|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379380
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Возможно, вам приходилось слышать, что вся психология заключается просто-напросто в «здравом смысле». Да и результаты психологических исследований порой действительно кажутся самоочевидными с точки зрения «здравого смысла». Тем не менее все выводы, сделанные психологами, должны быть строго научно обоснованными. И психологи всех направлений прибегают к самым разным методам для подтверждения справедливости своих выводов. Кроме того, психология, будучи одной из социальных наук, неизбежно соприкасается с другими научными дисциплинами, вследствие чего во многих психологических исследованиях в той или иной степени присутствует стремление применять методы естественных наук. Тем не менее, как вы сами понимаете, не так-то просто «измерить» человеческое поведение. И если в области естественных наук точное вычисление веса тех или иных тел или определение их химического состава не представляет особых трудностей, то перед психологами стоят задачи значительно более сложные, например: оценить чувства, выявить те или иные мотивы, определить, насколько человек способен приспособиться к ситуации или измениться. Все это накладывает на методы, используемые в психологии, определенные ограничения; поэтому обращайте особое внимание на предупреждения, помещаемые в конце соответствующих разделов. Наблюдение Под наблюдением подразумевается восприятие поведения людей с последующей фиксацией происходящих событий. Психолог при этом не вмешивается в действия людей, за которыми он наблюдает. Иногда наблюдение необходимо производить незаметно, поскольку поведение людей может измениться, если им станет известно, что за ними наблюдают. Запись результатов наблюдений должна быть строго фактологической. Психологи просто фиксируют то, что видят и слышат, не делая никаких выводов и никак не интерпретируя происходящее. Например, если кто-то смеется, психолог просто отмечает сам факт смеха. При этом не выдвигается никаких предположений о причине этого смеха. С помощью одного лишь наблюдения нельзя определить, был этот смех вызван чем-то забавным, чувством радости и удовольствия, нервозностью или попыткой скрыть страх. Наблюдение: целенаправленное, обусловленное определенными задачами восприятие психических явлении. Метод наблюдения — самый важный метод в работе психолога. Внимание! Остерегайтесь поспешных заключений, сделанных на основе одних лишь наблюдений. Просто наблюдаемое поведение объяснению не поддается, поскольку наблюдение само по себе никакой интерпретации не предполагает. Допустим, вы заметили, что в некоем городе большинство мужчин предпочитают носить бороду. Исходя из этого вы можете сделать только тот вывод, что в этом городе много бородатых мужчин. Причин этого явления может быть множество. Быть может, бороды в моде, или женщины предпочитают бородатых мужчин, или бритвы дороги. А может быть, всех этих мужчин пробуют на роль Санта-Клауса. Перечень возможных причин может занять все оставшееся место в этой книге. Допустим теперь, что вы увидели, как женщина поднимает бумаги на столе и смотрит, что под ними. Затем она вытирает стол ладонью. Какое на этом основании можно сделать заключение? Ищет ли она какой-либо мелкий предмет, стирает пыль или пятно? Если вы хороший наблюдатель, то вы воздержитесь от каких-либо выводов. Вы просто отметите то-то и то-то в ее поведении. Упражнение 1.3 Не приходилось ли вам слышать анекдот про психолога и лягушку? Психолог наблюдает за реакцией лягушки на звон колокольчика. Экспериментатор звонит в колокольчик, лягушка подпрыгивает. Психолог тут же записывает, что лягушка подпрыгнула. Затем ученый отрезает одну из лапок лягушки и снова звонит в колокольчик. Лягушка подпрыгивает. Вторая лапка отрезана, и колокольчик опять звенит. Психолог снова отмечает прыжок лягушки. Затем он отрезает третью лапку. Лягушка снова подпрыгивает в ответ на звонок. Экспериментатор регистрирует ее поведение. Наконец психолог отрезает четвертую лапку и опять звонит в колокольчик. Лягушка не двигается. Психолог записывает: «После отсечения четвертой лапки у лягушки слабеет слух». Подвергните критике заключение психолога, опираясь на только что пройденный материал. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Метод анализа конкретных ситуаций Изучение конкретной ситуации или конкретного случая подразумевает всестороннее исследование: использование тестов, изучение биографий, проведение собеседований и т. п. Метод анализа конкретных ситуаций* используется, главным образом, психотерапевтами и психологами-исследователями. Также часто применяется при отборе кандидатур на ответственную должность. Это очень дорогостоящий метод, требующий много времени и сил. Проводится в несколько приемов. * Название метода конкретных ситуаций происходит от англ. «case study» — «изучение случая»; в медицинской практике этому термину соответствует понятие «анамнез» — обстоятельный анализ личности на основе тестов, изучения биографии и собеседования. (Прим. ред.) Рис. 1.2. Иной раз при наблюдении трудно удержаться от поспешных выводов. Психологи, как правило, начинают с изучения биографических данных, имеющих непосредственное отношение к проблеме. Если объектом исследования является ребенок, психологи обычно беседуют с его родителями, а также с учителями и другими лицами, хорошо знающими ребенка. Затем, после устного опроса самого обследуемого, приступают к обширному тестированию. Тесты назначаются в зависимости от типа проблемы, уровня умственного развития, способностей, успехов, особенностей восприятия и черт характера тестируемого. Для выработки рекомендаций, помогающих справиться с проблемами, используются оценки результатов тестов, биографические данные и информация, полученная в результате собеседований. Рекомендации могут включать в себя предложения применить ту или иную форму психотерапии, сменить место учебы или работы, избрать новое направление занятий на досуге или уделить больше внимания общению с друзьями, знакомыми или членами семьи. Внимание! Метод анализа конкретной ситуации позволяет выявить весьма ценную информацию о человеке, проходящем обследование. Однако, поскольку каждая личность уникальна, нельзя применять результаты, полученные при обследовании одного человека, к другим. Например, если некий Бильбо, будучи ребенком, еженедельно посещал концерты и у него развился значительный интерес к сочинению музыки, то из этого вовсе не следует, что другие дети, еженедельно посещающие концерты, тоже захотят сочинять музыку. Точно так же по-разному реагируют дети на алкоголизм родителей, семейные ссоры, жестокое обращение со стороны взрослых и прочие экзогенные влияния. Опрос: метод изучения поведения определенных групп людей. Опрос Вас когда-нибудь спрашивали по телефону, какую программу телевидения вы в данный момент смотрите? Или, быть может, вы находили приложенные к купленному бытовому прибору опросные листы? Подобные анкеты могут содержать вопросы совершенно неординарные: вас могут спрашивать и о том, сколько ванных комнат в вашем доме, и о том, сколько времени вы тратите на отдых. И в том и в другом случае это означает, что кто-то проводит опрос общественного мнения. Быть может, вы попробуете теперь вспомнить, как вы ответили на эти вопросы, если и вообще отвечали на них. Целью социологического опроса.является определение предпочтений в поведении больших групп людей. Конечно же, опросить каждого человека невозможно, поэтому психологи работают только с определенной выборкой. Выборка может включать в себя половину опрашиваемой группы или всего лишь 5-10 %. Если выборка охватывает лишь небольшую часть группы, то отбор должен производиться особенно тщательно. Должны быть приняты все меры предосторожности, для того чтобы выборка обладала теми же существенными свойствами, что и вся группа, которую эта выборка представляет. Например, администрация колледжа хочет выяснить отношение студентов к тенденции преподавателей завышать оценки. Допустим, администрация намерена опросить только 10 % студентов. В таком случае если в колледже обучается равное количество студентов мужского и женского пола, то этот факт следует учесть при составлении выборки. Подобным же образом выборка должна учитывать распределение студентов по уровням академической успеваемости и возрастным группам. Еще более важно, чтобы оценки студентов, попавших в выборку, отражали соотношение отличников, троечников и двоечников по всему колледжу в целом. Возьмем для примера колледж со стобалльной системой оценивания успеваемости и предположим, что график распределения оценок представляет собой нормальную кривую, как показано на рис. 1.4, хотя в действительности такое идеальное распределение бывает весьма редко. Тем не менее предположим (для простоты), что большая часть студентов колледжа со стобалльной системой оценивания имеет баллы в пределах от 60 до 80. При этом одинаковое число студентов имеют Выборка: группа людей, отобранных для опроса согласно определенным характеристикам. Кривая нормального распределения Кривая, имеющая вид колокола Репрезентативная выборка: группа людей, в которой равномерно представлено все исследуемое сообщество. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|