Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52241
Автор: Леонова А.В., Чернышева О.В.
Название: Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 27
Одной из трудностей, возникающих при обсуждении вопроса о влиянии новых технологий на качество работы, является отсутствие четкого определения самого термина QWL, что часто ведет к его неправильному пониманию (Evans, 1982; Roe, I982). De Galan с сотрудниками (1980) пытаются проанализировать проблему улучшения качества работы с различных точек зрения, таких, как физические условия труда, содержание задач, участие работников в принятии решений внутри организаций и др. От внедрения новых технологий можно ожидать как положительное влияние на некоторые аспекты качества работы (например, благодаря дистанционному управлению, уменьшаются дискомфорт и риск в работе), так и появление негативных эффектов (например, из-за высокой степени автоматизации, оператор фактически превращается в пассивного наблюдателя). В данной работе, используя положения концепции качества работы, мы сконцентрируем внимание, главным образом, на оценке содержания задач и их''мотивирующих" возможностях. Некоторые следствия для методологии анализа задач Во втором разделе были рассмотрены четыре концептуальных основания, используемые для анализа трудовых задач. Существующие методы анализа, такие, как уже упоминавшаяся анкета PAQ (МсСог-mick et aL, 1972) или "Рабочий метод дня анализа деятельно-cTHJJ(Arbeitswissenschhaftliche Erhebungsverfahren zur Tatigkeitsanaly-se, сокращенно АЕТ; Rohmert & Landau, 1983), попадают в категорию моделей "описания поведения11. Подобные опросники обычно бывают достаточно длинными и содержат множество вопросов о том, как при использовании наличных средств человек воздействует на предмет своего труда. Например, опросник АЕТ включает 216 пунктов, связанных с оценкой объектов труда, рабочих ресурсов, условий работы, трудовой задачи и производственных требований. Rohmert & Landau (I983) отмечают, что АЕТ может применяться в целях проектирования деятельности, организации режима труда и отдыха, отбора кадров, оценки и вознаграждения труда. Однако, как уже отмечалось, внедрение новых технологий обусловливает сдвиг в сторону преимущественного использования интеллектуальных навыков по сравнению с моторными. Соответственно, возникает потребность в методах анализа задач, в большей степени ориентированных на непосредственную оценку когнитивных процессов, лежащих в основе реализации профессиональных навыков, па сравнению с такими традиционными опросниками, как PAQ или АЕТ. Представляется, что методы, относящиеся к категории "анализ требований к поведению", наиболее соответствуют поставленным целям. 28 Кроме того, распространение новых технологий параллельно сопровождается улучшением качества работы. По-видимому, определение приоритетов в типе ответных реакций исполнителей приводит к разработке методов анализа, попадающих в категорию "выделение характеристик задачи". В связи со сказанным выше мы сначала рассмотрим методы анализа задач с точки зрения особенностей выполнения человеком деятельности и эффективности работы системы в целом* то есть с позиции того, чем эти методы могут быть полезны дня разработки программ обучения и тренировки, оптимизации интерфейса в системе "человек-машина11, предупреждения ошибок и т.п. А затем будут обсуждены мотивационные характеристики задач в рамках концепции качества работы. Анализ задач и выполнение деятельности По-видимому, наиболее трудным моментом для анализа задач по показателям выполнения деятельности с помощью современных компьютерных средств является переход от внешнего, доступного наблюдению поведения человека к его скрытым, внутренним формам, С точки зрения методологии анализа задач это означает, что группа методов "описания поведения" не вполне соответствует этим целям, так как она в большей степени ориентирована на анализ внешних поведешеских проявлений. При подходе, основанном на анализе требований к поведению, внимание фокусируется на интеллектуальных процессах, опосредующих связь посгутакшщх стимулов и внешних реакций. Так, в обзоре работ по анализу стратегий выполнения задач (Fleishman & Quain-tance, 1984) были выделены 24 "функции1* задачи (например, осуществить кратковременное запоминание), отражающие опосредующие процессы при реализации делена прав ленного поведения. Это направление исследований основывается на работах Miller (1973), В ранней попытке обобщения подобного рода МШег выделил 10 функций задачи, начиная с "образа цели" и заканчивая "механизмами двигательного ответа11, В качестве промежуточных функций сюда включены "фильтрация шума", "поиск и обнаружение" и тл. В более позднем варианте был предложен дафференцированнъш перечень из 24 функций. В виде динамических диаграмм* описанных на языке системы, эти функции могли бы отражать цепь последовательных трансформаций от момента поступления информации до получения конечного результата (см. Fleishman and Quaintance, 1984), Miller также развил представление о стратегиях выполнения задания в соответствии с выделенными им функциями, которые осуществляются оператором для достижения высокого качества исполнения, например стратегии осуществления функции "обнаружение*1, основанной на психологических принципах, таких, как вычленение фигу- 29 ры из фона и т.п. Эти стратегии могут быть закреплены в процессе специальной тренировки, способствующей улучшению навыков у исполнителя, например, за счет уменьшения степени сознательного контроля за исполнением элементарных действий. МШег апробировал данный подход на практике при анализе некоторых видов труда, С целью выявления оптимальных стратегий выполнения задания при высокой степени сформированное™ навыков, он выделял наиболее важные, включенные в реализацию определенной работы функции задачи. Оценивая подход, основанный на анализе стратегии выполнения задачи, Fleishman & Quaintance (1984) отметили, что предложенная описательная схема весьма полезна при системном проектировании и, кроме того, она дает возможность достичь более высокого уровня исполнения в результате специального обучения- Однако в отношении данного подхода отмечаются и некоторые методологические трудности. Отсутствует информация о надежности использования этой схемы для категоризации выполнения задач человеком разными экспертами. Более того» некоторые из выделяемых функций представляются частично совпадающими- Тем не менее в предложенной схеме даны способы описания функций, связанных с протеканием процессов по переработке информации, и выявления сочетающихся с ними стратегий исполнения, что весьма ценно при анализе задач, осуществляемых, главным образом, за счет когнитивных операций. Для анализа скрытого от наблюдения поведения предлагаются и другие методические схемы, базирующиеся на анализе процессов переработки информации. Например, Hollnagel и др. (1981) разработали методику для характеристики различных внутренних механизмов по обработке поступающей информации. В предложенной ими схеме различаются три уровня поведения: уровень навыков {использование хорошо освоенных стереотипов поведения), уровень правил (использование набора правил и знаний о том, как следует себя вести), уровень знаний (необходимость проверить функциональное понимание при каузальной дедукции и планировании). Следует подчеркнуть, что уровень поведения, привлекаемый для реализации определенной деятельности, зависит от степени квалифицнгроватюсти исполнителя. То, что опытным человеком выполняется на уровне стереотипа, может потребовать осознанного планирования и контроля у неопытного исполнителя. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|