Зеленский Валерий 'Аналитическая психология. Очерк основных положений'

Категория: Библиотека » Постъюнгианство | Просмотров: 9200



"Чувственный" тип соответственно больше распространен у женщин. Утверждение и развитие межличностных взаимодействий и отношений партнерства являются здесь главной целью. Чувствительность и отзывчивость к нуждам других являются показательной чертой, основным качеством данного типа. Самое большое удовлетворение здесь встречает переживание эмоционального контакта с другими людьми. В своем крайнем проявлении этот функциональный тип может вызвать неприязнь чрезмерным интересом, нездоровым любопытством по поводу личных дел других. О таких людях часто говорят: вечно он суется не в свои дела.

Поскольку в данном случае мышление оказывается функцией подчиненной, то и способность к абстрактному безличностному суждению у таких людей подвергается известному сомнению. Мышление как таковое здесь принимается лишь в той степени (или до той поры), в какой (или пока) оно обслуживает интересы чувственных взаимоотношений. Но сами взаимоотношения, как правило, очень неустойчивы, противоречивы, оценки постоянно колеблются, занимают крайние позиции. Мышление же служит стабилизирующим фактором.

"Ощущающий" (сенсорный) тип характеризуется отменной приспособленностью к обычной сиюминутной реальности, к "здесь и сейчас". Он охотно довольствуется жизнью в ее простейших незамысловатых проявлениях, бесхитростных формах, без каких-либо тонкостей, сложного размышления или туманно воображения. Ощущающий тип выглядит устойчивым и земным, реальным и настоящим в смысле готовности "жить" в данную минуту, но одновременно он выглядит довольно глупым. Глубинное зрение и воображение, способное "приглушать" это заземленное состояние, - продукты интуиции, выступающей в нашем случае как функция подчиненная. Ощущающий тип фактически подавляет все интуитивные проявления как нереалистические фантазии и таким образом избавляется от обременительных дрожжей внутренней неуклюжести, инертности.

"Интуитивный" тип мотивируется главным образом постоянным потоком новых видений и предчувствий, проистекающих из его активного внутреннего восприятия. Все новое и возможное, непонятное и другое, отличное являются приманкой для данного типа. В отличие от предыдущего он как бы развернут во времени, ведь все вещи имеют свое прошлое и будущее. Они откуда-то появляются и куда-то уходят, о чем с уверенностью говорить порой трудно. Так вот интуиция и есть некое свидетельство о прошлом и будущем этих вещей. Данная функция позволяет видеть круглые углы: живя в четырех стенах и выполняя рутинную работу, к интуиции прибегают редко, но она очень нужна, скажем, при охоте в тайге на медведя. Предчувствие в таком деле может стоить жизни. Везде, где бессильны понятия и оценки, мы целиком зависим от дара интуиции. Это особый вид восприятия, не ограниченного органами чувств, но проходящего через сферу бессознательного. Интуитивный тип чаще ухватывает слабые связи между вещами, которые для других кажутся несвязанными и чуждыми. Его разум работает скачкообразно и быстро, трудно проследить его действие. Если попросить действовать его более медленно, он может раздражаться и посчитать своих собеседников тугодумами и тупицами. Ему попросту трудно действовать медленнее. Слабость данного типа заключается в его бедной связи с реальностью, настоящим. Ощущение как психическое свойство у него подчинено и подавлено. Превращение возможности в действительность весьма затруднено, путь вспышки интуитивного прозрения в общепринятую точку зрения оказывается тягостным и обременительным занятием для интуитивиста. В реальной жизни такой человек зачастую остается непонятным окружающим, и его прозрения, если в результате они оказываются конструктивными, должны терпеливо разрабатываться другими людьми. Функциональные типы в чистом виде - по крайней мере в том, как они описаны здесь, - встречаются крайне редко. Обычно развитие вспомогательной функции смягчает и модифицирует остроту проявления описанных выше характеристик. Но и это еще не все, поскольку согласи установочному типу каждая из функций может быть ориентиров на либо экстравертно, либо интровертно. В результате мы имеем восемь возможных типов, впечатляюще описанных в шестом томе Собрания сочинений К. Г. Юнга "Психологические типы".

В идеале индивид должен полноценно владеть всеми четырьмя функциями (в расширенном виде восемью) с тем, чтобы давать соответствующий адекватный ответ на любые жизненные запросы. К сожалению, в действительности это недостижимо, хотя и остается желанной целью, идеалом, определяя, таким образом, одну из главных задач аналитической психотерапии: привести к сознанию данное положение вещей и помочь в развитии подчиненных, угнетаемых, неразвитых функций с тем, чтобы достичь психической целостности.

Различия в типе могут лежать в основе трудностей, возникающих в межличностных отношениях. Как правило, большинство супружеских конфликтов связано с различиями в психологических типах. Знание своей собственной типологической особенности вместе с осознанием того, что все существующие типы равноценны между собой, зачастую могут помочь соотнести свои собственные личностные реакции с реакциями других и привести к более ясному и плодотворному человеческому взаимоотношению.
Какабадзе В. Л. Теоретические проблемы глубинной психологии, с. 92
JungС. G. II Psychology and Education. 1969. p. 71; КДД, с. 89; CW 17, par. iQ^
Д. Кэмпбелл. Жизнеописание Юнга. // К. Г. Юнг. Тавистокские лекции. 1995, с. 213.
Ellenberger. The Discovery of the Unconscious. 1970, p. 702-3.
Проблема психического развития человека

В прологе к своей автобиографической книге "Воспоминания, сновидения, размышления" Юнг размышляет о специфике человеческого бытия и говорит, что, "подобно другому существу, человек есть сколок бесконечного божественного проявления, но в то же время отличается от животного, растения или камня". Что же отличает человека от остального мира? Рефлектирующее сознание, - говорит Юнг. "Именно благодаря своему рефлективному дару человек восстал из животного царства и своим разумом продемонстрировал, что природа выдала наивысшую награду на развитие сознания".[19]

"Правда, мы не знаем, сколь далеко простирается этот процесс осознания, - продолжает Юнг, - и куда он ведет. Это новый элемент в истории творения, и нет обозримых параллелей этому. Нам также неведомо будущее homo sapiens".[20]

Место человека в структуре мироздания, по Юнгу, выглядит следующим образом: "...существует большое внешнее и большое внутреннее, между этими двумя полюсами находится для меня человек".[21]

В данном случае внешний мир - это коллективное сознание, конкретный мир настоящего, прошлого и будущего. Внешний мир представлен двумя измерениями - вертикальным и горизонтальным. Вертикаль - это духовный мир, сфера культуры, здесь зафиксирована определенная ступень развития человека или общества, их религиозные, этические, эстетические и философские нормы и ценности. Горизонталь - внешняя физическая данность, непосредственная реальность, постигаемая с помощью органов чувств. Внутренний мир связан с бессознательным началом, с живой психикой и всем субъектным миром, из которых вырастают сознательная психика и сама личность.

"Психологическое развитие" и есть прогрессивное возникновение и дифференциация эго или сознания из первоначального бессознательного. Само по себе бессознательное не "склад ненужных вещей", куда эго отправляет мешающие ему психические содержания, как считал Фрейд, а "процесс". Так что психика меняются и развивается в результате взаимоотношений эго с содержаниями бессознательного. Данный процесс изменения и развития продолжается в течение всей жизни человека. В отличие от физического развития здесь не существует момента, когда можно было бы выявить - стоп, вот здесь достигнуто полное психическое развитие. Хотя условно, из описательных соображений, можно различать отдельные стадии развития психики, в действительности же одна стадия перетекает в другую в едином неразличимом потоке.

В начальной фазе эго практически несамостоятельно и обладает весьма слабой автономией. Оно находится главным образом в состоянии идентификации, отождествления с реальной психикой внутри и внешним миром (грудь матери, мать, игрушки и пр.) снаружи. Эго пребывает в мире архетипов и не различает сколько-нибудь ясно разницу между внутренними и внешними объектами. Эта ранняя стадия развития эго вслед за Леви-Брюлем была названа "мистическим участием" [22] и в равной степени ее можно наблюдать как у детей, так и у дикарей [23]

Это состояние магической сопричастности эго своему окружению и истолкования этого окружения. Здесь разница между эго и не-эго плохо различима. Внутренний и внешний миры переживаются как единая целостность. Как и для дикаря, для ребенка нет в этих мирах ничего случайного. Овладевший речью малыш говорит о себе в третьем лице, оборачивается на собственный пукиш и т.п. Такое примитивное состояние мистического участия в ярких формах реализуется в явлении психологии толпы, в которой индивидуальное сознание, рефлектирующее, ответственное начало личности, оказываются временно заслоненным отождествлением с динамикой коллективного поведения.

Затем следует рождение эго из бессознательного, появление индивидуальной психики. Здесь мы наблюдаем последовательное отделение от мира родителей и различение мужского и женского начала. Наступает идентификация с полом, и появляются первые дихотомические структуры: свет - темнота, хорошее - плохое. Но в этих дихотомиях господствуют материнский принцип, женское начало. Мы наблюдаем правящую психическую сущность - великую мать. На этой стадии мужской принцип выражен еще слабо. Следствием этого этапа является известное наблюдение психологов, что девочки развиваются быстрее.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Юнг Карл Густав. Психологические типы.
  • Аналитическая психология; Analytical psychology; Analytische Psychologic
  • Зеленский В. Словарь аналитической психологии.
  • Аналитическая психология К. Г. Юнга
  • Психоанализ; Psychoanalysis; Psychoanalyse
  • Стенфорд Дроб. Каббалистическое видение – Юнг и каббалистический мистицизм
  • Юнг Карл Густав - Либидо, его метаморфозы и символы
  • Представление о психическом развитии в аналитической психологии
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Юнг Карл Густав. Работы по психиатрии. Психогенез умственных расстройств.
  • Глубинная психология; Depth psychology; Tiefenpsychologie
  • Анализ; Analysis; Analyse
  • Шизофрения; Schizophrenia; Schizophrenic
  • Брак; Marriage; Ehe; Hochzeit
  • Фантазия; Fantasy; Phantasie
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Психическое; Psyche; Психика; Псюхе
  • Теория; Theory; Theorie
  • Юнг Карл-Густав. О психологии восточных религий и философий
  • Лечение; Cure; Kur
  • Как работать с переносом в аналитической психологии Юнга. Винер Дж. Противоречивое отношение Юнга к переносу. В наследство современным аналитическим психологам
  • Зеленский В.В. - Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий
  • Кембриджское руководство по аналитической психологии
  • Мораль; Morality; Moral
  • Вина; Guilt; Schuld
  • Миф; Myth; Mythos
  • Родительский комплекс; Parental complex; elterlich Komplex
  • Либидо; Libido
  • Коллективное бессознательное; Collective Unconscious; Kollectives Unbewusstes
  • Эрос; Eros
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Логос; Logos
  • Саморегуляция психического; Self-regulation of the Psyche; Selbstregulatorische Funktion der Psyche
  • Интеграция; Integration
  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • Инстинкт смерти; Death instinct; Todestrieb
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Противоположности; Opposites; Gegensatze
  • Горнева О.А. Использование танцевально-двигательной терапии в работе с символом лабиринта
  • Живопись; Painting; Malere
  • Эго; Ego; Ich
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Юнг К.-Г. Психология и религия.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Моаканин Радмила - Психология Юнга и буддизм
  • Апперцепция; Apperception; Apperzeption
  • Энергия психическая
  • Самость; Self; Selbst
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Подчиненная функция; Inferior function; Minder-wertige Funktion



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь