Ягнюк К.В. Концепция запроса на психологическую помощь в отечественном психологическом консультировании и ее расширение на психотерапию

Категория: Статьи » Психология | Просмотров: 15024

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Полезно иметь в виду, что клиенты могут иметь запрос на различные виды психологической и психотерапевтической помощи. Здесь я бы выделил следующие виды помощи:

Запрос на консультацию

Запрос на кризизисное вмешательство

Запрос на очень короткую терапию (до 5 сеансов)

Запрос на краткосрочную терапию (от 6 до 15 сеансов)

Запрос на ограниченную во времени терапию (от 16 до 40 сеансов)

Запрос на неограниченную во времени исследующую терапию с открытым концом

Запрос на ограниченную во времени поддерживающую терапию на определенном этапе жизни

Запрос на неограниченную во времени поддерживающую терапию с открытым концом

Помимо этого полезно учитывать, что обращение за психотерапевтической помощью может быть запросом на индивидуальную терапию, парную (супружескую) терапию, семейную терапию и групповую терапию.

Идеальная ситуация для определения оптимального вида и метода психотерапевтической помощи, наверно, может быть создана в неком специализированном центре, в котором работает команда специалистов и практикуются большинство из вышеперечисленных видов психотерапевтической помощи и различные методы симптомо-центрированной терапии, личностно-центрированной терапии и поддерживающей терапии. В такой идеальной ситуации можно было бы на основе начальной диагностической оценки определять, какой вид и метод психотерапии или их сочетание будет оптимальным. Увы, в большинстве случаев мы далеки от такой идеальной ситуации и вынуждены руководствоваться гораздо более ограниченными возможностями при выборе и рекомендации вида и метода психотерапии. К сожалению, следует так же признать, что, нередко, приверженцы того или иного метода и вида психотерапии считают именно его самым лучшим в большинстве случаев и со скепсисом относятся к иным видам и методам психотерапии.

Каждый метод и вид психотерапевтической помощи важен и практически ценен в работе с различными запросами и категориями клиентов. Понимание запроса клиента включает и выбор оптимального вида и метода психотерапевтической помощи из тех возможностей, которые доступны каждому конкретному клиенту и терапевту. Возможности терапевта могут быть расширены за счет коллег, которым он может перенаправить того или иного клиента. Важным при этом является открытость и осведомленность о тех видах и методах психотерапевтической помощи, которые сам терапевт не практикует. Каждый вид и метод психотерапевтической помощи имеет свои сильные стороны и недостатки, ограничения. Признание слабых сторон, ограничений собственных, то есть применяемых терапевтом методов терапии и достоинств и возможностей иных методов терапии способствует тому, чтобы в каждом конкретном случае клиенту была оказана оптимальная психотерапевтическая помощь.

С учетом типологий запроса, предложенных Столиным (1989) и Лосевой и Луниковым (1995), специфики различных видов и методов психотерапии, основных причин обращения за психотерапевтической помощью (Budman & Gurman, 1988) и формулировок целей психотерапии из Бернского опросника целей лечения (Holforth & Grawe, 2002) я хотел бы предложить свой, существенно расширенный, вариант типологии запросов на психологическую и психотерапевтическую помощь.

Типология запросов на психологическую и психотерапевтическую помощь

1. Просьба о возможности выговориться и выразить чувства

2. Просьба о предоставлении объясняющей, обнадеживающей и/или вносящей определенность информации

3. Просьба о разделении оценки своей жизненной ситуации, ее сверки с мнением эксперта

4. Просьба о содействии в анализе жизненной ситуации, выработке позиции и/или принятии решения

5. Просьба о содействии в самооправдании и избавлении от моральной дилеммы

6. Просьба об оказании влияния на другого или в его изменении в интересах лица, о котором идет речь

7. Просьба об оказании влияния на другого в интересах клиента

8. Просьба о том, чтобы консультант выступил в качестве социального союзника в интересах клиента

9. Просьба дать совет или предложить алгоритм решения проблемы

10. Просьба о содействии в овладении навыками (общения, ассертивного поведения, планирования, саморегуляции и т.д.)

11. Просьба о содействии в самопознании и/или самореализации

12. Просьба об облегчении/избавлении от симптомов

13. Просьба о содействии в понимании, принятии, контроле и/или более эффективном выражении чувств

14. Просьба о содействии в переживании утраты любви или значимого другого

15. Просьба о помощи в переживании кризиса и восстановлении душевного равновесия

16. Просьба о содействии в понимании и преодолении трудностей с установлением или сохранением близких отношений

17. Просьба о содействии в понимании и преодолении трудностей в отношениях со значимым(и) другим(и)

18. Просьба о содействии в отделении и обретении независимости от родителя(ей) или партнера.

19. Просьба о поддержке и о психологическом сопровождении на определенном этапе жизни

20. Просьба о содействии в обретении уверенности, укреплении самооценки и/или самопринятии

21. Просьба о содействии в осмыслении своей личной/семейной истории

22. Просьба о помощи в переработке травматических переживаний

23. Просьба о содействии в проживании и осмыслении экзистенциальных вопросов (бессмысленности собственной деятельности, свободы и ответственности за собственную жизнь, фактов экзистенциального одиночества и смертности)

24. Просьба об изменении неадаптивных паттернов в мышлении и/или поведении

25. Просьба об изменении неадаптивных паттернов межличностного взаимодействия и/или дисфункциональных черт характера

26. Просьба о помощи в избавлении от зависимого и/или саморазрушительного поведения

27. Просьба о помощи в социальной адаптации и об обеспечении поддерживающими отношениями

Хотя, как мне представляется, данная типология покрывает большинство причин обращения за помощью, она может быть дополнена в ходе дальнейшего анализа и опробования на практике. Эта типология видов запросов на психологическую и психотерапевтическую помощь представляет собой рабочую версию, требующую проверки клиническими и эмпирическими исследованиями.

Заключение

Этой публикацией я надеюсь пробудить интерес коллег к концепции запроса на психологическую и психотерапевтическую помощь. Как мне представляется, разработка концепции запроса предполагает выработку более четких определений ее основных понятий, а именно «запроса», «первичного запроса», «рабочего запроса» и «подлинного запроса», а также соотнесение понятия «запрос» с терминами общей психотерапии, таких как проблема, ожидания от психотерапии, терапевтическая ситуация, цели лечения, личные и терапевтические цели, фокус терапии, формулировка случая и т.д.

Следующей, не менее важной задачей в разработке концепции запроса мне видится описание стратегий работы с различными проблемными видами запроса, позволяющих с большей вероятностью вовлекать клиентов в терапевтический процесс. Осмысление существующих находок и стратегий работы со склонными к уклонению и сопротивлению клиентами и описание опробованных на практике стратегий переформулирования проблемных запросов, надеюсь, станет делом ближайшего будущего, к которому присоединятся психологи-консультанты и психотерапевты, использующие разные методы и виды психотерапии и работающие с различными категориями клиентов.


Annotation

This article outlines the key ideas’ the concept of a request for psychological help, resulting from her practical recommendations and made a step to expand its application in the field of psychotherapy.

Key words: psychological counseling, psychotherapy, request, complaint.


Литература

Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологиче­ское консультирование. – М.: Ред.-изд. центр Консорциума «Со­циальное здоровье России», 1993.

Василюк Ф.Е. Модель хронотопа психотерапии. Московский психотерапевтический журнал, 2009, №4.

Лосева В.К., Луньков А.И. Рассмотрим проблему...: Диагностика переживаний детей и взрослых по их речи и рисункам. М.: А.П.О., 1995.

Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе. М.: Класс, 2007.

Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.; Педагогика, 1989.

Столин А.А. Первичная психодиагностика. // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.; Педагогика, 1989.

Спиваковская А.С. Комплексная психологическая коррекция в целях профилактики неврозов у дошкольников. // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.; Педагогика, 1989.

Budman S., Gurman A. Theory and Practice of Brief Therapy. The Guilford Press, 1988.

Holforth M.G., Grawe K. Bern Inventory of Treatment Goals: Part 1. Development and First Application of a Taxonomy of Treatment Goals Themes. Psychotherapy Research vol. 12, Issue 1, March, 79-99, 2002.


[1] Мне не удалось обнаружить каких-либо следов появления этой концепции в более ранних публикациях. В любом случае это первое достаточно подробное изложении концепции запроса в литературе.

[2] Хочется надеяться, что авторы этой книги, ставшие первым поколением психологов-консультантов и психотерапевтов в нашей стране внесут ясность по этому вопросу и автор или авторы понятий «запрос», «формулировка запроса» станут нам известны.

[3] Далее в этой главе слова «консультант» и «терапевт» будут использоваться взаимозаменяемо, поскольку независимо от того, кто проводит консультацию – психолог-консультант или психотерапевт, данный специалист, по началу выступает в роли консультанта.

[4] Это особенно верно для 80-х и 90-х годов, когда из опыта оказания психологической помощи населению и возникла концепция запроса. В наши дни, когда широко доступна популярная психологическая литература и обращение к психологу, особенно в крупных городах, стало общедоступной возможностью, ситуация сильно изменилась. Стало больше обращающихся за помощью, которые приходят по рекомендации знакомых или после чтения психологической литературы и, в целом, имеют более реалистичное представление о психологической и психотерапевтической помощи.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Плетников В.В. Опыт психологического консультирования в ситуациях родительского запроса на изменение поведения ребенка
  • Ягнюк К.В. Отклик на запрос клиента: вариации терапевтических вмешательств
  • Ягнюк К.В. Концепция запроса на психологическую и психотерапевтическую помощь: определение понятий
  • Ягнюк К.В. Отклик на запрос клиента: вариации терапевтических вмешательств
  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика
  • Ягнюк К.В. Концепция запроса на психологическую помощь и релевантные идеи в зарубежной психотерапии
  • Психотерапия с детьми, пациентами стационара детской онкологии и гематологии - примеры из практики
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Барская В.О. "Невидимые миру" силы: о некоторых факторах консультативной работы
  • Плетников В.В. Опыт психологического консультирования в ситуациях родительского запроса на изменение поведения ребенка
  • Петрушин С.В. - Мастерская психологического консультирования
  • Дорожняк Е.А. Улучшение психического состояния клиентки при работе с ее негативными чувствами
  • Величко Н. Краткосрочная работа с проблемами коммуникации у пациентки с хроническими соматическими заболеваниями
  • Геворгизова Ж. Индивидуальное консультирование клиента с психосоматическими жалобами в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна с использованием одностороннего зеркала
  • Каганер Анна Григорьевна, Нарицин Николай Николаевич. Помощь на расстоянии: о психологическом консультировании в Сети
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • Отвечалина Ольга Борисовна. Роль родителя в половозрастной идентификации ребенка дошкольного возраста
  • Минигалиева М.Р. - Психологическое консультирование: Теория и практика
  • Ягнюк К.В. Психологическая помощь: информация для потенциального пользователя
  • Рубцова А.А. Особенности применения методов арт-терапии на этапе установления терапевтического контакта
  • Ягнюк К.В. Как в психотерапии происходят изменения?
  • Полищук С.Д. Работа с клиентом в нарративном подходе: описание случая
  • Коннер Р. Стратегическая Психотерапия Ступень I.
  • Кривова Ольга. ТА как контрактный метод
  • Елена Шипилова. Рекомендации по профориентационному консультированию. - Елена Шипилова
  • Психотерапия: инструкция по применению
  • Притча «Лучший клиент»
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Алешина Юлия - Индивидуальное и семейное психологическое консультирование
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Самоукина Н. - Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги.
  • Папуш М. П. Забота о Внутреннем Ребенке: метод, техника и контекст
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Танарбергенова Ксения Капановна. Безопасность детей дома и на улице.
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Чесноков Р.А. Фантазии об исцелении или «Почему же психологи все-таки не дают советов?»
  • Аналитическая психология К. Г. Юнга
  • «Чего хочу Я, чего хочет ОН»
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Старкова Таисия Сергеевна. Как по рисунку определить, какие проблемы у ребенка.
  • Коррекционно-развивающая работа – «приоткрыть завесу» неизвестного в себе
  • Психологическая травма, связанная с событиями прошлого века (разбор случая).
  • Профессия психолог
  • Будинайте Г.Л. Классическая системная семейная терапия и постклассические направления: революция, эволюция или…?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь