Бауманн Урс, Перре Майнрад. Клиническая психология.

Категория: Библиотека » Медицинская психология | Просмотров: 158422

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Рис. 1.1. Внутри- и межличностная плоскости интервенции

1) На самом первом уровне находятся расстройства отдельных психических функций человека. Психические функции можно соотнести в первую очередь с категориями общей психологии (мышление, научение, восприятие и т. д.; Spada, 1992). Но иногда, если на переднем плане стоят психофизиологические проблемы, имеют значение и физиологические функции.
2) Более сложная ступень — расстройства паттернов функционирования. В общей психологии разрабатываются комплексные модели, которые охватывают несколько отдельных функций. Исходя из этого в качестве классификационных единиц предлагаются либо нарушения разных паттернов функций, либо разные нарушения одного комплексного паттерна функционирования. Так как в общей психологии модели паттернов функционирования не настолько хороши, чтобы они могли послужить образцом для создания моделей клинических расстройств, эта плоскость разрабатывается в терминологии синдромов или диагнозов. В нашем учебнике речь идет о психических расстройствах, поэтому мы ориентируемся на МКБ и DSM (например, депрессивное расстройство, шизофрения).
3) За пределами внутриличностной системы индивида лежат межличностные (интерперсональные) системы, то есть системы, объединяющие две или более личностей (пара, семья, школа, производственная организация, община и т. д.); расстройства можно исследовать и в этой плоскости. Эта сфера тесно связана с уже существующими отраслями психологии (педагогическая психология, психология труда и организационная психология), поэтому в клинической психологии они часто вообще не обсуждаются или затрагиваются лишь вскользь.
Объединив общие и частные аспекты расстройств, мы получим двухмерную матрицу клинической психологии (рис. 1.2). Ориентируясь на расстройства в целом, мы выбираем общий угол зрения, но не отрицаем при этом дифференциальных различий (для отдельных функций и т. д.). Здесь надо отметить, что в одних тематических разделах (этика, теория науки, понятия болезни) дифференциальные аспекты представлены меньше, в других (классификация, диагностика, эпидемиология, этиология, интервенция) — больше. И напротив, при рассмотрении отдельных видов расстройств мы применяем к какому-то конкретному расстройству общие аспекты: например, занимаясь тревожными расстройствами, мы обсуждаем их классификацию, диагностику, эпидемиологию, этиологию/анализ условий возникновения и интервенцию.

Общие аспекты Частные аспекты
Внутриличностные Межличностные
нарушенная функция нарушенный паттерн функционирования нарушенная система
восприятие мышление научение ... депрессивное расстройство тревожное расстройство ... боль нейродермит ... пара семья школа производственная организация ...
Основные понятия (определения, история и т. д.)
Здоровье/болезнь
Теория науки
Этика
Классификация
Диагностика
Эпидемиология
Этиология/анализ условий возникновения:
- методические точки зрения;
- общие детерминанты (генетика, биологические аспекты, влияния окружающей среды: социализация, стресс и т. д.)
Интервенция:
- методические точки зрения;
- здравоохранение;
- интервенции (профилактика, психотерапия, реабилитация)
Рис. 1.2. Структура клинической психологии.
Функции (психические функции, например мышление, восприятие); паттерны функционирования — по синдромам или диагнозам (психические расстройства по МКБ и DSM); соматические болезни, относящиеся к различным специальностям; межличностные системы делятся по структурной сложности (пара, семья и т. д.)

4. Структура книги

Существующие учебники и пособия обычно отдают предпочтение одному из двух названных аспектов (общему или частному) (ср. Bastine, 1990, 1992; Ehlers & Hahlweg, 1996; Hahlweg & Ehlers, 1997; Reinecker, 1990; из подобных англоязычных учебников назовем Davison & Neale, 1996). В предлагаемом вашему вниманию учебнике воздается должное обоим аспектам и в равной мере; при этом мы будем говорить о психических расстройствах, а не о соматических расстройствах/болезнях, так как последние выходят за рамки нашего предмета. В силу сложности этой концепции — распределения по двум измерениям — мы в некоторых пунктах вынуждены идти на компромисс, поскольку чтение книги происходит в одном измерении.

4.1. Общие разделы книги

В учебнике излагаются следующие общие темы.
Раздел I. Общие положения. Основные понятия — введение (глава 1); понятия здоровья, болезни (глава 2); теория науки (глава 3: Классификация, диагностика, этиология; глава 4: Интервенция); этика (глава 5).
Раздел II. Классификация, диагностика: общие положения. Классификация (особенно МКБ и DSM; глава 6); диагностика (глава 7).
Раздел III. Эпидемиология. Эпидемиология (методические и содержательные аспекты; глава 8).
Раздел IV. Этиология / анализ условий возникновения: общие положения. В этом разделе представлены общие методические аспекты (глава 9) и разные детерминанты психических расстройств (главы 10-17). Речь идет об объяснительных подходах, которые могут привлекаться как теоретические классы для различных расстройств:
- генетические факторы (глава 10);
- главы 14-17 посвящены влияниям социального окружения: влиянию социализации (глава 14); социально-психологическим аспектам (глава 15); социологическим аспектам (глава 16); концепциям стресса (глава 17).
В этих разделах речь идет преимущественно об общих аспектах, однако соответствующие объяснительные подходы допускают достаточно специфические высказывания для отдельных расстройств.
Раздел V. Интервенция: общие положения. В этом разделе представлены аспекты интервенции, общие для всех расстройств: систематика интервенции (глава 18); здравоохранение (интервенция с точки зрения макроперспективы, включая гарантию качества: глава 19); методика исследования интервенции (в том числе оценка: глава 20).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Франселла Ф., Баннистер Д. - Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам.
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Капустина С.А. Основные методы сбора данных в психологии. Под редакцией
  • Усольцева Светлана. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
  • Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности. Результаты стандартизации
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Цуканова Е. А. - Качественные методы познания в гуманитарных науках: исследование единичного случая
  • Митина О.В. Математические методы в психологии. Практикум
  • Исупова Анастасия Валерьевна, Соавтор: Литвинова Юлия Александровна. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ ПО «ШКАЛАМ ECERS-R», ЗА ПЕРИОД 2017-2018г, ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА
  • Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления
  • Риск самоубийства можно определить по работе мозга
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Белановский С. А. Метод фокус-групп.
  • Пустовойт М.М. О целесообразности интеграции психоаналитического и психопатологического методов исследования в психиатрии
  • Айталиева Айгуль. Использование игровых методов при обучении дошкольников.
  • Социометрический статус и самооценка
  • Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная диагностика, направленная на углубленное, целостное изучение состояния здоровья детей
  • Колемаев В.А. Экономико-математическое моделирование
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Белановский С.А. - Метод фокус-групп
  • Свобода выбора истощает психику
  • С. Романюха. Нейромаркетинг. Практическое применение метода «Метаморфная модель Зальтмана (ZMET)» в исследовании потребителей.
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Долятовский В.А., Долятовская В.Н. Исследование систем управления
  • Собчик Л. Н. - СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования
  • Личностные черты и покупательское поведение. Что ваши покупки говорят о вашей личности?
  • Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. - Введение в экспериментальную психологию личности
  • Автономов Д.А. Концептуализации аддиктивного влечения у пациентов с алкогольной зависимостью, методы оценки, диагностики и психокоррекционной работы. Часть II
  • Сплетни полезны для коллектива?
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления
  • Казак Ирина Николаевна. Тема моего исследования: «Чудо — мыло!»
  • Березин С.В. и др. Принципы, формы и методы терапии созависимости
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Успешный руководитель: кто он? (Психология лидерства)
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Георгий Почепцов. Оранжевые революции и ненасильственные методы свержения власти
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Аннотация и содержание.
  • Методики НЛП высшего уровня - Семинары Р.В. Коннера.
  • Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровья
  • Бажина Евгения Петровна. Конспект НОД для детей подготовительной группы «Организация исследовательской деятельности детей в подготовительной к школе группе на примере темы «Одуванчик»
  • Георгий Почепцов. Военные исследования проблем коммуникации и мышления. - Георгий Почепцов
  • Манжиров А.В., Полянин А.Д. Справочник по интегральным уравнениям. Методы решения
  • Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь