Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50774

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Высокоорганизованные животные способны к элементарным обобщениям, к установлению сложных, многоэлементных ассоциативных связей, но они не выявляют многовариативной значимости, существенных особенностей предметов и явлений. Проиллюстрируем это положение следующим экспериментом.
Обезьяне с повышенной пищевой мотивацией (очень голодной) на расстоянии нескольких метров показывался любимый ею банан. Но когда ее освобождали от привязи и она устремлялась к этому банану, на пути к нему вспыхивала непреодолимая для обезьяны полоса огня (поджигалась древесная стружка, облитая спиртом). Инстинкт самосохранения у животного выше, чем инстинкт удовлетворения текущей пищевой мотивации. Животное не идет в огонь. Но оно не отказывается и от первоначальной цели: начинает метаться, производить различные хаотические движения, т. е. прибегает к основному своему средству – искать выход из проблемной ситуации методом проб и ошибок. Зная возможное поведение обезьяны в этой ситуации, экспериментаторы предусмотрительно поставили поблизости бак с водой и большой ковш. После многих манипуляций обезьяна в конце концов "догадывалась" наполнить ковш водой из бака и залить полосу огня, освободив тем самым путь к заветному лакомству.
Но вот эксперимент был вынесен на природу. На низком плотике, спущенном на озеро, повторилась первая часть эксперимента: голодная обезьяна, банан и полоса огня. А бак с водой был перенесен на другой плотик, соединенный с первым шаткой жердью... встретив препятствие на пути к пище, обезьяна вновь начинала метаться и вскоре замечала знакомый ей бак с водой – ковш находился рядом, на первом плотике. Схватив ковш, голодная обезьяна бросалась к соседнему плотику, к баку с водой. Несколько раз с трудом проделывая этот путь, двигаясь по шаткой жерди, она в конце концов заливала огонь и доставала банан. Но ни разу ни одна обезьяна в этом эксперименте не догадывалась, что рядом с нею постоянно была та же вода, что и вода в баке. Ее интересовала только вода в баке, у нее не срабатывало абстрагирование общего свойства воды, свойство любой воды – гасить огонь.
Аналогичные эксперименты повторялись много раз, но абстрактное мышление у животных так и не было обнаружено. И не могло быть обнаружено, ибо у животных нет носителя этой абстракции – слова; речи.
Итак, развитие психики в процессе эволюции животного мира свидетельствует о том, что психика возникает на определенной стадии развития живой материй. Первичной формой психики являются инстинкты – ответ организма на отдельные биологически значимые элементы внешней среды системой врожденных приспособительных реакций (элементарный анализ действительности). У более высокоорганизованных животных наряду с инстинктами возникает способность научения – способность отражения устойчивых связей между элементами привычной ситуации: на основе этого вырабатывается индивидуализированная форма поведения – навыки, формируется система условных рефлексов. Но даже высшие животные, обладающие элементарными интеллектуальными возможностями, не отражают внутренних, существенных связей явлений – они не способны к абстрагированию.

§ 2. Антропопсихогенез – возникновение и развитие психики человека. Сознание как высшая форма психики

Древнейшие предки людей – гоминиды появились несколько миллионов лет назад. Очевидно, какие-то природные катаклизмы заставили их спуститься с деревьев и перейти к жизни на равнине, заняться собирательством, а затем коллективной охотой на крупных животных. Начался принципиально новый процесс их поведенческой адаптации – приспособление к среде посредством коллективной трудовой деятельности. Для этого у наших предков уже были необходимые биологические и биосоциальные предпосылки– развитая способность к манипулированию предметами, бинокулярное (стереоскопическое) зрение, хорошо скоординированное с движением передних конечностей, развитая кожно-мышечная чувствительность и, что особенно важно, высокоразвитые формы группового поведения – совместные приспособительные действия в сообществе, функциональное общение между его членами.
Начало хождения на ногах открыло широкие возможности для манипулирования объектами посредством передних конечностей, началось интенсивное развитие двигательно-мани-пулятивных возможностей человеческой руки, орудийных действий, а затем изготовление орудий труда и их коллективное использование. Возникла социальная, общественная взаимозависимость людей. Социальный фактор стал фактором выживания. Человек освобождался от власти биологического закона естественного отбора. Даже физически слабый, но вооруженный орудием индивид получал преимущество. Человек становился вольноотпущенником природы.
Биологические формы, более близкие к человеку, чем к обезьянам, и называются гоминидами. К ним относятся питекантропы и неандертальцы (рис. 5). Особенно интенсивно формировался человек с началом последнего четвертичного геологического периода (около 1 млн. лет назад). Морфофизиологическая структура гоминидов поднялась на новую ступень.




Рис. 5. а – Питекантроп (обезьяноподобный) – древнейший гоминид, относится к допалеолитическому периоду. Малая емкость мозговой коробки (900 см3), скошенность лба, уплощенность свода черепа указывают на его промежуточное положение между обезьяной и человеком (реконструкция М. Герасимова);
б – неандерталец – древний гоминид, относится к началу палеолита (180–200 тыс. лет назад). Покатый лоб, мощные надглазные валики, более близкие к горизонтальному положению остистые отростки шейных позвонков. По емкости мозгового отдела черепа и пропорциям тела более близок к современному человеку.

Неандерталец научился добывать огонь и перешел от собирательства к охоте. Начинается его миграция из Восточной Африки в сторону Азии и Европы. На стадии "формирующихся людей" еще имел место естественный отбор, однако предметом отбора стали такие черты, которые делали древнейшего человека способным к общественному производству.
С усовершенствованием строения кисти руки – развитием большого пальца, противостоящего другим пальцам, – резко расширились возможности хватательных действий. Развитие черепа создавало анатомические предпосылки для увеличения объема мозга. Грубые челюсти, служащие животным для захвата и удержания пищи, у гоминидов становились тоньше и легче, появилась возможность свободных движений у мускулатуры языка, изменялось положение гортани и строение голосовых связок – соответствующие анатомо-физиологические превращения были вызваны необходимостью речевого общения в условиях коллективной деятельности.
Сообщества живых существ имеют средства общения, средства координации совместных действий. Однако сигнальная связь в мире животных обусловлена только текущей ситуацией: животные сигнализируют представителям своего вида о возникшей опасности, о своем местонахождении. У человека же в процессе антропогенеза сформировалась принципиально новая система информационной связи – произносимое слово постепенно приобрело обобщенное значение: вобрав в себя многовековой опыт человечества, оно стало обозначать существенные взаимосвязи событий, общие устойчивые признаки явлений. При помощи речи люди начали планировать свои действия, прогнозировать развитие событий, координировать свою трудовую деятельность. Разнообразие форм жизнедеятельности потребовало и тонко дифференцированной сигнальной связи. (Предполагается, что зачатки членораздельной человеческой речи появились около 1,5 млн. лет назад.)
Постепенно в человеческом обществе формировалось и укреплялось социальное содружество: слабые особи получили возможность выживания благодаря альтруизму, милосердию своих сородичей; больные и немощные стали получать необходимый уход; формировались социальные обычаи и традиции.
Процесс человекообразования завершился только в эпоху верхнего палеолита (приблизительно 40 тыс. лет назад), когда сформировался современный тип человека – Homo sapiens – человек разумный (кроманьонец) (рис. 6).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Юлия Валериевна Пронина. Консультация для родителей «МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
  • Нормальное удовлетворение сексуальных влечений и перверсии
  • Палмер Джек, Палмер Линда. Эволюционная психология.
  • Тип; Туре
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Если основа сценария, жизненные установки остаются не осознаваемые, а человек начинает сопротивляться сценарию...
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Возможны ли волевые решения? Эксперимент Либета
  • Мораль; Morality; Moral
  • Григорий Чаусовский. Окситоциновые психотехнологии. Система нейтрализации агрессивного поведения в системе «человек-жизненная среда»
  • Карелина Елена Николаевна. План-конспект тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы развивающих занятий по развитию социально-эмоциональной сферы Тема: «Давай дружить»
  • ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - КАК ЯВЛЕНИЕ
  • Влечение к разрушению
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Олейник А. Н. Позиционный анализ как средство деятельности сотрудника ОВД в ситуациях конфликтов
  • Редактор. Правила поведения для ребенка
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Влечение сексуальное
  • Психоаналитическая трактовка агрессивности.
  • Инстинкт; влечение; Instinct; Instinkt
  • Миникаева Наталья Александровна. Презентация «Мотивация детей»
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Религиозная установка; Religious attitude; religios Einstellung
  • Казакова Светлана Анатольевна. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
  • Притча «Поведение»
  • Вишняков Алексей. Ошибочные цели поведения детей и способы продуктивного реагирования родителей.
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Сверхдетерминированность; over-determination
  • Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н. Биология. Учебник. 9 класс. Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н.
  • Николаева Светлана Александровна. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Развитие судеб влечений
  • Рамиль Гарифуллин. Аддикция и постмодернистская теория личности
  • Инстинкт; instinct
  • Мотив; motive
  • Атаева Екатерина Николаевна. Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему: «Маша и медведь знакомятся с правилами безопасного поведения на дорогах»
  • Мария Коновалова. Современная денежная лихорадка: причины и последствия
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Главный Редактор. Особенности физиологии одаренных людей, гениев
  • Мамышева Г.Ф., Нуреева С.Р., Савельева А. И.. Философствование с шестилетками
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Бушуева Анна Олеговна. ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ»
  • Развитие мотивационной сферы, действий, самоконтроля. ЗАНЯТИЕ 17
  • Георгий Почепцов. Три модели построения информационных операций. - Геогрий Почепцов
  • Максимова Наталья Андреевна. Методы и приемы формирования культуры поведения у детей младшего возраста на основе программных задач



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь