Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л. Клиническая психиатрия.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 72300

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Таким образом, И. П. Павлов (1951) естественно-научным (физиологическим) путем подтвердил теорию основоположников марксизма-ленинизма о социально-биологической сущности человека и внес большой вклад в учение о физиологических механизмах психической деятельности.
В отличие от S. Freud (1940), считавшего сексуальный инстинкт и задержки его проявления основным источником всех сложных проявлений психики, социального поведения и различных видов психической патологии, И. П. Павлов инстинкты рассматривал как врожденные механизмы, обеспечивающие первичное приспособление организма к натуральным раздражителям, как основу дальнейшего развития условно-рефлекторной деятельности, то есть более тонкой и сложной системы адаптации и взаимодействия организма с окружающей средой. Кроме того, в подкорково-стволовых образованиях, как морфо-функциональной структуре инстинктивных проявлений, И. П. Павлов видел и энергетический источник оптимального уровня тонуса корковой деятельности. Следовательно, не отрицая значения инстинктов (пищевого, полового и самосохранения), И. П. Павлов в сложном социальном поведении человека отводил им подчиненную роль в силу
16

происходящих в процессе индивидуального развития кортиколизации, социализации их проявлений.
Современная научная психиатрия в своем развитии многим обязана учению Павлова о высшей нервной деятельности, в частности использованию в нем принципов детерминизма, анализа и синтеза, структурности и системности (образования динамического стереотипа). И. П. Павлов и его последователи показали, что сложная рефлекторная деятельность головного мозга и ее нарушения строго детерминированы воздействиями внутренней и внешней среды, что она служит физиологическим механизмом приспособления человека к окружающей среде и обеспечения адекватного и целенаправленного поведения, основана на тонком анализе и синтезе различных раздражителей, на образовании сложных динамических функциональных комплексов (динамических стереотипов), связанных с определенными морфологическими структурами головного мозга. Однако существенным недостатком дальнейшего развития учения Павлова было отрицание некоторыми его представителями существования психологии как науки, отождествление высшей нервной деятельности (физиологической основы) с психической деятельностью.
Известной является классификация типов личности Н. Eysenck (1963), использованная автором в изучении проблемы неврозов, психопатий и ряда других видов психической и психосоматической патологии (Н. Eysenck, S. Rachmann, 1972). В ней учтено подразделение по четырем типам темперамента (меланхолик, холерик, флегматик и сангвиник), по установленной И. П. Павловым уравновешенности (устойчивости) и подвижности основных нервных процессов (устойчивые— флегматик и сангвиник, неустойчивые — меланхолик и холерик; подвижные — холерик и сангвиник, инертные — флегматик и меланхолик) и по описанному С. Jung (1909) преобладанию ориентации вовне или внутрь (эстра- или интраверсии) четырех наиболее существенных психических функций (мыслей, чувств, интуиции и восприятий). В схеме типологии личности Н. Eysenck наметил возможные варианты психического и психопатологического реагирования, связанные с врожденными и приобретенными особенностями темперамента и характера.


За рубежом распространены концепции, трактующие типологию личности и механизмы возникновения психической патологии с позиций противопоставления врожденных тенденций организма (инстинктивных влечений, бессознательного) и социальных условий воспитания, обучения, требований морали и т. п. Биологическое и социальное рассматривают в плане их конфронтации, постоянной бессознательной борьбы между собой, а саму личность со всеми ее биологическими и социальными, психофизиологическими и психопатологическими проявлениями — как арену и результат этой борьбы. К учению такого идеалистического направления в психологии и психиатрии с полным основанием можно отнести психоанализ (фрейдизм, неофрейдизм, психодинамику
17


и психоаналитически ориентированную психосоматическую медицину), экзистенциализм и антипсихиатрию.
Создателем психоанализа считают 3. Фрейда. Однако философской основой ему послужил в определенной степени волюнтаризм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше (В. М. Морозов, 1961; А. В. Михайлов, 1967; В. Асмус, 1970). Волюнтаризм и фрейдизм объединяет общность позиций в оценке наиболее кардинальных проявлений сущности человеческой личности: признание примата бессознательной воли и инстинктов над интеллектом и сознанием.
Основой психоанализа 3. Фрейд считает теорию сексуальности, фазы ее развития, динамического бессознательного, сопротивления, вытеснения, регрессии и символики.
Сама идея создания психоанализа как метода исследования и психотерапевтического воздействия была прогрессивной и необходимой в связи с потребностью изучения структуры личности, взаимоотношений сознательного, подсознательного и бессознательного, инстинктивного и социального. Однако теоретическое обобщение некоторых клинических и бытовых фактов, а именно: противопоставление биологического и социального на основе утверждения сексуального инстинкта как основы, движущей силы психической деятельности, поведения отдельного человека и даже сложных общественных явлений — поставило теорию Фрейда в разряд идеалистических теорий.
Разработка основных идей 3. Фрейда в области психиатрии нашла свое отражение в работах Q. Bally (1965), J. Laplanche, J. В. Ponta-lis (1967), S. Nacht (1971), T. Lemperiere, A. Feline (1977), причем современные психоаналитики стали придавать большое значение не только сексуальному инстинкту, но и инстинкту агрессии, смерти и т. д. Например, P. Daco (1965) писал, что нервная депрессия и переутомление — это результат инстинктивного страха, бессознательного чувства виновности и неполноценности, вытесненной агрессивности, что провоцирует появление болезни (невротических реакций и т. п.).
Дальнейшее развитие психоаналитических концепций привело к возникновению неофрейдизма и психосоматической медицины. Представители неофрейдизма С. Jung (1913), A. Adler (1925), К. Ноrnеу (1939), Е. Fromm (1965) причиной нервных и психических расстройств считали конфликт между бессознательной основой личности и противоборствующей с ней социальной средой («культурой»). Они не сводили бессознательное только к сексуальному инстинкту, в возникновении психической патологии как будто бы отводили существенную роль социальным факторам (угнетающему личность влиянию морали буржуазного общества), но при этом решающей считали биологическую природу человека. Так, К. Ноrnеу (1978) основное внимание в развитии человека и возникновении неврозов уделяла внутренним факторам, обеспечивающим якобы такой индивидуальный способ реагирования на внешние условия, который дает возможность рекомпенсировать несоответствие между идеальным и реальным Я.


18

В США и ряде других стран распространен в психиатрии так называемый психодинамический («психобиологический») подход, основоположником которого считают A. Meyer (1866—1950). В основе этого подхода лежит концепция, согласно которой рост и формирование личности определяются биологическими, психологическими и социальными силами, особенно ранним родительским влиянием. Центральной детер-минантой поведения в норме и при патологии являются потребности в влечения, создаваемые биологической наследственностью, хотя они усложняются и модифицируются другими потребностями и противоположными стремлениями, приобретаемыми в процессе обучения в семье и социального взаимодействия. Многие симптомы психических расстройств расценивают как проявления незрелости или возврат (регрессия) к инфантильным формам поведения, фиксированным в прошлом опыте. Психодинамическая психиатрия в понимании личности в психических расстройств опирается на психоаналитические представления.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Психические расстройства и адекватные психологические стратегии
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • Назарова И.Э. Защитные механизмы.
  • Геннадий Иванов. Психотравма как способ адаптации личности
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Обухов С.Г. Общая психопатология и психические расстройства детского и подросткового возраста.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Михайлов Георгий. Наша душа (онтология психической реальности).
  • Медведева Н. И., Бабич А. И., Боев О. И. Уровень адекватности самосознания у подростков и транзактный анализ
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях.
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • С.Э. Поляков. Когнитивизм, интроспекция и психические феномены. Об основной парадигме когнитивной психологии
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Детерминизм психический; determinism psychic
  • Виды паталогических реакций на психотравмирующую ситуацию
  • Представление о психическом развитии в аналитической психологии
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты.
  • Татьяна Юшина. Социализация и развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в адаптационных группах
  • Райл Э. Модель структуры и развития пограничного расстройства личности
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Психоанализ; Psychoanalysis; Psychoanalyse
  • Хохлова Л. П. Трансдисциплинарный холодинамический подход к структуре личности
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Ресоматизация по Максу Шуру и двухфазное вытеснение по Александру Митчерлиху
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Внутрипсихический уровень проблемы. Психологические защиты
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Веккер Л. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. - Словарь-справочник по психодиагностике
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Романовский В.А. Психогении. Невротические реакции, неврозы, невротические развитие.
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция борьбы.
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Механизм формирования психологических проблем



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь