Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 165033

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

1.1.4. Методологические основания акмеологии

Методология — это учение о научных принципах и методе познания. Первоначально методология стала предметом философской рефлексии и выступала как система социально апробированных принципов и правил познания в их соотношении с законами объективной действительности. Методология хотя и имеет тесные связи с теорией, но не является ей тождественной. В настоящее время принято считать, что теория является результатом процесса познания, а методология определяет способы достижения и построения этого знания*.
* Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990.

Методология носит общий характер, но все же она конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. Иными словами, методология выступает в качестве общей системы объяснительных принципов или подходов к познанию и позволяет определять, как при данном предмете и объекте проводить научные исследования.
Разработка методологического основания акмеологии началась с момента ее формирования как науки. Специфичность предмета, объекта и целей акмеологии заставили исследователей сконцентрировать свое внимание на принципах и способах познания. В результате проведенных теоретико-методологических исследований, объединенных общей идеей прогрессивного развития зрелой личности при достижении вершин в развитии и поиске соразмерности социальных и жизненных изменений личностным свойствам человека, была обоснована система методологических принципов акмеологии. Методологические принципы, применяемые в акмеологических исследованиях, являются, с одной стороны, общими для наук, входящих в комплекс человекознания, с другой стороны, имеют конкретное акмеологическое содержание.
Хотелось бы отметить, что в научных исследованиях при решении методологических проблем понятия «принцип» и «подход» нередко разделяют. Например, можно встретить термины «системный подход» и «принцип системности». Поясним нашу позицию в этом вопросе:
• принципом в науке называют основное исходное теоретическое положение, руководящую идею;
• подход — это особый синтез знания, базирующийся на определенных принципах.
Таким образом, между подходом и принципом существуют самые тесные связи. Некоторые признанные ученые-психологи и философы их практически отождествляют. В частности, известный отечественный психолог К. К. Платонов так и писал: «Системный подход — это принцип психологии, заключающийся в понимании каждого человека как системы»*.
* Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. — М.: Наука, 1982.

А. В. Брушлинский придерживался сходной точки зрения, высказываясь буквально — «...субъектный подход или принцип субъектности...». Не вдаваясь в науковедческие вопросы соотношения данных категорий, отметим, что здесь мы исходим из позиций их близости.
Проведенные теоретические и методологические исследования позволили обосновать и описать акмеологическое содержание общих и частных методологических принципов, которые являются основополагающими для акмеологии. Это в первую очередь следующие принципы:
• комплексности;
• системности;
• субъекта;
• детерминизма;
• социальной детерминации личности;
• принципы развития, гуманизма и др.
Остановимся на важнейших из них.
Принцип комплексности, или комплексный подход, нацелен на интеграцию знания о различных качествах, свойствах и состояниях человека и различных систем, в которых он осуществляет свою жизнедеятельность. Разработка комплексного подхода связана с именем Б. Г. Ананьева, который сформулировал задачу целостного подхода к изучению человека и интеграции знаний о нем.
Общими характеристиками комплексного подхода являются: направленность на выявление многоаспектности, многофакторности, разнородности онтологических детерминант и составляющих. В гуманитарных дисциплинах ориентация на комплексность исследований привела к появлению новой научной области — человекознанию, Поставившей своей целью создание целостного интегративного подхода в изучении человека.
Комплексный подход в акмеологии нацелен на интеграцию разноуровневого знания о закономерностях и механизмах прогрессивного развития человека как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности. Специфика комплексного подхода в акмеологии состоит также в том, что он задает ориентацию на единство изучения и реального совершенствования человека.
Системный подход отличается от комплексного, хотя очень тесно связан с ним. Основная его идея заключается в изучении объекта как целого, но состоящего из разных взаимосвязанных элементов, упорядоченного и сложноорганизованного. Системный подход появился и активно разрабатывался в кибернетике (Л. Берталанфи, Н. Винер, A.И. Берг), общей теории систем (Дж. Гиг, Н. Н. Моисеев, В. Н. Садовский, В. Кинг и др.), философии (В. П. Кузьмин, Э. Г. Юдин и др.), физиологии (П. К. Анохин, К. В. Судаков и др.), когда возникла необходимость изучения и создания очень сложных объектов, имеющих различную природу. В психологических исследованиях системный подход получил свое мощное развитие, благодаря трудам А. А. Бодалева, B. А. Ганзена, Е. А. Климова, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, К. К. Платонова и др. Были разработаны системные описания психологического знания, структуры личности, психических состояний, деятельности, некоторых психических функций.
В акмеологии принцип системности позволяет раскрыть содержание прогрессивного развития личности и ее личностно-профессионального развития как акмеологической системы. Существует мнение, что специфика системного подхода в акмеологии состоит в том, что ее объекты не имеют четко выраженного уровневого системного строения, так как динамические изменения, связанные с развитием, гетерохронность этих процессов делают структуру весьма подвижной и переменчивой, хотя при этом образы-цели системы выделены весьма отчетливо. Такая точка зрения отражает нынешний уровень состояния акмеологической науки. Думается, что по мере совершенствования теории акмеологии, ее методологических основ системные идеи получат более интенсивное развитие, и системные описания акмеологических объектов будут соответствовать требованиям данного подхода.
Разработка теоретико-методологических основ акмеологии на основе системного подхода является ее актуальным перспективным теоретическим научным направлением. Однако уже сейчас на базе имеющихся акмеологических знаний можно наметить общие контуры этого направления. В частности, при рассмотрении прогрессивного личностно-профессионального развития можно вполне обоснованно говорить о существовании акмеологической системы профессионализма. Ее системообразующим фактором может являться идеальный образ личности, достигшей вершины в своем развитии, некий личностный эталон профессиональных, социальных и индивидуальных достижений. В то же время системообразующим фактором может быть и принятый стандарт профессионализма личности и деятельности. Сам субъект развития может рассматриваться и как объект воздействий и самовоздействий в процессе прогрессивных личностно-профессиональных изменений. Такое понимание акмеологического системообразующего фактора в научных исследованиях часто отождествляется с рассмотрением развивающейся личности преимущественно как субъекта (К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский, А. С. Огнев и др.). Субъект деятельности в процессе личностно-профессионального развития так же может быть представлен как сложная система, описываемая с помощью известных в психологии схем, например, с помощью концепции К. К. Платонова о функционально-динамической структуре личности, концепции личности В. С. Мерлина или системных психологических описаний, предложенных В. А. Ганзеном. Структурными компонентами или подсистемами в акмеологической системе являются, помимо субъекта деятельности, система навыков и умений, система мотивов, эталонов и идеалов АКМЕ. Данная система является многоуровневой, описываемой уровнями развития личностных свойств и профессионализма. Средства воздействия в акмеологической системе могут быть также разнообразными — от самовоздействий до обучения, разнообразными являются существующие в системе прямые и обратные связи. Повторимся, это лишь эскизное представление, данная проблема требует специальной теоретической проработки.
Субъектный подход. На данном этапе он нередко провозглашается как парадигмальный для акмеологии (К. А. Абульханова, В. Г. Асеев, А. В. Брушлинский, А. С. Огнев и др.), рассматривается как главный, определяющий. Данный принцип основан на идее С. Л. Рубинштейна о субъекте как центре организации бытия и субъектности, проявляющейся через потребность и способность совершенствования человека.
В акмеологии человек рассматривается как субъект совершенствования (как самосовершенствования, так и опосредованного акмеологическими технологиями), что предусматривает ее высокую свободную самостоятельность и активность в выборе целей, эталонов.
Выдвижение на первые «парадигмальные» позиции принципа субъектности, по нашему мнению, требует глубокого обоснования.
Приводимая аргументация сейчас порою является скорее своеобразной реакцией на устоявшееся понимание сущности личности «как совокупности общественных отношений» и стремления выйти за эти рамки. Хотя, по образному выражению А. В. Брушлинского, «...настоящая личность всегда является субъектом».



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Погодаева Ирина Викторовна. Развитие ранней профессиональной ориентации у дошкольников
  • Николаева Марина Александровна. СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Литинец Елена Александровна. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Силина Светлана Владимировна. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности воспитателя ДОУ
  • Латкина Ольга Владимировна. Использование современных техник рисования для развития творческого воображения дошкольного возраста
  • Аликаева Вера Евгеньевна. Доклад На тему: Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов как фактора повышения качества педагогического процесса в условиях ФГОС
  • Р.Е. Мансуров. Настольная книга Большого руководителя. Как на практике разрабатывается стратегия развития
  • Леонова Инесса Николаевна. Конкурс профессионального мастерства как средство профессиональной самореализации педагогов
  • Матвеева Анна Александровна. ОПЫТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  • Серикова Анна Андреевна. Эффективные пути развития по средствам художественно – эстетической деятельности дошкольников.
  • Каверина Ирина Николаевна. ВОСЕМЬ ГРАНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
  • Редактор. proekt
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Досугая деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Плотниченко Наталья Александровна. ММ-презентация для проведения семинара для педагогов на тему: «Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения»
  • Торн Кей, Маккей Дэвид. - Тренинг. Настольная книга тренера
  • Как найти лучшую веб-студию - признаки профессионализма
  • Пескова Юлия Дамировна. Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО
  • Иванова Ирина Васильевна. Организация проектной деятельности в МДОБУ № 12 «Сказка» в условиях реализации ФГОС ДО
  • Романова Ольга Владимировна. Нравственное развитие дошкольников с ОВЗ
  • Керимова Эльмира. Реализация ФГОС в практике воспитателя
  • Журбенко Ольга Александровна. Презентация на тему 'Игровые математические технологии в ДОУ'
  • Серёдкина Надежда Николаевна. Методический портфель педагога дошкольного образования (образовательная область «Познавательное развитие», тематический блок экологическое воспитание старших дошкольников)
  • Наталья Владимировна Рашкинене. Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте.
  • Пушкина Е.В. Бонарева О.Н. Хафизова Н.В.. Методическая разработка «Пластилинография – как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Дударева Лилия Александровна. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Андрианова Дарья Владимировна. Информационно — коммуникационные технологии и ЛЕГО – конструирование в практической деятельности ДОУ.
  • Позднякова Ирина Владимировна. «Технологии социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Соковнина М.С. Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Арушанян Сатеник Грайровна. Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников.
  • Деятельность Центра профессионального самоопределения школьников "Навигатор": из опыта работы
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Обмоина Елена Юрьевна. Теоретические подходы к проблеме развития речи младших дошкольников
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Антонова Анна Алексеевна. Здоровьесберегающие технологии, используемые учителем-логопедом в коррекционно-развивающей работе
  • Ширнина С. А.. Конспект игрового мастер – класса «Музыкально-экспериментальная лаборатория»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Мухина Алина Александровна. Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию компетенций управленческих кадров в системе дошкольного обра
  • Кулагин Б. В. - Основы профессиональной психодиагностики
  • Каликина Ирина Юрьевна. Развивающая предметно-пространственная среда в эффективной реализации образовательной области ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»
  • Масина Марина Владимировна. Детский дизайн как нетрадиционная форма организации работы по развитию творческих способностей детей.
  • Волошенко Ирина Алексеевна. Патриотическое воспитание личности – актуальность проблемы нашего времени.
  • Светлана Капутская. Развитие творчества через приобщение старших дошкольников к художественному труду



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь