Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.

Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54506

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Педагогическая психология изучает формы и методы управле-
ния умственной деятельностью учащихся в процессе обучения и
воспитания, исследует Закономерности формирования познава-
тельных процессов, волевой активности и самостоятельности в
учебной и общественно полезной деятельности. Кроме того, педа-
гогическая психология рассматривает вопросы психологии труда
учителя, взаимоотношения педагога и учащихся, учащихся в
школьном коллективе. Основными ветвями педагогической пси-
хологии являются психология обучения, психология воспита-
ния и психология учителя как субъекта педагогической деятель-
ности.
•В процессе изучения рекомендованной литературы следует
обратить особое внимание на историю возникновения и развития
возрастной и педагогической психологии как специальных обла-
стей психологической науки, имеющих большое значение для оп-
тимизации процессов обучения и воспитания подрастающего по-
коления. Студентам необходимо ознакомиться с высказываниями
основоположника русской детской и педагогической психологии
К. Д. Ушинского о роли психологических знаний для педагогиче-
ской теории и практики; с трудами Н. К. Крупской, посвящен-
ными проблеме индивидуального подхода к детям в зависимости
от их возрастных особенностей психического развития; с учением
А. С. Макаренко о закономерностях становления целостной лич-
ности растущего человека; с взглядами советских ученых па раз-
витие возрастной и педагогической психологии, ее роль в совер-
шенствовании педагогической квалификации учителя, воспитателя
(П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.). На
семинарских занятиях следует заслушать краткие сообщения сту-
дентов о марксистско-ленинской концепции развития психики и
формирования личности растущего человека, а также рассмотреть
основные психологические теории обучения и воспитания, дать
критику педологическим извращениям в теории и практике воз-
растной психологии, подвергнуть критическому анализу сущность
биогенетического и социогенетического направлений в развитии
возрастной и педагогической психологии. При рассмотрении био-
генетического и социогенетического направлений в развитии воз-
растной и педагогической психологии следует опираться на ис-
следования советских ученых.
Советскими психологами (Б. Г. Ананьевым, А. А. Бодалевым,
В. В. Давыдовым, А. Н. Леонтьевым, Б. Ф. Ломовым, А. М. Ма-
тюшкиным, А. В. Петровским, С. Л. Рубинштейном и др.) уста-
новлено, что психическое развитие человека осуществляется в
процессе усвоения социального опыта человечества, зафиксиро-
ванного в предметах материальной и духовной культуры. Это ус-
25

воение предполагает непрерывное взаимодействие человека с
окружающей действительностью — учение, общение, труд. В этих
условиях у индивида формируется и развивается прижизненный
механизм психического отражения реального мира, социальные
ориентировки, утверждающие жизненную позицию его «я», что
делает его личность самостоятельной и активной в решении акту-
альных вопросов жизни и деятельности.
Советские психологи рассматривают процесс приобретения
школьником знаний как результат активной психической деятель-
ности, благодаря которой происходит упорядочение воспринимае-
мой информации применительно к программе действий и к своим
потребностям. В процессе учения школьник накапливает жизнен-
ный опыт, сопереживает его, усваивает знания, проговаривает,
структурирует их, переводя затеи_ и во внешние социальные дей-
ствия и поведение. Этот процесс взаимодействия ребенка, школь-
ника с объективной действительностью и овладение социальным
опытом человечества контролируется и корректируется учителем в
процессе учебной и внеучебной деятельности. Из курса общей
психологии студенты знают, что на разных этапах возрастного
развития человека его социальный опыт, сложившаяся система
моральных понятий, возрастные и индивидуальные возможности
усвоения знаний определяют направленность его личности, инте-
ресы и потребности, склонности и способности, мотивы социаль-
ных действий и поведения. Здесь необходимо подчеркнуть, что в
социалистическом обществе созданы условия для всестороннего
развития личности нового человека как активного деятеля соци-
ального прогресса.
'Для повышения эффективности учебно-воспитательного про-
цесса на всех уровнях психического развития ребенка большое
значение имеет личность учителя. При изучении настоящей темы
необходимо обратить внимание студентов на культуру педагогиче-
ского общения учителя с учащимися. Высокая культура педаго-
гического общения обеспечивает возможность эффективного уп-
равления процессом психического развития ребенка и формирова-
ния его личности. Эти вопросы будут подробно рассмотрены в со-
ответствующих темах практикума.
В качестве заданий для самостоятельной работы можно исполь-
зовать психологические задачи, что позволит студентам на прак-
тике применить свои знания, полученные в курсе общей психо-
логии, и более четко представить себе предмет и задачи возраст-
ной и педагогической психологии как самостоятельных отраслей
психологии.
Большую роль в совершенствовании психологических знаний
студентов — будущих учителей — и формировании у них умений и
навыков педагогического мастерства могут сыграть курсовые ис-
следования, проводимые студентами по плану УНИРС и НИРС
факультетов. Эти задания студенты выполняют самостоятельно
под руководством преподавателя психологии.
26
Планы семинарских занятий
Литература
Первое занятие (семинарское)
Возникновение и развитие возрастной и педагогической психо-
логии как самостоятельных отраслей психологической науки
1. Предмет и задачи возрастной и педагогической психоло-
гии.
2. История возникновения и развития возрастной и педагоги-
ческой психологии (П. П, Блонский, Л. С. Выготский, С. Л. Ру-
бинштейн и др.).
3. К. Д. Ушинский о роли психологических знаний для педаго-
гической теории и практики.
4. Н. К. Крупская и А. С. Макаренко о значении знаний о воз-
растных особенностях ребенка для педагога-воспитателя.
5. Ветви возрастной и педагогической психологии.
Второе занятие (семинарское)
Основные направления в развитии современной возрастной и
педагогической психологии
1. Марксистско-ленинская концепция психического развития и
формирования личности нового человека.
2. Проблема развития психики в трудах советских психологов
(П. П. Блонского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и др.).
3. Критика биогенетического и социогенетического направле-
ний в развитии возрастной и педагогической психологии.
4. Критика педологических извращений в теории и практике
возрастной психологии.
5. Основные психологические теории обучения и развития в
современной советской психологии.
Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм//Полн. собр.
соч.—Т. 18.—С. 13—32, 147—154.
Материалы XXVII съезда КПСС.—М.: Политиздат, 1986.
Программа КПСС (Новая редакция).—М.: Политиздат, 1986.
Основные направления реформы общеобразовательной и про-
фессиональной школы: Документы и материалы. М.: Политиздат,
1984.
Актуальные проблемы возрастной и педагогической психоло-
гии/Под ред. Ф. И. Иващенко, Я. Л. Коломинского.—Минск:
Вышейшая школа, 1980.
Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические
сочинения/Под ред. А. В. Петровского.—М.: Педагогика, 1979.—
Т. 2.-С. 8—117.
27

Бодалев А. А., Ломов Б. Ф., Матюшкин А. М. Психологическая
наука—реформе школы//Вопросы психологии.—1984.—№ 3.—
С.'12—24.
Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Пет-
ровского. — 2-е изд., испр. и перераб.—М.: Просвещение, 1979.—
С. 5—20.
Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. Га-
мезо и др.—М.: Просвещение, 1984.—С. 10—46.
', Выготский Л. С. Развитие высших психических функций.—М.:
Изд-во АПН РСФСР, 1960.
Давыдов В. В. Психологическая наука в школе/УВопросы пси-
хологии.— 1982.— N» 6.—С. 21—31.
Краткий психологический словарь/Под ред. А. В. Петровского
и М. Г. Ярошевского.—М.: Политиздат, 1985.
Крупская Н. К. Об учителе.—М.: Изд-во АПН РСФСР, I960.—
С, 141—144; 215-326; 256—258.
Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии.—М.:
Просвещение, 1972.—С. 5—8; 23—40. ,,
Лейтес Н, С. Возрастные предпосылки умственных способно-
стей/УХрестоматия по психологии/Под ред. А. В. Петровского.—
М.: Просвещение, 1977.—С. 386—394.
Лихачев Б. Т. Воспитание личности развитого социалистиче-
ского общества и задачи педагогики и педагогической психоло-
гииУУВопросы психологии. — 1984. — № 2. — С. 5—19.
-^ Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы пси-
хологии.—М.: Наука, 1984.—С. 77—130.
Никольская А. А. Вопросы развития мышления в трудах
П. П. БлонскогоУУВопросы психологии.—1967.—№ 5.—С. 89—
102.
Никольская А. А. Психология обучения в трудах К. Д. Ушин-
скогоУУВопросы психологии. — 1983. — № 6. — С. 92—103.
Петровский А. В. Психологические взгляды П. П. Блонского//
Советская педагогика.—1964.— .№ 5.—С. ИЗ—121.
Пилиповский В. Я. Псевдогуманистические концепции форми-
рования личности в современной буржуазной педагогикеУУСовет-
ская педагогика.—1980.—№ 9. — С. 123—128.
Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии: Психологи-
ческая наука и дело воспитания.—2-е изд.—М.: Педагогика,
1976.—С. 183—193.
Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологи-•
ческой науки в СССР.—М.: Педагогика, 1975.—С. 66—77; 147—
179; 252—270.
Талызина Н. Ф. Теория поэтапного формирования умственных
действий/УХрестоматия по психологии/Под ред. А. В. Петровско-
го.—М.: Просвещение, 1977.—С. 425—431.
Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания//
Соч.—М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.—Т. 5.—С. 210—223.
Маркова А. К. Актуальные проблемы педагогической психоло-
гииУУВопросы психологии.— 1980.—№ 6.—С. 5—16.
28
Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания//Собр. соч. —
М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.—Т. 8.
Щербаков А. И., Раев А. И. Управление умственной деятель-
ностью учащихся как актуальная проблема педагогической пси-
хологииУуУправление умственной деятельностью и умственное раз-
витие учащихся.—Л.- ЛГПИ, 1973.—С. 3—9.
Ярошевский М. Г., Анцыферова Л. Н. Развитие и современное
состояние зарубежной психологии.—М.: Педагогика, 1974. .
Задания для самостоятельной работы
Аннотирование или конспектирование литературы
Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Пет-
ровского.—2-е изд., испр и перераб.—М., 1979.—С. 5—20.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.—М.: По-
литическая литература, 1975.—С. 235—302.
Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив.—М.:
Политиздат, 1983.
Темы рефератов или докладов
1. Актуальные проблемы педагогической психологии в свете
Основных направлений реформы школы.
2. Возрастная динамика психического развития — актуальная
проблема современной возрастной психологии.
3. Единство возрастной и педагогической психологии в систе-
ме психологических знаний о ребенке: его развитии, обучении и
воспитании.
4. Проблемы развития психики в «Педагогической антрополо-
гии» К. Д. Ушинского.
5. Роль психологических концепций П. П. Блонского, Л. С. Вы-
готского и С. Л. Рубинштейна в развитии возрастной и педагоги-
ческой психологии.
6. Межличностное понимание и его роль в педагогическом об-
щении.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Богуславский. Психология как наука.
  • Коновалова Ирина Леонидовна. Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Притча «Деятельность и просветление»
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Мальцева Людмила Владимировна. Презентация 'Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания'
  • Притча «Жизнь человека (бразильская сказка)»
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Хаверенко Жанна Валерьевна. Экспериментирование как один из методов формирования познавательной сферы дошкольников.
  • Притча «Бремя»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. План по самообразованию «Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания»
  • Кашапова Елена Михайловна. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Притча «Желание»
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Размышления о новых государственных стандартах в системе дошкольного образования
  • Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.
  • Ирлан Шабельников. «Аффективное имя» как «волшебное слово» в понимании бессознательного.
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Притча «О вопросах»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Никитина Виктория Викторовна. «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
  • Эрих Фром говорил…
  • Притча «Что такое ЛЮБОВЬ?»
  • Екатерина Шубина. Что такое хитрость
  • Бойцова Яна Сергеевна. «Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в дошкольной образовательной организации как условие формирования социального опыта обучающихся в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС»
  • Птушко Елена Александровна. Консультация для родителей «Как вырастить талант?»
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Притча «Другой»
  • Притча «Я протягиваю вам свою руку»
  • Маркова Ольга Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития познавательной сферы детей.
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Притча «Завтра»
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Агзамова Лиана Фларидовна. Трудовая деятельность как важное средство воспитания в дошкольном возрасте
  • Кравцова Александра Александровна. Комплексное психолого-педагогическое сопровождения субъектов образовательной деятельности в ДОУ
  • Притча «Одна минута»
  • Притча «Принять все как от Бога»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь