|
Туник Е. Е.. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты.Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 27324
Автор: Туник Е. Е.
Название: Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 3.2.2. Сравнение первичных статистических характеристик
отдельных субтестов. Взаимокорреляция между субтестами Комплексное исследование по предложенной методике проводилось на базе средней школы-гимназии (экспериментальный класс), средней школы с углубленным изучением иностранного языка (обычный класс) и шахматного клуба городского Дворца Творчества Юных г. Санкт-Петербурга. Всего обследовано 150 человек в возрасте ~ 7 лет. В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи: 1. Разработка батареи методик, позволяющих оценить различные параметры творческого мышления — вербальное — творческое мышление — образное — творческое мышление 2. Изучение взаимокорреляции между показателями отдельных факторов — беглости и оригинальности мышления. 3. Изучение взаимных корреляций — между показателями отдельных субтестов — между показателями отдельных областей: вербальным и образным творческим мышлением — между показателями отдельных субтестов и областей и интегральным показателем, характеризующим творческое мышление. 4. Выделение из предлагаемой батареи тех тестов, которые являются наиболее информативными и хорошо дифференцируют различия в уровне творческого мышления. Полученные результаты были подвергнуты количественному и качественному анализу, математико-статической обработке, включающей в себя: вычисление средних значений, стандартных отклонений и других первичных статистик, проведен корреляционный анализ данных. Были подсчитаны первичные статистики показателей творческости: среднее, стандартное отклонение и коэффициент вариации. Также был проведен расчет коэффициентов корреляции Спирмена между показателями отдельных субтестов и показателями отдельных субтестов и интегральными характеристиками. Были введены интегральные показатели беглости, оригинальности, гибкости, интегральный вербальный показатель (1—4 тесты), интегральный образный показатель (5—7 тесты) и общий интегральный показатель. Из-за большого объема полученных данных, а также необходимости рассмотрения числовых данных только для узкого круга специалистов, экспериментальные данные в данной работе не приводятся. С ними можно ознакомиться непосредственно у автора брошюры. В следующем параграфе описаны выводы, полученные в результате проделанной работы. 3.2.3. Выводы 1. Разработана батарея тестов творческого мышления (состоящая из семи субтестов). С помощью данных субтестов изучалось: — вербальное творческое мышление (4 субтеста) 1—4. — образное творческое мышление (3 субтеста) 5—7. 2. Была изучена связь двух факторов — гибкости и оригинальности с интегральными показателями творческого мышления. 3. При анализе показателей беглости (суммарное число ответов) и оригинальности (число необычных, оригинальных ответов) мышления были получены результаты: наибольшее число ответов и наибольшее число оригинальных ответов испытуемые дают в субтестах 4 (Определение) и 7 (Спрятанная форма). 4. Субтесты 2 (Заключения), 3 (Выражения), 4 (Определение), 7 (Спрятанная форма) обладают наибольшей различительной способностью, лучшим образом дифференцируют испытуемых. В целом можно отметить, что вербальные тесты обладают большей различительной способностью, чем образные, а показатель оригинальности большей, чем показатель беглости. 5. Была изучена корреляция субтестов между собой и интегральными показателями творческости: — Субтесты вербальной области — 1, 2, 3, 4 значимо коррелируют между собой и со всеми интегральными показателями и с субтестом 7 из образной области; — Субтесты образной области — 5, 6, 7 — не коррелируют между собой; субтесты 5, 6 не коррелируют с вербальными тестами, но значимо коррелируют с интегральными показателями. — Следует особо выделить субтест 6, который коррелирует только с интегральными образными показателями. 6. Для изучения корреляции между успешностью в учебе и творческостью были подсчитаны коэффициенты корреляции Спирмена между средним школьным баллом, полученным в конце обучения в 1 классе, и показателями творческости, все полученные коэффициенты не значимы. Этот вывод еще раз подтверждает необходимость включения тестов творческого мышления при диагностировании детей. 3.2.4 Связь успешности в учебе и творческости Для решения вопроса о том, существует ли связь между школьной успешностью и уровнем творческости были подсчитаны парные коэффициенты корреляции Спирмена между уровнем успешности в учебе (средний школьный балл) и данными каждого субтеста, а также между уровнем успешности в учебе и рядом интегральных показателей: интегральный показатель беглости, интегральный показатель вербальной творческости, образной творческости и общий интегральный показатель творческости. Все полученные значения коэффициентов линейной корреляции незначимы для данной выборки. Не удалось получить никакой явной функциональной зависимости (графическим путем), что также свидетельствует об отсутствии функциональной связи между творческостью и успешностью в учебе. Наблюдался большой разброс данных по всей области определения, т.е. одинаковому показателю творческости мог соответствовать как низкий — 3.0, так и высокий школьный балл — 4.8. Правда, можно отметить существование закономерности в области высоких значений интегральных показателей творческости: — высоким значениям интегральных показателей творческости соответствуют высокие значения показателей школьной успешности. Т.е. можно сделать вывод, что ребенок обладающий высоким творческим потенциалом будет чаще всего хорошо учиться, т.е. соблюдается достаточное условие. Обратное утверждение неверно (необходимое условие не выполняется), т.е. высоким значениям показателя успешности в учебе не всегда соответствуют высокие значения показателя творческости, они могут быть и очень низкими, что свидетельствует о том, что для достижения успешности в учебе не обязательно наличие творческого потенциала. Т.е. нет двусторонней связи, а существует только однонаправленная связь, да и то только в области высоких значений показателя творческости. Здесь даны пока только предварительные выводы. Наши выводы об отсутствии однозначной связи между успешностью в учебе и творческостью согласуются с многочисленными данными зарубежных авторов. Этот вывод еще раз подтверждает необходимость включения тестов творческого мышления при отборе одаренных детей, т.к. творческое мышление не является синонимом успешности в учебе. 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Развитие творческого мышления детей составляет новую задачу совершенствования системы народного образования, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Но вопрос о творческом (дивергентном ) мышлении остается недостаточно изученным. В связи с этим нами была поставлена цель — изучение природы творческого мышления и разработка способов диагностики и развития творческих способностей детей. Полученные дынные могут быть использованы психологами и педагогами (после консультации с психологом) при изучении природы творческого мышления, а также в психодиагностике при изучении творческих способностей индивидов и при отборе одаренных и талантливых людей. Особенно следует отметить, что так как вышеописанные тесты проводятся в игровой манере, как веселые занятия, они могут использоваться педагогами не только в качестве диагностических, но и для развития творческого мышления у детей. Хотелось бы предостеречь педагогов от вынесения отрицательных оценок по результатам тестов. В процессе проведения аналогичных занятий допустимо только поощрение ребят, а при обсуждении результатов занятий приведение только самых лучших ответов с поощрением. Не очень хорошее выполнение тестов обсуждать не следует, а детям надо просто сказать: "Ну что ж, нормально". При обсуждении лучших ответов педагог пытается расширить мыслительные горизонты детей, умение посмотреть на вещи и явления с разных сторон, умение увидеть необычное в обычном, самостоятельное мышление, умение предложить что-то новое, фантазировать, связать на первый взгляд несовместимые вещи, т.е. воспитывать творческий подход к жизни. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|