Томашек Нино. Системный коучинг. Целеориентированный подход в консультировании.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 12860

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

сенсомоторного взаимодействия циркулярно-рекурсивна. Но эта рекурсия означает - живая система, как, например, человек, меняет свое восприятие через свои движения, свои действия и, наоборот, свои движения она формирует через свое чувственное восприятие. Следовательно вещи, которые нам «противостоят», - это «знаки для стабильных способов поведения», это «объекты». Ведь мы постепенно учимся обращаться с нашим внешним миром, «понимать» его через (в первичном смысле) его «принятие» и поэтому вырабатываем способы поведения - как обращаться с «вещами», «объектами», не зная, что эти вещи представляют собой на самом деле. Эти наши человеческие способы поведения, способы поведения людей как действующих наблюдателей своего внешнего мира, следует рассматривать как форму собственного поведения. Эта форма собственного поведения (в соответствии с проблематикой самоценности) создает состояние равновесия, которое в ходе нашего существования позволяет нам ощутить и воспринять впечатление непрерывности в нас, в нашем мире, в нашем окружении, то есть в наших субъективно воспринимаемых объектах. Это выражено как вывод в конструктивистской теории производства знаний Хайнца фон Фоерстера:
«Если хочешь получить знания, учись действовать».

Так, кратко следует указать на то, что конструктивистская философия, несмотря на ее гипотезы и теории, не является однозначно философской системой, а, прежде всего, полезным инструментом в практической жизни, как это определил Виттгенштейн:
«Философия - это не теория, а практика».
Если я отношу к себе и серьезно принимаю радикальный конструктивизм, то есть мыслю себя как самоформирующийся организм, который обнаруживает операционную целостность и работает, то есть живет, самореферентно, циркулярно-рекурсивно, и мое восприятие, все мои ощущения и чувственные возбуждения, от которых я никогда не могу «отделаться» - это только восприятие, какое оно есть: а именно, мое субъективно-присущее восприятие, опираясь на которое, я, как целостная (закрытая) живая система, конституирую, даже конструирую, в смысле изобретаю, мой мир, мою действительность, тогда мне ясно, что я - сам себе хозяин и что у меня есть свобода выбирать и решать по поводу всего, что меня касается. Как это сформулировал Фоерстер:
«В любой момент я могу решить, кто я есть».
Решение, которое мы должны принять каждый сам для себя, - имеет принципиальное значе-

ние: если я считаю себя посторонним (внешним) наблюдателем своего мира, своей действительности, если я в некотором смысле занимаю позицию наблюдателя (как это выразил Гельмхольц), позицию не включенного наблюдателя, и наблюдаю мир, универсум, самого себя и т. д. извне, определенным образом из панорамы замочной скважины, тогда я рассматриваю происходящее в мире, происходящее в моем мире, который я наблюдаю, мою действительность, как то, что происходит само по себе, без моего участия. В этом случае я следую основному принципу реализма: мир - это причина, мой опыт - это следствие, поскольку он зависит от мира. Таким образом, я следую законам и правилам, которые, по-видимому, диктует мне мир.
Но если я наоборот рассматриваю себя не как наблюдателя, не как того, кто занимает позицию наблюдающего, а считаю себя частью системы, частью этого универсума, тогда я изменяю этот универсум, как только я поднимаю свою руку. Это значит, что всегда, когда я что-либо делаю, я изменяю и себя, и универсум сам по себе! Тогда, согласно Хайнцу фон Фоерстеру, я следую основному принципу конструктивистской философии: «Мой опыт - это причина». А следствие - это мир, то есть мир - это результат моего опыта:

«Вопрос заключается лишь в том, «является ли мой опыт первопричиной, и вызван ли мир им?» И если я отвечаю «да!», тогда здесь и сейчас я решаю не только, как выглядит мой мир, но также - кто я сам».
У нас есть свобода решить для себя, что есть для нас наша жизнь, мы можем выбрать одну из двух возможностей. Но какую возможность выбрать - это принципиально неразрешимый вопрос, который можем решить только мы сами и только каждый для себя. На вопрос «Я нахожусь вне универсума или я - часть его?» принципиально нет ответа, нет абсолютно объективного ответа, так как на этот вопрос может ответить только каждый самостоятельно и только для самого себя. Мы свободны выбирать позицию, и, независимо от того, как мы для себя решим, ответственность за это будет лежать только на нас самих.
Конструктивистская этика начинается там, где я решаю для себя, что я - часть универсума, и что причина моих действий - во мне, а не где-нибудь еще, в ком-нибудь другом. То есть причина моих действий лежит во мне, я - свой собственный регулятор (в смысле кибернетики), и тогда все мои действия категорически подлежат моей собственной ответственности.

Из этого формируется «конструктивистское этическое требование» Хайнца фон Фоерстера, сторонника конструктивно-конструктивистского вероятностного мышления:
«Я всегда буду действовать так, чтобы общее число возможностей для выбора увеличивалось».

Системное мышление и действование на практике - системно-конструктивистский коучинг
Системно-конструктивистский коучинг, как это видно из самого его названия, с одной стороны, основан на теории систем, в особенности, на работах Никласа Луманна о «Социальных системах», а с другой стороны, на радикальном конструктивизме, как его сформулировали Хайнц фон Фоерстер, Умберто Р. Матурана и Эрнст фон Гла-зерсфельд.
Системно-конструктивистский коучинг построен на принципах «самосоздания», то есть самопроизводства живых систем, как это постулировал Умберто Р. Матурана. В этом консультаци-

онном подходе за основу принята общая «самоорганизация» любых систем, опираясь на которую и проводится работа с клиентом1. В условиях консультирования, как их представил Уве Грау в «Кильской модели консультирования», автономия любой социальной системы определена как основное положение:
«Индивид и социальные системы понимаются как автономные, самоорганизующиеся системы, которые конструируют свою «действительность»».
В этой модели системно-конструктивистского коучинга, прежде всего, объявлена борьба «определенной» действительности. То есть любое конструирование действительности (а «определенная» действительность, которую воспринимает каждый человек, есть ничто иное, как конструирование «некой» действительности в соответствии с тем, как ее воспринимает каждый отдельный человек) как такое, каким оно есть на самом деле, — это конструирование «некой» субъективно воспринимаемой действительности.
1 В этой связи следует упомянуть об изучении Хайнца фон Фоерстера термина «саморганизация», в котором он показывает принципиальную взаимосвязь с самореференцией организующихся систем, также в смысле «менеджмент и самоорганизация».

Наивысшая задача в коучинг-процессе - с позиции наблюдателя показать относительность любой реальности. Другими словами, мы постараемся показать, что любой человек обладает своим собственным, субъективно-присущим восприятием действительности и постоянно ре-конструирует и конституирует его в соответствии со своей способностью к восприятию.
Немецкий язык предоставляет чудесную возможность проанализировать значение понятия «вос-приятие» («Wahr-nehmung») как то, что «принимается» («nehmung») как «истинное» («Wahr»). То есть в соответствии с теорией производства знаний значение «истинного» («Wahr»), как оно определено в теории истины, лежит в «вос-приятии» («Wahr-nehmung») субъекта. В соответствии с этим, истину можно толковать как в чистом виде абстракцию результатов работы восприятия, если мы принимаем кибернетический подход за точку отсчета в теории производства знаний.
Что касается требования относительности, то с этой точки зрения мы также рассмотрим живую систему и укажем на то, что любое наблюдение за живой системой зависит от перспективы наблюдения (а это есть сам наблюдатель со всей его историей). Полученные таким способом результаты



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Феденых Наталья Владимировна. Реализация системно-деятельностного подхода в работе с родителями детей с ТНР
  • Королёва Татьяна Евгеньевна. Собственная методическая разработкаРеализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ
  • Поповичев С.В. Легко солгать тяжело
  • Татьяна Костина. Занятие в старшей группе 'Пейте, дети, молоко - будете здоровы'
  • Щеголихина Ольга Яковлевна. Новогодние шары
  • 9 признаков подходящего партнера для длительных отношений
  • Немирко Елена Анатольевна. Краткосрочный проект «За животным я понаблюдаю»
  • Абрамова Г. С. - Графика в психологическом консультировании
  • Войнич Наталья Юрьевна. Творческо-информационный проект «Осень-чудная пора…» в средней группе
  • Смирнова Ксения Викторовна. Проект для средней группы дошкольного возраста «Ветеринарная станция «Котофей»
  • Притча «Решение проблем»
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Актуальность проблемы полового воспитания. Формирование гендерных стереотипов.
  • Art therapy training on the formation of a conscious relationship to the process of self-discovery
  • Татарников Е.А., Богатырева Н.А., Бутова О.Ю. Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы
  • Суховарова Наталья Александровна. Творческий проект «Разноцветные носочки»
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Прохорова Олеся Викторовна. Рабочая программа по курсу «Экологическое воспитание»
  • Ломакина З.В. Смоловская И.В. Федосова С.Ю. Использование интегративного театра в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ
  • Игнатьева Т.В. Тренировочные вопросы (500 вопросов) для проверки готовности ребенка к школе. В 2-х частях
  • Хамитова И.Ю. Практика в онкологическом центре как этап становления профессиональной идентичности
  • Винер Дж., Майзен Р., Дакхэм Дж. - Супервизия супервизора. Практика в поиске теории. Supervising and Being Supervised: A Practice in Search of a Theory
  • Ермолаева Алла Александровна. Система адаптационных мероприятий в ДОУ
  • Нельсон-Джоунс Р. - Теория и практика консультирования
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика
  • Протасов В.Н. Теория права и государства. Вопросы и ответы
  • Рязанова Юлия Константиновна. Организация инновационной деятельности в дошкольном образовании
  • Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент. В 2 томах
  • Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике
  • Британ Нина Васильевна. Конспект нетрадиционного (КВН викторина) родительского собрания во второй младшей группе «Семейный КВН»
  • Главный Редактор. Сценарий 23 февраля - викторина для будущих защитников Отечества
  • Лапина Светлана Алексеевна. Карандашница-подставка
  • Трубецкова С.В. Физика. Вопросы - ответы. Задачи - решения
  • Лисина-Бабарик Наталья Леонидовна. Занятие по математике в подготовительной группе «Путешествие к королеве Математике»
  • Алексеев В.А. Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования
  • Абдулаев М.И. Теория государства и права
  • Баутина Елена Александровна. Особенности построения организационно – мотивационного этапа НОД в соответствии с ФГОС в ДОУ
  • Трапезникова Ольга Сергеевна. Конспект ННОД Тема: «Птицы города - воробьи»
  • Гуревич А. М. - Ассессмент: принципы подготовки и проведения
  • Геллерт Манфред, Новак Клаус - Все о командообразовании: руководство для тренеров
  • Кибанова А.Я. Управление персоналом организации. Под редакцией
  • Михляева Дарина Владимировна. Методическая разработка «Профессиональная идентичность педагога в условиях внедрения профессиональных стандартов и требований ФГОС ДО»
  • Притча «Человек, который жаждал знания»
  • Сеймур Садмен, Норман Брэдбери. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований
  • Маслова В.М. Управление персоналом
  • Бурлачук Л.Ф. - Психодиагностика: Учебник для вузов
  • Technique decision. Descartes Square
  • Джон Уитмор Коучинг высокой эффективности
  • Языкова Ольга Юрьевна. Мастер класс 'Пасхальные капанки'
  • Людмила Менькова. Конспект занятия по развитию связной речи



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь