|
Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 164606
Автор: Деркач А., Зазыкин В.
Название: Акмеология: Учебное пособие. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 1.1.4. Методологические основания акмеологии
Методология — это учение о научных принципах и методе познания. Первоначально методология стала предметом философской рефлексии и выступала как система социально апробированных принципов и правил познания в их соотношении с законами объективной действительности. Методология хотя и имеет тесные связи с теорией, но не является ей тождественной. В настоящее время принято считать, что теория является результатом процесса познания, а методология определяет способы достижения и построения этого знания*. * Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. Методология носит общий характер, но все же она конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. Иными словами, методология выступает в качестве общей системы объяснительных принципов или подходов к познанию и позволяет определять, как при данном предмете и объекте проводить научные исследования. Разработка методологического основания акмеологии началась с момента ее формирования как науки. Специфичность предмета, объекта и целей акмеологии заставили исследователей сконцентрировать свое внимание на принципах и способах познания. В результате проведенных теоретико-методологических исследований, объединенных общей идеей прогрессивного развития зрелой личности при достижении вершин в развитии и поиске соразмерности социальных и жизненных изменений личностным свойствам человека, была обоснована система методологических принципов акмеологии. Методологические принципы, применяемые в акмеологических исследованиях, являются, с одной стороны, общими для наук, входящих в комплекс человекознания, с другой стороны, имеют конкретное акмеологическое содержание. Хотелось бы отметить, что в научных исследованиях при решении методологических проблем понятия «принцип» и «подход» нередко разделяют. Например, можно встретить термины «системный подход» и «принцип системности». Поясним нашу позицию в этом вопросе: • принципом в науке называют основное исходное теоретическое положение, руководящую идею; • подход — это особый синтез знания, базирующийся на определенных принципах. Таким образом, между подходом и принципом существуют самые тесные связи. Некоторые признанные ученые-психологи и философы их практически отождествляют. В частности, известный отечественный психолог К. К. Платонов так и писал: «Системный подход — это принцип психологии, заключающийся в понимании каждого человека как системы»*. * Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. — М.: Наука, 1982. А. В. Брушлинский придерживался сходной точки зрения, высказываясь буквально — «...субъектный подход или принцип субъектности...». Не вдаваясь в науковедческие вопросы соотношения данных категорий, отметим, что здесь мы исходим из позиций их близости. Проведенные теоретические и методологические исследования позволили обосновать и описать акмеологическое содержание общих и частных методологических принципов, которые являются основополагающими для акмеологии. Это в первую очередь следующие принципы: • комплексности; • системности; • субъекта; • детерминизма; • социальной детерминации личности; • принципы развития, гуманизма и др. Остановимся на важнейших из них. Принцип комплексности, или комплексный подход, нацелен на интеграцию знания о различных качествах, свойствах и состояниях человека и различных систем, в которых он осуществляет свою жизнедеятельность. Разработка комплексного подхода связана с именем Б. Г. Ананьева, который сформулировал задачу целостного подхода к изучению человека и интеграции знаний о нем. Общими характеристиками комплексного подхода являются: направленность на выявление многоаспектности, многофакторности, разнородности онтологических детерминант и составляющих. В гуманитарных дисциплинах ориентация на комплексность исследований привела к появлению новой научной области — человекознанию, Поставившей своей целью создание целостного интегративного подхода в изучении человека. Комплексный подход в акмеологии нацелен на интеграцию разноуровневого знания о закономерностях и механизмах прогрессивного развития человека как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности. Специфика комплексного подхода в акмеологии состоит также в том, что он задает ориентацию на единство изучения и реального совершенствования человека. Системный подход отличается от комплексного, хотя очень тесно связан с ним. Основная его идея заключается в изучении объекта как целого, но состоящего из разных взаимосвязанных элементов, упорядоченного и сложноорганизованного. Системный подход появился и активно разрабатывался в кибернетике (Л. Берталанфи, Н. Винер, A.И. Берг), общей теории систем (Дж. Гиг, Н. Н. Моисеев, В. Н. Садовский, В. Кинг и др.), философии (В. П. Кузьмин, Э. Г. Юдин и др.), физиологии (П. К. Анохин, К. В. Судаков и др.), когда возникла необходимость изучения и создания очень сложных объектов, имеющих различную природу. В психологических исследованиях системный подход получил свое мощное развитие, благодаря трудам А. А. Бодалева, B. А. Ганзена, Е. А. Климова, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, К. К. Платонова и др. Были разработаны системные описания психологического знания, структуры личности, психических состояний, деятельности, некоторых психических функций. В акмеологии принцип системности позволяет раскрыть содержание прогрессивного развития личности и ее личностно-профессионального развития как акмеологической системы. Существует мнение, что специфика системного подхода в акмеологии состоит в том, что ее объекты не имеют четко выраженного уровневого системного строения, так как динамические изменения, связанные с развитием, гетерохронность этих процессов делают структуру весьма подвижной и переменчивой, хотя при этом образы-цели системы выделены весьма отчетливо. Такая точка зрения отражает нынешний уровень состояния акмеологической науки. Думается, что по мере совершенствования теории акмеологии, ее методологических основ системные идеи получат более интенсивное развитие, и системные описания акмеологических объектов будут соответствовать требованиям данного подхода. Разработка теоретико-методологических основ акмеологии на основе системного подхода является ее актуальным перспективным теоретическим научным направлением. Однако уже сейчас на базе имеющихся акмеологических знаний можно наметить общие контуры этого направления. В частности, при рассмотрении прогрессивного личностно-профессионального развития можно вполне обоснованно говорить о существовании акмеологической системы профессионализма. Ее системообразующим фактором может являться идеальный образ личности, достигшей вершины в своем развитии, некий личностный эталон профессиональных, социальных и индивидуальных достижений. В то же время системообразующим фактором может быть и принятый стандарт профессионализма личности и деятельности. Сам субъект развития может рассматриваться и как объект воздействий и самовоздействий в процессе прогрессивных личностно-профессиональных изменений. Такое понимание акмеологического системообразующего фактора в научных исследованиях часто отождествляется с рассмотрением развивающейся личности преимущественно как субъекта (К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский, А. С. Огнев и др.). Субъект деятельности в процессе личностно-профессионального развития так же может быть представлен как сложная система, описываемая с помощью известных в психологии схем, например, с помощью концепции К. К. Платонова о функционально-динамической структуре личности, концепции личности В. С. Мерлина или системных психологических описаний, предложенных В. А. Ганзеном. Структурными компонентами или подсистемами в акмеологической системе являются, помимо субъекта деятельности, система навыков и умений, система мотивов, эталонов и идеалов АКМЕ. Данная система является многоуровневой, описываемой уровнями развития личностных свойств и профессионализма. Средства воздействия в акмеологической системе могут быть также разнообразными — от самовоздействий до обучения, разнообразными являются существующие в системе прямые и обратные связи. Повторимся, это лишь эскизное представление, данная проблема требует специальной теоретической проработки. Субъектный подход. На данном этапе он нередко провозглашается как парадигмальный для акмеологии (К. А. Абульханова, В. Г. Асеев, А. В. Брушлинский, А. С. Огнев и др.), рассматривается как главный, определяющий. Данный принцип основан на идее С. Л. Рубинштейна о субъекте как центре организации бытия и субъектности, проявляющейся через потребность и способность совершенствования человека. В акмеологии человек рассматривается как субъект совершенствования (как самосовершенствования, так и опосредованного акмеологическими технологиями), что предусматривает ее высокую свободную самостоятельность и активность в выборе целей, эталонов. Выдвижение на первые «парадигмальные» позиции принципа субъектности, по нашему мнению, требует глубокого обоснования. Приводимая аргументация сейчас порою является скорее своеобразной реакцией на устоявшееся понимание сущности личности «как совокупности общественных отношений» и стремления выйти за эти рамки. Хотя, по образному выражению А. В. Брушлинского, «...настоящая личность всегда является субъектом». Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|