|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54506
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Педагогическая психология изучает формы и методы управле-
ния умственной деятельностью учащихся в процессе обучения и воспитания, исследует Закономерности формирования познава- тельных процессов, волевой активности и самостоятельности в учебной и общественно полезной деятельности. Кроме того, педа- гогическая психология рассматривает вопросы психологии труда учителя, взаимоотношения педагога и учащихся, учащихся в школьном коллективе. Основными ветвями педагогической пси- хологии являются психология обучения, психология воспита- ния и психология учителя как субъекта педагогической деятель- ности. •В процессе изучения рекомендованной литературы следует обратить особое внимание на историю возникновения и развития возрастной и педагогической психологии как специальных обла- стей психологической науки, имеющих большое значение для оп- тимизации процессов обучения и воспитания подрастающего по- коления. Студентам необходимо ознакомиться с высказываниями основоположника русской детской и педагогической психологии К. Д. Ушинского о роли психологических знаний для педагогиче- ской теории и практики; с трудами Н. К. Крупской, посвящен- ными проблеме индивидуального подхода к детям в зависимости от их возрастных особенностей психического развития; с учением А. С. Макаренко о закономерностях становления целостной лич- ности растущего человека; с взглядами советских ученых па раз- витие возрастной и педагогической психологии, ее роль в совер- шенствовании педагогической квалификации учителя, воспитателя (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.). На семинарских занятиях следует заслушать краткие сообщения сту- дентов о марксистско-ленинской концепции развития психики и формирования личности растущего человека, а также рассмотреть основные психологические теории обучения и воспитания, дать критику педологическим извращениям в теории и практике воз- растной психологии, подвергнуть критическому анализу сущность биогенетического и социогенетического направлений в развитии возрастной и педагогической психологии. При рассмотрении био- генетического и социогенетического направлений в развитии воз- растной и педагогической психологии следует опираться на ис- следования советских ученых. Советскими психологами (Б. Г. Ананьевым, А. А. Бодалевым, В. В. Давыдовым, А. Н. Леонтьевым, Б. Ф. Ломовым, А. М. Ма- тюшкиным, А. В. Петровским, С. Л. Рубинштейном и др.) уста- новлено, что психическое развитие человека осуществляется в процессе усвоения социального опыта человечества, зафиксиро- ванного в предметах материальной и духовной культуры. Это ус- 25 воение предполагает непрерывное взаимодействие человека с окружающей действительностью — учение, общение, труд. В этих условиях у индивида формируется и развивается прижизненный механизм психического отражения реального мира, социальные ориентировки, утверждающие жизненную позицию его «я», что делает его личность самостоятельной и активной в решении акту- альных вопросов жизни и деятельности. Советские психологи рассматривают процесс приобретения школьником знаний как результат активной психической деятель- ности, благодаря которой происходит упорядочение воспринимае- мой информации применительно к программе действий и к своим потребностям. В процессе учения школьник накапливает жизнен- ный опыт, сопереживает его, усваивает знания, проговаривает, структурирует их, переводя затеи_ и во внешние социальные дей- ствия и поведение. Этот процесс взаимодействия ребенка, школь- ника с объективной действительностью и овладение социальным опытом человечества контролируется и корректируется учителем в процессе учебной и внеучебной деятельности. Из курса общей психологии студенты знают, что на разных этапах возрастного развития человека его социальный опыт, сложившаяся система моральных понятий, возрастные и индивидуальные возможности усвоения знаний определяют направленность его личности, инте- ресы и потребности, склонности и способности, мотивы социаль- ных действий и поведения. Здесь необходимо подчеркнуть, что в социалистическом обществе созданы условия для всестороннего развития личности нового человека как активного деятеля соци- ального прогресса. 'Для повышения эффективности учебно-воспитательного про- цесса на всех уровнях психического развития ребенка большое значение имеет личность учителя. При изучении настоящей темы необходимо обратить внимание студентов на культуру педагогиче- ского общения учителя с учащимися. Высокая культура педаго- гического общения обеспечивает возможность эффективного уп- равления процессом психического развития ребенка и формирова- ния его личности. Эти вопросы будут подробно рассмотрены в со- ответствующих темах практикума. В качестве заданий для самостоятельной работы можно исполь- зовать психологические задачи, что позволит студентам на прак- тике применить свои знания, полученные в курсе общей психо- логии, и более четко представить себе предмет и задачи возраст- ной и педагогической психологии как самостоятельных отраслей психологии. Большую роль в совершенствовании психологических знаний студентов — будущих учителей — и формировании у них умений и навыков педагогического мастерства могут сыграть курсовые ис- следования, проводимые студентами по плану УНИРС и НИРС факультетов. Эти задания студенты выполняют самостоятельно под руководством преподавателя психологии. 26 Планы семинарских занятий Литература Первое занятие (семинарское) Возникновение и развитие возрастной и педагогической психо- логии как самостоятельных отраслей психологической науки 1. Предмет и задачи возрастной и педагогической психоло- гии. 2. История возникновения и развития возрастной и педагоги- ческой психологии (П. П, Блонский, Л. С. Выготский, С. Л. Ру- бинштейн и др.). 3. К. Д. Ушинский о роли психологических знаний для педаго- гической теории и практики. 4. Н. К. Крупская и А. С. Макаренко о значении знаний о воз- растных особенностях ребенка для педагога-воспитателя. 5. Ветви возрастной и педагогической психологии. Второе занятие (семинарское) Основные направления в развитии современной возрастной и педагогической психологии 1. Марксистско-ленинская концепция психического развития и формирования личности нового человека. 2. Проблема развития психики в трудах советских психологов (П. П. Блонского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и др.). 3. Критика биогенетического и социогенетического направле- ний в развитии возрастной и педагогической психологии. 4. Критика педологических извращений в теории и практике возрастной психологии. 5. Основные психологические теории обучения и развития в современной советской психологии. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм//Полн. собр. соч.—Т. 18.—С. 13—32, 147—154. Материалы XXVII съезда КПСС.—М.: Политиздат, 1986. Программа КПСС (Новая редакция).—М.: Политиздат, 1986. Основные направления реформы общеобразовательной и про- фессиональной школы: Документы и материалы. М.: Политиздат, 1984. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психоло- гии/Под ред. Ф. И. Иващенко, Я. Л. Коломинского.—Минск: Вышейшая школа, 1980. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения/Под ред. А. В. Петровского.—М.: Педагогика, 1979.— Т. 2.-С. 8—117. 27 Бодалев А. А., Ломов Б. Ф., Матюшкин А. М. Психологическая наука—реформе школы//Вопросы психологии.—1984.—№ 3.— С.'12—24. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Пет- ровского. — 2-е изд., испр. и перераб.—М.: Просвещение, 1979.— С. 5—20. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. Га- мезо и др.—М.: Просвещение, 1984.—С. 10—46. ', Выготский Л. С. Развитие высших психических функций.—М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. Давыдов В. В. Психологическая наука в школе/УВопросы пси- хологии.— 1982.— N» 6.—С. 21—31. Краткий психологический словарь/Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского.—М.: Политиздат, 1985. Крупская Н. К. Об учителе.—М.: Изд-во АПН РСФСР, I960.— С, 141—144; 215-326; 256—258. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии.—М.: Просвещение, 1972.—С. 5—8; 23—40. ,, Лейтес Н, С. Возрастные предпосылки умственных способно- стей/УХрестоматия по психологии/Под ред. А. В. Петровского.— М.: Просвещение, 1977.—С. 386—394. Лихачев Б. Т. Воспитание личности развитого социалистиче- ского общества и задачи педагогики и педагогической психоло- гииУУВопросы психологии. — 1984. — № 2. — С. 5—19. -^ Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы пси- хологии.—М.: Наука, 1984.—С. 77—130. Никольская А. А. Вопросы развития мышления в трудах П. П. БлонскогоУУВопросы психологии.—1967.—№ 5.—С. 89— 102. Никольская А. А. Психология обучения в трудах К. Д. Ушин- скогоУУВопросы психологии. — 1983. — № 6. — С. 92—103. Петровский А. В. Психологические взгляды П. П. Блонского// Советская педагогика.—1964.— .№ 5.—С. ИЗ—121. Пилиповский В. Я. Псевдогуманистические концепции форми- рования личности в современной буржуазной педагогикеУУСовет- ская педагогика.—1980.—№ 9. — С. 123—128. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии: Психологи- ческая наука и дело воспитания.—2-е изд.—М.: Педагогика, 1976.—С. 183—193. Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологи-• ческой науки в СССР.—М.: Педагогика, 1975.—С. 66—77; 147— 179; 252—270. Талызина Н. Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий/УХрестоматия по психологии/Под ред. А. В. Петровско- го.—М.: Просвещение, 1977.—С. 425—431. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания// Соч.—М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.—Т. 5.—С. 210—223. Маркова А. К. Актуальные проблемы педагогической психоло- гииУУВопросы психологии.— 1980.—№ 6.—С. 5—16. 28 Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания//Собр. соч. — М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.—Т. 8. Щербаков А. И., Раев А. И. Управление умственной деятель- ностью учащихся как актуальная проблема педагогической пси- хологииУуУправление умственной деятельностью и умственное раз- витие учащихся.—Л.- ЛГПИ, 1973.—С. 3—9. Ярошевский М. Г., Анцыферова Л. Н. Развитие и современное состояние зарубежной психологии.—М.: Педагогика, 1974. . Задания для самостоятельной работы Аннотирование или конспектирование литературы Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Пет- ровского.—2-е изд., испр и перераб.—М., 1979.—С. 5—20. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.—М.: По- литическая литература, 1975.—С. 235—302. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив.—М.: Политиздат, 1983. Темы рефератов или докладов 1. Актуальные проблемы педагогической психологии в свете Основных направлений реформы школы. 2. Возрастная динамика психического развития — актуальная проблема современной возрастной психологии. 3. Единство возрастной и педагогической психологии в систе- ме психологических знаний о ребенке: его развитии, обучении и воспитании. 4. Проблемы развития психики в «Педагогической антрополо- гии» К. Д. Ушинского. 5. Роль психологических концепций П. П. Блонского, Л. С. Вы- готского и С. Л. Рубинштейна в развитии возрастной и педагоги- ческой психологии. 6. Межличностное понимание и его роль в педагогическом об- щении. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|