Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61425

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ются» большим количеством помех.
Но, похоже, у Ёзера, как свидетельствовали результаты предварительного анализа, реализация ментальных стратегий сопровождалась заметными сдвигами в сиг
налах, воспринимаемых ЯМР-томографом. Эти сигналы позволяли сделать вывод о том, что каждое характерное психическое состояние, которое он генерировал, сопровождалось изменениями в крупных мозговых схемах. Обычно такие явные сдвиги в активности мозга при разных ментальных состояниях являются исключением из правил, если не считать самых резких изменений сознания, например перехода от бодрствования ко сну. Но мозг Ёзера демонстрировал заметные различия в характеристиках каждого из шести способов медитации.
Нейроанатомия сопереживания
В то время как результаты обследования на функциональном ЯМР-томографе можно было считать лишь предварительными, анализ ЭЭГ уже принес богатые плоды в сравнении показателей Ёзера в состоянии покоя и в состоянии медитации на сопереживании. Самым поразительным оказался резкий рост ключевой электрической активности, так называемой гамма-активности, в левой средней предлобной извилине в той зоне мозга, которая, по данным предыдущих исследований Дэвидсона, оказалась ключевой точкой формирования положительных эмоций. При обследовании почти двух сотен людей в лаборатории Дэвидсона было установлено, что люди с высоким уровнем мозговой активности именно в этом месте левой предлобной зоны коры головного мозга сообщают о появлении у них таких ощущений, как счастье, энтузиазм, радость, прилив энергии и оживление.
С другой стороны, исследования Дэвидсона показали, что высокий уровень активности в параллельном участке противоположной половины мозга — в правой предлобной зоне — связан с сообщениями о неприятных эмоциях. Люди с повышенными уровнями активности в пра
вой предлобной зоне и пониженной активностью в левой чаще испытывают такие ощущения, как печаль, беспокойство и тревога. Кроме того, особенно резкое смещение уровня активности в предлобных зонах в правую сторону свидетельствует о предрасположенности человека к клинической депрессии и тревожным расстройствам. Люди, у которых приступы депрессии сопровождаются сильным беспокойством, обычно демонстрируют самые высокие уровни активности в правых предлобных зонах.
Практическое значение этих открытий для нашего эмоционального равновесия трудно переоценить: для каждого из нас характерно определенное соотношение активизации в правой и левой предлобных зонах, которое является своего рода барометром наших настроений. Это соотношение можно считать эмоциональной точкой отсчета, определяющей, в какую сторону будет крениться ваше настроение.
Каждый из нас обладает способностью изменять настроение (по крайней мере, хоть немного) и таким образом изменять это соотношение. Чем больше оно кренится влево, тем значительнее улучшается наше расположение духа, и события, которые улучшают наше настроение, способны вызывать такой сдвиг влево, хотя бы на короткое время. Например, у большинства людей отмечаются небольшие позитивные сдвиги в этом соотношении, когда их просят вспомнить какие-нибудь приятные моменты или когда они смотрят забавные и трогательные отрывки из фильмов.
Несмотря на то что обычно такие отклонения от базо- оой точки отсчета являются довольно незначительными, на встрече в Мэдисоне Дэвидсон сообщил Далай-Ламе о некоторых поразительных результатах обследования Ёзера, проведенного днем раньше. Когда во время медитации Ёзер генерировал состояние сострадания, у него был
выявлен такой значительный сдвиг параметров активности предлобных зон влево, который не мог быть простой
случайностью.
Другими словами, изменения в мозге Ёзера во время медитации на сострадании, похоже, можно было считать показателями отличного настроения. Сам по себе акт заботы о благополучии других людей, по всей видимости, усиливает ощущение благополучия внутри себя. Это открытие подтверждает слова, которые часто повторяет Далай-Лама: человек, который занимается медитацией на сострадании ко всем живым существам, первым получает от этого пользу. (Среди прочих полезных результатов культивирования сострадания, описанных в классических буддийских текстах, можно в первую очередь назвать любовь со стороны людей к животным, ясность ума, крепкий сон и спокойное пробуждение, а также
приятные сны*.)
Показатели Ёзера примечательны еще в одном отношении — это, по мнению Дэвидсона, первые данные об активности мозга во время методичного генерирования сострадания, эмоционального состояния, которое, как правило, полностью игнорируется современными исследователями-психологами. На протяжении десятков лет психологические исследования в большей степени акцентировались на негативном — на депрессии, беспокойстве и подобных чувствах, а не на том, что приносит нам пользу. Позитивная сторона жизненного опыта и человеческого великодушия обычно ускользала от внимания исследователей; по сути дела, в анналах психологической науки нет данных ни об одном исследовании сострадания как такового.
Поразительный сдвиг в мозговой активности Ёзера во время медитации на сострадании породил вопрос, касающийся этого научного метода: является ли он подар
* Сальцберг Шэрон. Милосердие (Lovingkindness. Boston: Shambhala, 1995).
ком судьбы, доставшимся Ёзеру от рождения, или, как считает Дэвидсон, это стало результатом интенсивных тренировок? Если все дело в прихоти судьбы, тогда, несмотря на всю замечательность этого открытия, оно не имеет научной ценности; но если разгадка кроется в тренировках, то это открытие может иметь важные последствия для развития потенциала человеческих возможностей. Поэтому Дэвидсон обратился к Далай-Ламе с просьбой помочь найти людей, имеющих такой же уровень подготовки в использовании этого способа медитации, чтобы окончательно удостовериться в том, что эти открытия объясняются степенью подготовленности, а не уникальностью природных данных Ёзера. Когда я пишу эти строки, Дэвидсон с несколькими мастерами медитации проводит дальнейшие исследования.
Беспрецедентные находки
Встреча в Мэдисоне была организована как научный брифинг для ознакомления Далай-Ламы с несколькими смежными направлениями исследований, которые были результатом диалога о деструктивных эмоциях и противоядиях от них, состоявшегося годом раньше в его резиденции в Дхарамсале. Реализация программы Дэвидсона происходила в рамках одного из этих направлений; эксперименты по изучению других психологических характеристик продвинутой медитации проводились параллельно в других лабораториях.
В то время как данные исследований, проведенных Дэвидсоном, оказались удивительными сами по себе, еще более поразительные результаты намеревался сообщить Пол Экман, один из выдающихся мировых экспертов в области эмоций (он возглавляет лабораторию человеческого взаимодействия при Калифорнийском университете в Сан-Франциско). Экман был в группе ученых, при
сутствовавших на встрече в Дхарамсале, и несколькими месяцами ранее Дэвидсона обследовал Ёзера в собственной лаборатории. Рассказ о своих результатах Экман также начал с высокой оценки готовности Ёзера к сотрудничеству в проведении исследований: «Ёзер был соавтором плана исследований. Многое из того, что мы сделали, было предложено им».
Согласно плану были проведены четыре теста, в ходе каждого из которых, по словам Экмана, «мы обнаружили вещи, которых не наблюдали никогда раньше». Некоторые открытия оказались настолько неожиданными, признался Экман, что он до сих пор, возможно, сам не до конца осознал их значение.
В первом тесте применялась методика, которая явилась кульминацией всей карьеры Экмана как ведущего мирового эксперта по оценке мимического способа выражения эмоций. Испытуемым показывают видеозаписи, на которых очень быстро мелькают лица, выражающие разные эмоции. Их задача заключалась в том, чтобы определить на лицах мимические признаки эмоций, например таких, как презрение, гнев или страх. В одной версии теста каждое изображение появляется на экране всего на одну пятую долю секунды, в другой — на одну тридцатую секунды, то есть оно исчезает так быстро, что если моргнуть, то его можно не заметить. Каждый раз испытуемый должен определить, какую из шести эмоций он только что увидел.
Умение распознавать мимолетны



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь