Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. | Бизнес-психология | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 7 страница



Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52241

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

27
Одной из трудностей, возникающих при обсуждении вопроса о влиянии новых технологий на качество работы, является отсутствие четкого определения самого термина QWL, что часто ведет к его неправильному пониманию (Evans, 1982; Roe, I982).
De Galan с сотрудниками (1980) пытаются проанализировать проблему улучшения качества работы с различных точек зрения, таких, как физические условия труда, содержание задач, участие работников в принятии решений внутри организаций и др. От внедрения новых технологий можно ожидать как положительное влияние на некоторые аспекты качества работы (например, благодаря дистанционному управлению, уменьшаются дискомфорт и риск в работе), так и появление негативных эффектов (например, из-за высокой степени автоматизации, оператор фактически превращается в пассивного наблюдателя).
В данной работе, используя положения концепции качества работы, мы сконцентрируем внимание, главным образом, на оценке содержания задач и их''мотивирующих" возможностях.
Некоторые следствия для методологии анализа задач
Во втором разделе были рассмотрены четыре концептуальных основания, используемые для анализа трудовых задач. Существующие методы анализа, такие, как уже упоминавшаяся анкета PAQ (МсСог-mick et aL, 1972) или "Рабочий метод дня анализа деятельно-cTHJJ(Arbeitswissenschhaftliche Erhebungsverfahren zur Tatigkeitsanaly-se, сокращенно АЕТ; Rohmert & Landau, 1983), попадают в категорию моделей "описания поведения11. Подобные опросники обычно бывают достаточно длинными и содержат множество вопросов о том, как при использовании наличных средств человек воздействует на предмет своего труда. Например, опросник АЕТ включает 216 пунктов, связанных с оценкой объектов труда, рабочих ресурсов, условий работы, трудовой задачи и производственных требований. Rohmert & Landau (I983) отмечают, что АЕТ может применяться в целях проектирования деятельности, организации режима труда и отдыха, отбора кадров, оценки и вознаграждения труда.
Однако, как уже отмечалось, внедрение новых технологий обусловливает сдвиг в сторону преимущественного использования интеллектуальных навыков по сравнению с моторными. Соответственно, возникает потребность в методах анализа задач, в большей степени ориентированных на непосредственную оценку когнитивных процессов, лежащих в основе реализации профессиональных навыков, па сравнению с такими традиционными опросниками, как PAQ или АЕТ. Представляется, что методы, относящиеся к категории "анализ требований к поведению", наиболее соответствуют поставленным целям.
28
Кроме того, распространение новых технологий параллельно сопровождается улучшением качества работы. По-видимому, определение приоритетов в типе ответных реакций исполнителей приводит к разработке методов анализа, попадающих в категорию "выделение характеристик задачи". В связи со сказанным выше мы сначала рассмотрим методы анализа задач с точки зрения особенностей выполнения человеком деятельности и эффективности работы системы в целом* то есть с позиции того, чем эти методы могут быть полезны дня разработки программ обучения и тренировки, оптимизации интерфейса в системе "человек-машина11, предупреждения ошибок и т.п. А затем будут обсуждены мотивационные характеристики задач в рамках концепции качества работы.
Анализ задач и выполнение деятельности
По-видимому, наиболее трудным моментом для анализа задач по показателям выполнения деятельности с помощью современных компьютерных средств является переход от внешнего, доступного наблюдению поведения человека к его скрытым, внутренним формам, С точки зрения методологии анализа задач это означает, что группа методов "описания поведения" не вполне соответствует этим целям, так как она в большей степени ориентирована на анализ внешних поведешеских проявлений.
При подходе, основанном на анализе требований к поведению, внимание фокусируется на интеллектуальных процессах, опосредующих связь посгутакшщх стимулов и внешних реакций. Так, в обзоре работ по анализу стратегий выполнения задач (Fleishman & Quain-tance, 1984) были выделены 24 "функции1* задачи (например, осуществить кратковременное запоминание), отражающие опосредующие процессы при реализации делена прав ленного поведения. Это направление исследований основывается на работах Miller (1973), В ранней попытке обобщения подобного рода МШег выделил 10 функций задачи, начиная с "образа цели" и заканчивая "механизмами двигательного ответа11, В качестве промежуточных функций сюда включены "фильтрация шума", "поиск и обнаружение" и тл.
В более позднем варианте был предложен дафференцированнъш перечень из 24 функций. В виде динамических диаграмм* описанных на языке системы, эти функции могли бы отражать цепь последовательных трансформаций от момента поступления информации до получения конечного результата (см. Fleishman and Quaintance, 1984),
Miller также развил представление о стратегиях выполнения задания в соответствии с выделенными им функциями, которые осуществляются оператором для достижения высокого качества исполнения, например стратегии осуществления функции "обнаружение*1, основанной на психологических принципах, таких, как вычленение фигу-
29
ры из фона и т.п. Эти стратегии могут быть закреплены в процессе специальной тренировки, способствующей улучшению навыков у исполнителя, например, за счет уменьшения степени сознательного контроля за исполнением элементарных действий. МШег апробировал данный подход на практике при анализе некоторых видов труда, С целью выявления оптимальных стратегий выполнения задания при высокой степени сформированное™ навыков, он выделял наиболее важные, включенные в реализацию определенной работы функции задачи.
Оценивая подход, основанный на анализе стратегии выполнения задачи, Fleishman & Quaintance (1984) отметили, что предложенная описательная схема весьма полезна при системном проектировании и, кроме того, она дает возможность достичь более высокого уровня исполнения в результате специального обучения- Однако в отношении данного подхода отмечаются и некоторые методологические трудности. Отсутствует информация о надежности использования этой схемы для категоризации выполнения задач человеком разными экспертами. Более того» некоторые из выделяемых функций представляются частично совпадающими- Тем не менее в предложенной схеме даны способы описания функций, связанных с протеканием процессов по переработке информации, и выявления сочетающихся с ними стратегий исполнения, что весьма ценно при анализе задач, осуществляемых, главным образом, за счет когнитивных операций.
Для анализа скрытого от наблюдения поведения предлагаются и другие методические схемы, базирующиеся на анализе процессов переработки информации. Например, Hollnagel и др. (1981) разработали методику для характеристики различных внутренних механизмов по обработке поступающей информации. В предложенной ими схеме различаются три уровня поведения: уровень навыков {использование хорошо освоенных стереотипов поведения), уровень правил (использование набора правил и знаний о том, как следует себя вести), уровень знаний (необходимость проверить функциональное понимание при каузальной дедукции и планировании). Следует подчеркнуть, что уровень поведения, привлекаемый для реализации определенной деятельности, зависит от степени квалифицнгроватюсти исполнителя. То, что опытным человеком выполняется на уровне стереотипа, может потребовать осознанного планирования и контроля у неопытного исполнителя.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Влияние социальных сетей на психику пользователей
  • Хронический стресс — болезнь молодых
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Кокина Ю.П., Шлендера П.Э. Экономика труда. Под редакцией
  • Ирина Петракова. Как научить ребёнка трудиться, любить труд и испытывать радость от трудовой деятельности.
  • Сексуальность женщин и мужчин, отношение к сексу у разных полов
  • Идеальная женщина глазами мужчин
  • Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология.
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Георгий Почепцов. Управление массовым сознанием как цель социоинжиниринга
  • Одиночество провоцирует воспаление в организме?
  • Связь политических пристрастий, сексуальной потенции и интеллекта
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Недоверчивость делает людей более одинокими
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Шрамы на лице привлекают женщин
  • Ольга Литвинович. КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Влияние труда взрослых на развитие детей»
  • Беспутина Марина Сергеевна. Проект 'Трудовое воспитание'
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • После 45 лет счастливая жизнь только начинается
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Коллективное; Collective; Kollektive
  • Осинина Татьяна Сергеевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по хозяйственно-бытовому труду в средней группе «Как мы учили Федору трудиться».
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Хевеши М. А. Толпа, массы, политика.
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Пашкова Елена Валериевна. «Формирование трудовых навыков у детей с нарушением интеллекта».
  • П. Штольц. Фокус-группа в маркетинге
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Георгий Почепцов. Информационные войны: переосмысление продолжается. - Георгий Почепцов
  • Как художественная литература формирует идеалы
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Гендерные различия адаптационных способностей в младшем школьном возрасте
  • Остапенко Ю.М. Экономика труда
  • Кичкирева Татьяна Анатольевна. НООД для детей подготовительной группы «Мир труда и профессий»
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Влияет ли тестостерон на эмпатию?
  • Лечение; Cure; Kur
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Дёмкина Татьяна. «Здоровье ребёнка в твоих руках»
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Жулина Е.Г. Экономика труда
  • Теория шести рукопожатий уточнена



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь