Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60342

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ются» большим количеством помех.
Но, похоже, у Ёзера, как свидетельствовали результаты предварительного анализа, реализация ментальных стратегий сопровождалась заметными сдвигами в сиг
налах, воспринимаемых ЯМР-томографом. Эти сигналы позволяли сделать вывод о том, что каждое характерное психическое состояние, которое он генерировал, сопровождалось изменениями в крупных мозговых схемах. Обычно такие явные сдвиги в активности мозга при разных ментальных состояниях являются исключением из правил, если не считать самых резких изменений сознания, например перехода от бодрствования ко сну. Но мозг Ёзера демонстрировал заметные различия в характеристиках каждого из шести способов медитации.
Нейроанатомия сопереживания
В то время как результаты обследования на функциональном ЯМР-томографе можно было считать лишь предварительными, анализ ЭЭГ уже принес богатые плоды в сравнении показателей Ёзера в состоянии покоя и в состоянии медитации на сопереживании. Самым поразительным оказался резкий рост ключевой электрической активности, так называемой гамма-активности, в левой средней предлобной извилине в той зоне мозга, которая, по данным предыдущих исследований Дэвидсона, оказалась ключевой точкой формирования положительных эмоций. При обследовании почти двух сотен людей в лаборатории Дэвидсона было установлено, что люди с высоким уровнем мозговой активности именно в этом месте левой предлобной зоны коры головного мозга сообщают о появлении у них таких ощущений, как счастье, энтузиазм, радость, прилив энергии и оживление.
С другой стороны, исследования Дэвидсона показали, что высокий уровень активности в параллельном участке противоположной половины мозга — в правой предлобной зоне — связан с сообщениями о неприятных эмоциях. Люди с повышенными уровнями активности в пра
вой предлобной зоне и пониженной активностью в левой чаще испытывают такие ощущения, как печаль, беспокойство и тревога. Кроме того, особенно резкое смещение уровня активности в предлобных зонах в правую сторону свидетельствует о предрасположенности человека к клинической депрессии и тревожным расстройствам. Люди, у которых приступы депрессии сопровождаются сильным беспокойством, обычно демонстрируют самые высокие уровни активности в правых предлобных зонах.
Практическое значение этих открытий для нашего эмоционального равновесия трудно переоценить: для каждого из нас характерно определенное соотношение активизации в правой и левой предлобных зонах, которое является своего рода барометром наших настроений. Это соотношение можно считать эмоциональной точкой отсчета, определяющей, в какую сторону будет крениться ваше настроение.
Каждый из нас обладает способностью изменять настроение (по крайней мере, хоть немного) и таким образом изменять это соотношение. Чем больше оно кренится влево, тем значительнее улучшается наше расположение духа, и события, которые улучшают наше настроение, способны вызывать такой сдвиг влево, хотя бы на короткое время. Например, у большинства людей отмечаются небольшие позитивные сдвиги в этом соотношении, когда их просят вспомнить какие-нибудь приятные моменты или когда они смотрят забавные и трогательные отрывки из фильмов.
Несмотря на то что обычно такие отклонения от базо- оой точки отсчета являются довольно незначительными, на встрече в Мэдисоне Дэвидсон сообщил Далай-Ламе о некоторых поразительных результатах обследования Ёзера, проведенного днем раньше. Когда во время медитации Ёзер генерировал состояние сострадания, у него был
выявлен такой значительный сдвиг параметров активности предлобных зон влево, который не мог быть простой
случайностью.
Другими словами, изменения в мозге Ёзера во время медитации на сострадании, похоже, можно было считать показателями отличного настроения. Сам по себе акт заботы о благополучии других людей, по всей видимости, усиливает ощущение благополучия внутри себя. Это открытие подтверждает слова, которые часто повторяет Далай-Лама: человек, который занимается медитацией на сострадании ко всем живым существам, первым получает от этого пользу. (Среди прочих полезных результатов культивирования сострадания, описанных в классических буддийских текстах, можно в первую очередь назвать любовь со стороны людей к животным, ясность ума, крепкий сон и спокойное пробуждение, а также
приятные сны*.)
Показатели Ёзера примечательны еще в одном отношении — это, по мнению Дэвидсона, первые данные об активности мозга во время методичного генерирования сострадания, эмоционального состояния, которое, как правило, полностью игнорируется современными исследователями-психологами. На протяжении десятков лет психологические исследования в большей степени акцентировались на негативном — на депрессии, беспокойстве и подобных чувствах, а не на том, что приносит нам пользу. Позитивная сторона жизненного опыта и человеческого великодушия обычно ускользала от внимания исследователей; по сути дела, в анналах психологической науки нет данных ни об одном исследовании сострадания как такового.
Поразительный сдвиг в мозговой активности Ёзера во время медитации на сострадании породил вопрос, касающийся этого научного метода: является ли он подар
* Сальцберг Шэрон. Милосердие (Lovingkindness. Boston: Shambhala, 1995).
ком судьбы, доставшимся Ёзеру от рождения, или, как считает Дэвидсон, это стало результатом интенсивных тренировок? Если все дело в прихоти судьбы, тогда, несмотря на всю замечательность этого открытия, оно не имеет научной ценности; но если разгадка кроется в тренировках, то это открытие может иметь важные последствия для развития потенциала человеческих возможностей. Поэтому Дэвидсон обратился к Далай-Ламе с просьбой помочь найти людей, имеющих такой же уровень подготовки в использовании этого способа медитации, чтобы окончательно удостовериться в том, что эти открытия объясняются степенью подготовленности, а не уникальностью природных данных Ёзера. Когда я пишу эти строки, Дэвидсон с несколькими мастерами медитации проводит дальнейшие исследования.
Беспрецедентные находки
Встреча в Мэдисоне была организована как научный брифинг для ознакомления Далай-Ламы с несколькими смежными направлениями исследований, которые были результатом диалога о деструктивных эмоциях и противоядиях от них, состоявшегося годом раньше в его резиденции в Дхарамсале. Реализация программы Дэвидсона происходила в рамках одного из этих направлений; эксперименты по изучению других психологических характеристик продвинутой медитации проводились параллельно в других лабораториях.
В то время как данные исследований, проведенных Дэвидсоном, оказались удивительными сами по себе, еще более поразительные результаты намеревался сообщить Пол Экман, один из выдающихся мировых экспертов в области эмоций (он возглавляет лабораторию человеческого взаимодействия при Калифорнийском университете в Сан-Франциско). Экман был в группе ученых, при
сутствовавших на встрече в Дхарамсале, и несколькими месяцами ранее Дэвидсона обследовал Ёзера в собственной лаборатории. Рассказ о своих результатах Экман также начал с высокой оценки готовности Ёзера к сотрудничеству в проведении исследований: «Ёзер был соавтором плана исследований. Многое из того, что мы сделали, было предложено им».
Согласно плану были проведены четыре теста, в ходе каждого из которых, по словам Экмана, «мы обнаружили вещи, которых не наблюдали никогда раньше». Некоторые открытия оказались настолько неожиданными, признался Экман, что он до сих пор, возможно, сам не до конца осознал их значение.
В первом тесте применялась методика, которая явилась кульминацией всей карьеры Экмана как ведущего мирового эксперта по оценке мимического способа выражения эмоций. Испытуемым показывают видеозаписи, на которых очень быстро мелькают лица, выражающие разные эмоции. Их задача заключалась в том, чтобы определить на лицах мимические признаки эмоций, например таких, как презрение, гнев или страх. В одной версии теста каждое изображение появляется на экране всего на одну пятую долю секунды, в другой — на одну тридцатую секунды, то есть оно исчезает так быстро, что если моргнуть, то его можно не заметить. Каждый раз испытуемый должен определить, какую из шести эмоций он только что увидел.
Умение распознавать мимолетны



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Эмоция; emotion
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Разрядка; discharge
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Пол Экман. Поведение под влиянием эмоций - Пол Экман
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Эмоция; Emotion; Emotion
  • Бенджамин Роу. Необходимые навыки магии
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Аффект; affect
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Вопрос ламе»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Притча «Один из пяти»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Прист С. Теории сознания.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Соматизация
  • К чему снится целоваться?
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • К чему снится ссора?
  • К чему снятся трупы?
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Гадание по дате рождения
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь