Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения.

Категория: Возрастная психология, Психоанализ | Просмотров: 13192

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Наряду с расщеплением посредством интроекции и проекции, идеализацией и отрицанием М. Кляйн описала специфический защитный механизм паранойяльно-шизоидной позиции, который она назвала проективной идентификацией: "При проективной идентификации части Самости и внутренние объекты расщепляются и проецируются на внешний объект, который, как только становится достоянием ребенка, идентифицируется со спроецированными частями" (Segal 1964 1973, 47).
Если эти защитные формы не помогают справиться со страхом преследования, может произойти - чаще всего при психотических состояниях - фрагментация Я и его объектов и в качестве крайней формы - дезинтеграция. В таком случае Я распадается и расщепляется на мелкие осколки, делает все, чтобы перестать существовать и тем самым избежать страданий.
Как и все остальные защитные механизмы паранойяльно-шизоидной позиции, этот механизм вновь приводит к интенсивному чувству страха - к страху распада и уничтожения. Хотя импульсы страха у раннего Я и являются необходимыми, чтобы ребенок обрел способность защищаться от страхов, возникающих из воображаемого и проецируемого уничтожения, и обладал иллюзорным, всемогущим контролем над угрожающими фантазиями, сами по себе они решить проблему не могут. Они образуют замкнутую систему, которая может быть разрушена только благодаря вмешательству "доброй" груди и позитивному опыту, ведущему к появлению внутреннего доброго объекта.
Достижения Я, описанные здесь в качестве защитных механизмов, важны для последующего развития и продолжают играть определенную роль и у зрелой личности. Расщепление, причина дифференциации на доброе и злое, проявляется в дальнейшем в способности различать (см. Freud 1925a).
Определенная степень страха преследования является, например, предпосылкой того, что человек может распознавать и оценивать реальные опасности. На идеализации основывается вера в положительные качества самого себя и объектов. Проективная идентификация является наиболее ранней формой способности вчувствова-ния и основой символообразования.
Однако позитивные аспекты защитных механизмов проявляются только тогда, когда позитивные переживания как во внешней, так и во внутренней сфере, начинают все более отчетливо преобладать над негативными. В результате развивается вера в положительные свойства объектов и вера в себя. Страх преследователей исчезает, а вместе с ним и расщепление на преследующий и идеальный объекты. Параллельно с этим уменьшается расщепление в Я, а добрые и злые части Я могут сблизиться. Я становится все более способным воспринимать собственную агрессию как часть самого себя, что в свою очередь позволяет ему интегрировать свои объекты и Самость, то есть добрые и злые части. В результате происходит возрастающая дифференциация между Самостью и объектом. Развивается депрессивная позиция.

Депрессивная позиция
За паранойяльно-шизоидной позицией в качестве следующей ступени интеграции объектных отношений и защитного поведения следует депрессивная позиция. Согласно Мелани Кляйн, она возникает примерно на четвертом месяце и постепенно преодолевается в течение первого года жизни11. Однако она может вновь активизироваться у взрослых, особенно в состоянии печали. В общих чертах этот период развития характеризуется следующими особенностями: заметно уменьшается расщепление между добрым и злым объектами, мать воспринимается как целый объект, исполненные любви и враждебные импульсы обращаются на один и тот же объект, основными страхами являются страх потери и сепарации, различные формы защиты направлены против потери любимого объекта12.
Процессы расщепления, проекции и интроекции упорядочивают ранние детские переживания. Создается добрый, идеальный объект и осознается злой объект, так называемый образ врага, угрожающий идеальному объекту и Самости. Если условия развития благоприятны, то ребенок проявляет все больше доверия к своему идеальному объекту и собственным либидинозным побуждениям. Он считает их более сильными, чем преследующий объект и собственные деструктивные побуждения; ему кажется, что он сам может защитить идеальный объект, овладеть им и с ним идентифицироваться. Ребенку уже не нужно в такой степени опасаться своих дурных побуждений, проецировать их вовне. Тем самым усиливается процесс интеграции Я и объекта, ребенок воспринимает целостный объект и устанавливает отношения между собой и объектом. Это означает новый этап в развитии - достижение депрессивной позиции.
Для матери момент, когда ребенок впервые узнает ее, является важнейшим переживанием. Восприятие матери уже не расщепляется у ребенка на грудь, глаза, лицо, на хорошие и плохие качества; все переживания исходят от одной и той же матери, которая является одновременно источником как добра, так и зла. Мать воспринимается как целостный человек, живущий своей собственной жизнью и существующий отдельно от ребенка. Одновременно и Я ребенка становится цельным объектом. Это процесс включает в себя первичное переживание разделения на субъект и объект. Но для ребенка это открытие означает также беспомощность, зависимость от матери и ревность к другим людям, с которыми ему приходится делить мать.
Благодаря снижению активности проективных механизмов и прежде всего благодаря осознаваемой ребенком зависимости от матери в депрессивной позиции интенсифицируются процессы интроекции. Ребенок хочет обладать объектом, сохранить его внутри себя и по возможности уберечь от проявлений разрушительной ярости. Как мы видели уже при обсуждении оральной фазы, процесс интроекции переживается по аналогии с приемом пищи и, согласно Мелани Кляйн, предстает в бессознательном в виде агрессивного и деструктивного поглощения. Поэтому ребенок в течение долгого времени борется со страхом того, что добрый внутренний объект, образующий ядро Я и внутреннего мира ребенка, может быть им разрушен13.
Новое состояние интеграции Я и объекта, а именно тот факт, что существует один и тот же человек - мать, которого любит и ненавидит один и тот же человек - ребенок, радикально смещает акценты детского страха. Если при страхе уничтожения и преследования угроза доброму внутреннему и внешнему частичному объекту исходит от злого внешнего или внутреннего частичного объекта, воспринимаемого расщепленно и в качестве объекта, не относящегося к Самости, то при депрессивном страхе уничтожение заключается в возможной потере объекта, который не является Самостью, то есть матери. Депрессивный страх подразумевает разрушение любимого объекта садистскими побуждениями. Частичные образы фантазии - фея и ведьма - сливаются в представлении о реальной матери, которая содержит обе эти стороны. Когда ребенок набрасывается на ведьму, оживает страх уничтожить также и фею.
Поскольку любовь и ненависть уже не могут переживаться раздельно и ребенок сохраняет любовь к объекту даже тогда, когда он этот объект ненавидит (то есть существует амбивалентная эмоциональная ситуация), появляются новые эмоциональные побуждения. К ним относятся тоска и печаль из-за утраты или разрушения любимого объекта, а также муки совести, типично депрессивное чувство вины за все. Эти чувства достигают кульминации в депрессивном отчаянии, поскольку любимая мать - и как внутренний объект, и как внешний - была съедена и разрушена, и уже нет надежды вернуть утраченное.
У ребенка все более развиваются желания-представления об исправлении того зла, которое было причинено его всемогущими фантазиями. Ему кажется, что его любовь и забота смогут устранить последствия его агрессии. Поэтому депрессивный конфликт определяется как постоянная борьба между стремлением к уничтожению и стремлением к возмещению.
Этот важнейший этап в развитии ребенка вызывает также радикальное изменение в его чувстве реальности. С восприятием субъекта и объекта как двух отдельных внутренних и внешних существ ребенок открывает свою собственную психическую реальность, осознает свои собственные влечения и фантазии и становится отныне способен отличать фантазию от реальности.
Чувства страха безвозвратно потерять или уничтожить любимую мать и депрессивное отчаяние для ребенка невыносимы, и он должен попытаться с помощью ряда защитных мер справиться с этими переживаниями.
Эти чувства страха постоянно напоминают ребенку о его зависимости. Поэтому так называемая маниакальная защита направляется в первую очередь против чувства потери и тем самым против чувства зависимости, отрицая его или обращая в противоположность. Маниакальный механизм защиты приводит на более высокой ступени интеграции к ряду шагов в развитии. При этом он характеризуется тремя чувствами, связанными с объектными отношениями: стремлением к власти, триумфом и презрением, чтобы защититься от депрессивной оценки объекта и зависимости от него, а также от чувств вины и потери14.
Неманиакальное возмещение едва ли можно рассматривать как защиту. Оно основывается на признании психической реальности, на переживании причиненного страдания и состоит в принятии соответствующих мер для смягчения страдания в реальности и в фантазии. В его основе лежит желание возместить вред, внешне и внутренне восстановить любимый объект. Эти фантазии о возмещении и соответствующие действия устраняют страхи депрессивной позиции. Повторяющиеся потери и новые обретения воспринимаются как разрушение ненавистью и воссоздание любовью, заботой и печалью. Вместе с процессом печали у ребенка растет доверие к собственной любви и способности восстанавливать внутренние объекты, переносить фрустрацию без чувства ненависти, даже если внешние объекты все более отдаляются.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения
  • Влечение частичное
  • Нормальное удовлетворение сексуальных влечений и перверсии
  • Влечение сексуальное
  • Влечения к жизни
  • Тенденция к навязчивому повторению
  • Влечения к самосохранению
  • Динамический, динамика; dynamic
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Бессознательное (Бсз, Ubw)
  • Влечения Я
  • Влечение к агрессии
  • Либидо
  • Влечение к разрушению
  • Оно; id
  • Давление (влечений); pressure
  • Я-либидо — объектное либидо; ego-libido — object-libido
  • Организация либидо; organization of the libido
  • Эрос
  • Аффект
  • Влечение
  • Юнг Карл Густав. Отношения между Эго и бессознательным.
  • Шерток Л., Р. де Соссюр - Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда.
  • Источник влечения; source of the instinct
  • Стайнер Дж. Цель психоанализа в теории и практике
  • Представление о психическом развитии в аналитической психологии
  • Догенитальный; pregenital
  • Агрессивность
  • Амбивалентность
  • Объектное отношение; object-relationship или object-relatio
  • Предсознательное, предсознание; preconscious
  • Влечения к смерти
  • Бессознательное
  • Генитальная (любовь); genital love
  • Старовойтов В.В. Развитие Эго-психологии в трудах Анны Фрейд
  • Омельчанко Е.В. Проблема эгоизма в работах З.Фрейда
  • Ид; id
  • Энциклопедия глубинной психологии. Том 1. Зигмунд Фрейд. Жизнь, работа, наследие.
  • Примыкание; anaclisis
  • Что есть психоанализ наука или герменевтика
  • Отношение Фрейда с Пьером Жане
  • Воспоминания Зигмунда Фрейда относящиеся к раннему детству
  • Конфликт психический; psychical conflict
  • Старовойтов В.В. Шандор Ференци – герой и жертва глубинного психоанализа
  • Действие специфическое; specific action
  • Вытеснение; repression
  • Принцип реальности; principle of reality
  • Активность—пассивность
  • Классическая (аналитическая) теория; classical (analytical) theory
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь