|
Бавистер С., Викерс А. Основы НЛП. Успех в профессиональной, общественной и личной жизни.Категория: Библиотека » Гипноз, транс, NLP | Просмотров: 18775
Автор: Бавистер С., Викерс А.
Название: Основы НЛП. Успех в профессиональной, общественной и личной жизни. Формат: HTML, DJVU Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ГЛАВА 4
СУБМОДАЛЬНОСТИ В этой главе вы узнаете: • как работают субмодальности; • как распознать свои внутренние представления; ■ о новых способах обдумывания и реакции на свой внутренний мир; о различиях между аналоговыми и цифровыми субмо дал ьностя ми; о том, как осуществить перемены с использованием субмодальностей; ° приемах «свист» и «принудительный выброс». Вы уже познакомились с пятью системами представления — визуальной, звуковой, кинестетичес кой, обонятельной и вкусовой. Однако это еще только начало. Внутри каждой чувственной модальности имеются тонкие детали и различия, называемые субмодал ьностя ми. Когда мы, к примеру, мыслим визуально, образы, появляющиеся в нашем разуме, имеют ивет, яркость, контрастность, глубину, размер и т.п. Звук имеет громкость, направление, тембр. Телесные ощущения характеризуются температурой, интенсивностью, длительностью. То же самое можно сказать об обонянии и вкусе. Субмодальности — это способ кодирования и определения структуры внутреннего опыта. Как и многое другое, по большей части это происходи! вне нашего сознания. Каждая мысль, воспоминание или представление о будущем формируется и нюансов образов, звуков, ощущений, вкусов и запахов. КАК ДЕЙСТВУЮТ СУБМОДАЛЬНОСТИ Лучший, да и, пожалуй, единственный, способ понять, как действуют субмодальности, — ощутить это на личном опыте. То есть вам нужно погрузиться в самого себя. Мысленно вернитесь в такой момент, когда вы были расслаблены и счастливы. Попробуйте, к примеру, вспомнить отпуск. Настройте визуальный аспект воспоминания. Погружаясь мысленным взором в прошлое, вспоминайте, что вы видели в тот момент. Какая картина предстала перед вами? Она цвет 60 Субмодальности ная или черно-белая? Подвижная или статичная? Вы видите панораму или отдельный кадр? Как далеко от вас эта картина? Понимаете ли вы, какое место видите перед собой? Естественно, что эти вопросы — не единственные, которые вы можете себе задать. А теперь давайте поиграем с увиденной картиной. Наблюдая за мысленным образом, попробуйте прибавить яркость. Изменяет ли этот прием ваши ощущения? Теперь попробуйте сделать образ туманным, едва различимым. Многим такой уровень яркости кажется оптимальным для анализа связанных с образом чувств. При повышенной яркости или в полной темноте люди не ощущают никаких чувств вовсе. Если ваш образ подвижен, постарайтесь «заморозить» его. Превратите его в подобие почтовой открытки или фотографии. А теперь вновь приведите картинку в движение. Как это действие изменило ваш настрой? Если картинка стала черно-белой или монохромной, попробуйте наполнить ее цветом. Что вы почувствовали? Продолжайте развивать свой мысленный образ. Отодвиньте его подальше, затем сдвиньте в сторону. Поднимите повыше, потом опустите. Что вы чувствуете, перемешая образ? Теперь давайте подключим звуковой элемент вашего воспоминания. Вспомните, что вы слышали в тот момент? Какие звуки приходят вам на память — голоса, музыка, шумы? Сколько источников звука вы припоминаете? Где они находятся — вблизи или вдалеке? Слышите ли вы ясный, четкий звук или приглушенный? В каком направлении от вас находится источник звука? Каков тембр голосов, которые вы слышите? Каков темп речи? 61 Глава 4 Постарайтесь прибавить громкость и проанализируйте свои ощущения. А теперь убавьте звук до почти неразличимого. Если вы слышите сразу несколько звуков или голосов, изменяйте громкость каждого из них. Перемешайте услышанные звуки. Попробуйте изменить скорость речи. Какое воздействие оказывают на вас подобные перемены? Как изменяются ваши ощущения? И наконец, проанализируйте ощущения, возни каюшие в вашем теле в момент проведения данного эксперимента. Где они возникают? Как вы могли бы описать свои ощущения? Являются ли они сильными или слабыми? Рассеянными или сконцентрированными? Что происходит, когда вы изменяете интенсивность внешнего воздействия или меня ете его источник? То, что вы только что проделали, создает «ткань» ваших субмодальностей. Именно так они и действу ют. Вас удивит то. что изменение способа кодирования воспоминаний может оказать столь глубокое воздействие. Большинство людей никогда даже не задумывались над изменением яркости внутреннего мысленного образа или громкости внутреннего звука с целью изменения общего состояния. Описанный выше опыт — это изменение внутреннего представления. Вы можете провести его с любым воспоминанием, «хорошим» или «плохим». С его помощью вы можете усилить ценные для вас воспоминания и ослабить бесполезные или вызывающие проблемы. Тот же процесс можно применять и при планировании будущего. Оптимизируя субмодальности, вы можете добиться желаемых результатов. 62 Субмодальности РАСПОЗНАНИЕ СУБМОДАЛЬНОСТЕЙ Распознать субмодальности несложно. Для этого достаточно лишь тать, что именно нужно искать. Попрактикуйтесь в этом, детально описывая свою повседневную жизнь. А затем сравните свои описания с приведенным ниже списком, который поможет вам понять, как именно вы кодируете свой жизненный опыт. Типичные субмодальности Визуальные представления Ассоциация — диссоциация. Движение — покой. Кадрирование — панорама. Контрастность переднего или заднего плана. Горизонтальная или вертикальная перспектива. Расположение образа. Тусклый — яркий. Черно-белый — цветной. Цветовой баланс. Быстрый — медленный — остановившийся. Расстояние: далеко — близко. Четкий — затуманенный. Трехмерный — плоский или двумерный. Форма. Размер. Звуковые представления Стерео — моно. Расположение источника звука. 63 Глава 7 Громкость: громкий — тихий. Тембр: бас — дискант. Высота звука: высокая — низкая. Темп: быстрый — медленный. Близко — далеко. Ритм. Мелодия. Качество звука: четкий — приглушенный Постоянный — прерывистый. Нежный — резкий. Количество источников звука. Характер звука: музыка, голос — чей голос? Кинестетические представления Постоянный — прерывистый. Характер ощущения: внутреннее — внешнее. Сильный — слабый. Большая область — малая область. Фактура: шершавая — гладкая. Сухой — мокрый. Температура: холодный — горячий. Давление и вес: тяжелый — легкий- Стоящий — движущийся. Ритм: регулярный — нерегулярный. Интенсивность. Звуковые цифровые представления (внутренний голос) Чувственно ориентированный или оценочный. О себе или о других. Настоящее — прошлое — будущее. Источник слов. Громкость. Тембр. Простота — сложность. 64 Субмодал ьности Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|