Духновский С. В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 13454

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Из приведенных данных следует, что все пункты, включенные в отдельные шкалы, имеют свое обоснование. Индекс трудности всех пунктов и факторная нагрузка являются благоприятными. Коэффициенты корреляции пунктов с итоговым баллом по каждой шкале опросника и с итоговым баллом по всей методике высоко значимы, что свидетельствует о дискриминативной способности шкал опросника. Этот же показатель говорит и о внутренней согласованности шкал, что, в свою очередь, является существенным элементом их конструктной валидности.
Корреляция между шкалами СОМО была подсчитана на выборке 121 человек (79 женщин и 42 мужчины), она и представлена в таблице 2. Полученные данные указывают, что существуют статистически значимые связи на 1%-м уровне значимости. Тем не менее при интерпретации необходимо помнить, что тест не содержит целиком независимых шкал.Таблица 2
Матрица интеркорреляций шкал опросника СОМО

Шкалы СОМО 11 О К А Итоговый балл
Напряженность (Н) 1,0 0,61 0.57 0,55 0,85
Отчужденность (О) 0,61 1,0 0,52 0,54 0,77
Конфликтность (К) 0,57 0,52 1,0 0,63 0,78
Агрессия (А) 0,55 0,54 0,63 1,0 0,81
Итоговый балл 0,85 0,77 0,78 0,81 U0
Примечание: Н— шкала напряженности отношений, О — шкала отчужденности в отношениях, К — шкала конфликтности в отношениях, А — шкала агрессии в отношениях.
ПРОВЕРКА НАДЕЖНОСТИ
Надежность— характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов [ 19|. В основе проверки надежности лежит представление об истинных оценках и ошибках измерения. Ретестовая надежность устанавливалась на выборке из 63 испытуемых (33 женщины и 30 мужчин) путем повторного тестирования через три недели. Использовался коэффициент корреляции Пирсона. Шкалы опросника обладают приемлемыми характеристиками надежности. Коэффициенты корреляции находятся в диапазоне 0,55—0,72, что свидетельствует о достаточной ретестовой надежности методики СОМО. Корреляции шкал И итогового показателя при повторном тестировании представлены в таблице 3.




Таблица 3
Корреляции шкал опросника СОМО при повторном тестировании

Шкалы СОМО Коэффициент корреляции
Напряженность 0,65
Отчужденность 0,72
Конфликтность 0,57
Агрессия 0,55
Итоговый показатель 0,66
Примечание: Все значения коэффициентов — на 1%-м уровне значимости.
Надежность по однородности проверялась на выборке 272 человека в возрасте от 17 до 45 лет, из них 139 женщин и 133 мужчины.
В качестве показателей использовались следующие коэффициенты: Альфа Кронбаха, формула Спирмена—Брауна по половине теста, формула Спирмена—Брауна по полной форме. Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4
Коэффициенты надежности шкал опросника СОМО

Шкалы СОМО Альфа Кронбаха Смирмен-Браун (1/2) Спирмен-Враун (полная)
напряженность 0,65 0,73 0,78
Отчужденность 0,75 0,78 0,80
Конфликтность 0,73 0,75 0,81
Агрессия 0,67 0.75 0,79
ПРОВЕРКА ВАЛИДНОСТИ
Вопросы, касающиеся валидности (обоснованности) методики, — это вопросы о том, какие и насколько обоснованные выводы могут быть сделаны на основе тестовых оценок [19]. Входе исследований была показана конструктная и критериальная ва-лидность.
Назначение конструктной валидности — выяснить внутреннюю природу самого измерения.
Конструктная (логическая) валидность была подсчитана с привлечением в качестве испытуемых 14 экспертов-психологов, работающих в Курганском государственном университете на кафедрах общей и социальной, а также прикладной психологии. Эксперты заполняли опросник за респондента с высоким и с низким уровнем удовлетворенности межличностными отношениями. Затем подсчитывалась значимость различий средних при заполнении опросника экспертами за респондента с высоким и с низким уровнем удовлетворенности межличностными отношениями (табл. 5). Различия в средних значениях оказались достоверно отличными на уровне р < 0,01 и р 35



СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
МЕТОДИКИ «СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ» 5
Категория «отношение» в психологии 5
Межличностные отношения 11
Гармония и дисгармония межличностных отношений 15
Гармония отношений 15
Дисгармония отношений 17
Часть П. КОНСТРУИРОВАНИЕ МЕТОДИКИ.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ 25
Проверка надежности 29
Проверка валидности 31
Возможности опросника..... 37
Стандартизация 37
Процедура проведения опроса по методике СОМО и обработки
полученных данных 38
Интерпретация шкал опросника 41
Заключение 44
Литература 45
Приложения.
Приложение I. Текст опросника 47
Приложение 2. Лист для ответов 49
Приложение 3. Таблицы перевода сырых баллов в стандартные (стены)
для мужчин и женщин 51

Сергей Витальевич Духновский
СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Руководство по применени



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Люлина Татьяна Васильевна. «Особенности межличностных отношений в старшей группе»
  • Выграненко Екатерина Николаевна, Буглова Юлия Владимировна. Межличностные отношения ребенка с другими детьми
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Мищев Владимир. Психология отношений.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Кувакин В. ВОЗВРАЩЕНИЕ СЕБЯ: К ПСИХОЛОГИИ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Н.Н. Обозов. Любовные, семейно-брачные и родственные отношения. Супружеская совместимость и притирка характеров
  • Белова Ольга Викторовна. Социально – психологические особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
  • Приль Ирина Анатольевна. Исследование межличностных отношений дошкольников
  • Тяблина Инна Николаевна. Взаимосвязь супружеских и детско-родительских отношений
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Гамзина Е.Н. Решение проблем симбиоза в практике педагога-психолога
  • Васильева Алина Владимировна. Психодиагностика и коррекция отношений между родителями и детьми
  • Я – Ты отношение; I– thou relation
  • Касенова София Маратовна. «Игровая терапия как средство развития межличностных отношений школьников».
  • Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой.
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Объект-отношения; Object relations; Objektbezie-hungen, Objektbezichungstheorie
  • Суворова И.Ю. Анализ объектных отношений людей с аутистическими чертами личности и антисоциальным поведением
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека.
  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Под ред.. Бодалева А. А., Деркача А. А., Лаптева Л. Г. - Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом.
  • Якимова Т.В. Сравнительный анализ житейских и научных представлений об особенностях сиблинговых отношений в семье
  • Социометрия: изучение межличностных имежгрупповых отношений. Социометрическиеиндексы ( Дж. Морено)
  • Данченко В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
  • Панина Людмила Николаевна. Психология семейных отношений и влияние их на развитие ребенка.
  • Ветюгова Ольга Юрьевна. Социальный проект «Развитие социальной компетентности старших дошкольников с нарушениями межличностных отношений средствами игры»
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Пять признаков счастливых отношений
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Токсичные отношения и что с ними можно сделать
  • Кацук Тамара Аркадьевна. Статья «Формирование экологической культуры с дошкольного возраста»
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Степанов С. С. - Диагностика интеллекта методом рисуночного теста
  • Тарасова Татьяна Александровна. Статья «МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»
  • Попова Марина Викторовна. Становление потребности в общении со сверстниками
  • Роль детско-родительских отношений в формировании личности ребенка
  • Харитонова Елена Павловна. Психологическая характеристика
  • Райгородский Д.Я. - Практическая психодиагностика. Методики и тесты
  • Айнуллина Елена Николаевна. Занятия по развитию эмоционального благополучия у дошкольников
  • Недоверчивость делает людей более одинокими
  • Богуславский. Психология как наука.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь