Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Карпинский К.В. Человек как субъект жизни. | Общая психология | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 7 страница



Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 25918

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Субъектность необходимо исследовать как специфический способ детерминации активности в условиях человеческой психики. Это значит, что субъектность «амплифицирована» регуля-торными возможностями таких интегральных психических образований человеческой психики, как сознание и личность. Без этих сопутствующих атрибутов, то есть без сознания и вне личности, феномен субъекта в реальности не встречается. В функциональном плане трудно определить, чем в большей степени - регуля-торными функциями сознания или личности - обусловлена субъектность. Ясно одно: сознание и личность невозможно разорвать, разложить и помыслить отдельно друг от друга в становлении субъектности. Однако не следует забывать, что субъект первично все же является проявлением человеческой личности, которая владеет и распоряжается человеческим сознанием. «Субъект и его психика суть одна единая система, а не две. Субъектом является не психика человека, а человек, обладающий психикой, не те
29
или иные психические свойства или вообще формы активности, а сам человек - деятельный, общающийся и т.д.» [59, с. 31]. Поэтому функциональное соотношение личности, сознания и субъекта может быть зафиксировано следующей формулой: выступая в качестве субъекта, личность так распоряжается регуляторными функциями сознания, чтобы оптимизировать психическую регуляцию своей деятельности. Другими словами, в процессе самодетерминации сознание эксплуатируется личностью как средство или способ управления реализуемой деятельностью.
Неоспоримым представляет факт, что субъектность, равно как и личность, является культурно-исторической по своему происхождению высшей психической функцией, а точнее - интегрированной системой функций. Не подлежит сомнению также то, что становление субъекта в процессе индивидуального развития всегда синхронизировано с формированием личности и составляет одну из граней личностного развития. В этой связи думается, что механизмы и движущие силы развития субъекта идентичны таковым в психическом развитии личности. Личность как субъект раскрывается как системообразующая высшая психическая функция, при посредничестве которой систематизируются, объединяются, консолидируются все психические процессы, свойства и состояния. Можно предполагать, что указанные закономерности находят свое проявление не только в индивидуальном жизненном пути, но также воплощаются в антропогенезе, в истории развития собственно человеческих форм психического отражения и регуляции.
Так, личность как системное сверхчувственное качество человека возникает и эволюционирует в антропогенезе в связи с усложнением форм активности индивидов. Историческое развитие субъекта конвергирует с процессом исторического развития личности и прогрессирует в связи с объективной необходимостью человека овладеть своей активностью, а через нее - установить господство над своей средой [1; 141]. Эта закономерность органично вписывается в общие тенденции эволюции активности живых существ и форм психического регулирования. Активность в философии и психологии трактуется как всеобщее свойство живых организмов, приспосабливающее их к определенной среде. Живые существа нуждаются в активности для установления и поддержания жизненных связей со средой обитания. Источник активности лежит в потребностях живого организма в определенных благах, расположенных вне самого организма. Окружаю-
30
щая среда сама не «транспортирует» живому организму все необходимые для его жизни блага. В процессе активного приспособления к среде живое существо либо эволюционирует само, либо преобразует собственную среду обитания. Достать жизненно необходимые блага живой организм может только путем активной аккомодации к среде или активной трансформации этой среды под свои нужды. В результате этих изменений живое существо получает доступ к благам, поэтому активность неизменно служит адаптации и воспроизведению его жизнедеятельности.
Фундаментальной закономерностью эволюции является зависимость характера активности живого существа от особенностей среды его проживания [68; 74; 135]. По ходу биологической эволюции видов вместе с усложнением среды обитания эволюционировали формы активного приспособления особей к новым свойствам среды. Параллельно шло развитие регуляторных механизмов, обеспечивающих активность живых существ. Психическое отражение с имманентно присущими ему регуляторными возможностями также зародилось в связи с переходом живых существ из гомогенной в гетерогенную среду, в которой стала необходимой предварительная поисковая ориентировка в местоположении насущных благ. В сложно организованной гетерогенной среде, где блага раскиданы неравномерно, добыть их возможно только с помощью психического отражения. В этом объективно заключалось приспособительное значение психических механизмов регуляции активности [135]. Качественный поворот в развитии форм адаптивной активности произошел в той временной точке, когда в мир народился человек. С этого момента закономерности биологической эволюции уступают место закономерностям социальной истории. Особенностью активности человека является сотворение «второго мира» или «мира человека» - социокультурной среды, в которой преимущественно и протекает человеческая жизнедеятельность. Если живые существа уподобляются среде обитания и таким образом достигают с ней динамического равновесия, то человек изменяет и таким образом уравновешивает среду со своими потребностями.
В контексте настоящего исследования важно подчеркнуть, что проживание человека в социальной среде наложило глубокий отпечаток на его природу и характер его активности. Вместе с раздвоением среды обитания человека произошло удвоение природы человека, который стал биосоциальным существом. Объективно изменились и психологические механизмы детерминации
31
его активности: возможности натуральных психических функций мозга были усилены культурно-историческими орудиями психической деятельности. Культурные по происхождению высшие психические функции открыли человеку возможность овладения своей активностью и ее сознательного воспроизводства [72]. Это закономерно повлекло качественный прирост возможностей человека в освоении его жизненной среды. Именно в исторические закономерности развития высших психических функций человека необходимо вписывать психологический феномен субъектности.
Субъект - продукт культурно-исторического развития человека, а субъектность - это высшая психическая функция, которая опосредует овладение человеком собственной активностью. Можно утверждать, что субъектность как психологический феномен возникает на определенном этапе истории в связи с крутым изменением обстоятельств жизнедеятельности человека. Это изменение интимно связано с переходом человека от приспособительного к преобразующему образу жизни. В рамках последнего заостряется объективная необходимость человека в полном владении процессами собственной активности: ведь именно посредством этой активности человек преобразует мир. И чем полнее человек способен контролировать свою активность, тем успешнее он в своих усилиях преобразования мира. Вопрос же о полноте контроля человека над собственной активностью есть вопрос о качестве психологических механизмов регуляции этой активности.
Немаловажную роль в происхождении субъекта сыграла усиливающаяся по ходу истории атомизация общества и эмансипация индивида от группы. Разъединение тесных биологических связей, которые соединяли индивидов на ранних ступенях развития общества, привело к замене группового субъекта индивидуальным. Вырвавшемуся из тесных пут рода индивиду пришлось самому строить свои отношения с миром и, следовательно, быть автономным субъектом активности. Адаптационный ресурс субъектности в том, чтобы автономизировать человека как носителя активности, перевести его взаимодействие со средой в систему «один на один». А для этого потребовалось развитие особых культурно-исторических образований психики, позволяющих человеку полностью детерминировать свою активность. Поэтому субъектность как качественную ступень психической регуляции активности следует рассматривать как адаптационное приобретение человеческой психики в конкретных исторических
32
обстоятельствах. Где-то среди этих исторических закономерностей филогенеза психики притаился ответ на вопрос о человеке не только как о субъекте деятельности, но также как о субъекте жизненного пути. На определенном этапе истории человек сталкивается с необходимостью самостоятельно определять свою судьбу, поскольку ни биологическая программа жизнедеятельности, ни общество уже не диктуют ему готовых решений. С этого времени проблему собственной судьбы человек начинает решать сам как субъект активности в масштабе времени жизни. В настоящем исследовании не стоит задача отследить филогенетический момент возникновения и развития субъектности на протяжении человеческой истории. Предложенная эволюционная увертюра призвана привлечь внимание к тому факту, что субъект как инстанция психической регуляции активности человека является культурной по генезису высшей психической функцией. Задача исследования скромнее: определить психологическую сущность того уровня регуляции активности, который обычно обозначают понятиями «субъект» и «субъектность».
Эту исследовательскую задачу представляется целесообразным раздробить на ряд подчиненных задач. Первая задача заключается в том, чтобы раскрыть специфику свойственных человеку различных видов активности. Вторая задача состоит в том, чтобы с психологической стороны охарактеризовать деятельность человека как универсальную интегральную форму его активности. Только опираясь на эту характеристику, можно продвигаться дальше к проблеме субъекта: ведь человек как субъект присваивает не всякий вид активности, а именно активность в форме деятельности. Отсюда можно заключить, что психология человека как субъекта подстроена именно под психологические свойства деятельности. Психологические характеристики деятельности -«указатели» на пути к психологии субъекта. Третья задача выражается в том, чтобы найти то звено психической регуляции деятельности, которое специализируется на функциях присвоения и изменения деятельности. Поиск этого звена психической регуляции - поиск психической инстанции, каковой является субъект. И наконец, последняя задача заключается в выяснении психологического содержания тех процессов, в ходе которых деятельность дается субъекту.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Богуславский. Психология как наука.
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Ермакова П.Н., Лабунской В.А. Психология личности. Под редакцией
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Марцинковская Т.Д. История психологии
  • А.А. Ткаченко. «Дело жизни» как научное понятие или первопричина жизни личности. - А. Ткаченко
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Личность; Person; Personlichkeit
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Главный Редактор. Профессиональное саморазвитие воспитателя
  • Тхостов A.Ш. Топология субъекта (опыт феноменологического исследования).
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • О концептах авторитарной и тоталитарной личности
  • Тхостов A.Ш. Топология субъекта (опыт феноменологического исследования).
  • Левченко Ольга Сергеевна. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
  • Мистическое соучастие; Participation mystique
  • Хохлова Л. П. Трансдисциплинарный холодинамический подход к структуре личности
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Рамиль Гарифуллин. Рамиль Гарифуллин. Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция. Психология обмана, манипуляций, кодирования
  • Павел Пономарев. Влияние личности руководителя на личностные трансформации подчиненных
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Роджерс К. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Назарова И.Э. Защитные механизмы.
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь