя. Автор выделяет следующие основные составляющие «Я-концепции». 1. Реальное «Я» — установки, связанные с тем, как индивид | воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуаль-1 ный статус, то есть его представления о том, каков он на самом я деле. 2. Зеркальное (социальное) «Я» — установки, связанные! с представлениями индивида о том, как его видят другие. 3. Идеальное «Я» — установки, связанные с представлениями I индивида о том, каким он хотел бы стать. 288 Идеальное в отличие от реального «Я» складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления индивида. Эти представления бывают оторваны от реальности. Как отмечает Хорни, большое расхождение между реальным и идеальным «Я» нередко ведет к депрессии. Идеальное «Я» связано с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления. Реальное «Я» позволяет принимать решения и брать на себя ответственность за них. Оно ведет к подлинной интеграции и здоровому чувству целостности, тождества (Хорни К., 1993). Итак, ориентируясь на концепцию Бернса, рассмотрим когнитивные, эмоционально-оценочные и поведенческие составляющие образа «Я» у подростка. Когнитивный компонент включает в себя знания подростка о своих возможностях, в том числе и физических. Это и восприятие подростком своего внешнего облика, своего тела, своих физических качеств (сила, выносливость, ловкость и пр.). Когнитивный компонент не только формирует представление подростка о самом себе, но и включает отношение к себе, отражает его уровень самоуважения. Развитие этого компонента образа «Я» в значительной степени зависит от социального окружения подростка, особенностей его воспитания и жизненного опыта. Например, у подростков, родители которых постоянно фиксируют внимание на его недостатках (физических, интеллектуальных, личностных), наблюдается искаженная самооценка, которая в значительной степени негативно отражается на его поведении. Эмоционально-оценочный компонент самооценки отражает результаты сравнения знаний подростка о себе с другими. Аффективная оценка представлений подростка о своих возможностях может обладать различной интенсивностью. Конкретные негативные или позитивные характеристики образа «Я» могут вызывать у ребенка более или менее сильные эмоции, связанные с принятием или осуждением себя. Важное значение на формирование эмоционального компонента самооценки играют обобщенные знания подростка о себе в процессе общения и деятельности. Негативная эмоциональная оценка подростком себя нередко приводит к аддиктивному (саморазруша- 289 ющему поведению), что может проявляться в наркомании, алкоголизации, табакозависимости, в склонности к азартным играм и пр. Поведенческий компонент образа «Я» включает в себя конкрет-ные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой. Это очень важный компонент в адаптации подростка к окружающей действительности. В многочисленных исследованиях развития «Я-концепции» ' в подростковом возрасте выделяются следующие факторы, существенно влияющие на ее содержательные характеристики: — Особое место в формировании «Я-концепции» подростка занимает активное половое развитие. Психофизические изменения у подростка, связанные с половым созреванием, разрушают уже сформировавшийся образ «Я» и требуют построения нового телесного «Я». — Когнитивная перестройка, которая проявляется в качественных изменениях в развитии мышления. У подростка появляется склонность к предварительному мысленному решению, новое отношение к интеллектуальным задачам. Подросток, в отличие от ребенка, начинает анализ задачи с попыток выяснить все возможные отношения, создает различные предположения, создает различные предположения об их связях, затем проверяет свои гипотезы. — Новый уровень овладения социальным опытом проявляется в формировании качественно иных отношений в системе «я и общество». Эти отношения направлены на усвоение норм человеческих взаимоотношений. — Способность подростков моделировать свою деятельность и предвосхищать ее результаты отражается на их поведении, которое становится более упорядоченным, целенаправленным и волевым. Метаморфозы тела, которые начинаются в период полового созревания, негативно сказываются на эмоциональном самочувствии подростков. Возникает тревожность, озабоченность, неудовлетворенность своим внешним обликом. Беспокойство по этому поводу продолжает нарастать в течение всего подросткового периода. Сна- i чала подросток переживает диспропорции, затрагивающие отдель-: ные части образа тела (ступни, ноги, руки), затем общий образ те- 290 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|