|
Васильев Николай Николаевич. Тренинг преодоления конфликтов.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 85873
Автор: Васильев Николай Николаевич.
Название: Тренинг преодоления конфликтов. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 1. Болезненные чувства. Гнев может настолько заблокировать болезненные переживания, что они изгоняются из сознания, перестают замечаться. Он может также привести к разрядке при сильном возбуждении, сопровождающем следующие эмоциональные состояния:
• Тревога и страх • Утрата и депрессия • Обида • Вина и стыд • Чувство неполноценности («Я — неудачливый, плохой человек») 2. Болезненные ощущения. Стресс часто ощущается нами физически. Наиболее распространенной его формой является мышечное напряжение. Но стрессогенное возбуждение может также быть следствием физической боли или повышенной чувствительности симпатической нервной системы. Основные источники болезненных ощущений таковы: • Спешка • Физическая боль • Чрезмерные впечатления • Мышечное напряжение • Усталость и перегрузки 32 Тренинг преодоления конфликтов 3. Фрустрированная потребность. Гнев может вызвать разрядку напряжения, порожденного неудовлетворением желаний и потребностей человека. В таком случае агрессивная раздраженность обеспечивает выход возбуждению, которое неизбежно возникает при блокировании потребностей: • Возбуждение из-за блокирования потребностей или желаний • Ощущение, что все идет не так, как надо • Чувство вынужденности 4. Угроза. Любая угроза, физическая или психологическая, немедленно вызывает в нас возбуждение, которое мобилизует все силы человека и создает сильнейший потенциал для каких- либо действий, ослабляющих стресс. Для каждого из четырех видов стрессовой ситуации характерен механизм психологической тревоги. Он сигнализирует нам, что не все благополучно. Но как только нарастает возбуждение, увеличивается и наша потребность его преодолеть, остановить страдание. Часто источником угрозы являются следующие ощущения: • «На меня нападают» • Чувство потери себя • Чувство покинутости Между тем, существуют и иные, менее разрушительные способы снятия напряжения. Мы обсудим их ниже. Неоправданные чувства Нервно-психическое напряжение выполняет мобилизующую функцию. В ряде случаев эмоции помогают справиться с ситуацией, завершить ее. Такие эмоции называют «оправданными», или аутентичными. В других случаях эмоции существенно снижают наши способности справляться с трудностями. Американский психолог Э. Берн утверждал, что в глубоком детстве маленький ребенок научается манипулировать чувствами своих родителей, «демонстрируя» им чувства, которые он реально не испытывает. Если, например, аутентичный гнев в состоянии фрустрации (не дали конфету) не помогает ребенку получить родитель Тема I. Управление эмоциями 33 ское признание, он может скрыть свое истинное чувство и демонстрировать какое-то иное, например, обиду. Если такая демонстрация приводит к успеху и он получает желанное признание, то чувство, с помощью которого этот успех был достигнут, закрепляется как шаблон поведения. Предназначение этого эмоционального поведения не в том, чтобы завершить ситуацию, а в том, чтобы получить внимание от родителя. Позже такое «вымогательство» направляется на манипулирование другими людьми, на получение от них желанных эмоций и поведения. Поэтому такие чувства называют «рэкетными». Рэкетное чувство, в отличие от аутентичного, — всегда попытка манипуляции другим человеком. Часто рэкетные чувства взрослого человека не вызывают той реакции, к которой он привык в детстве. Тем не менее, он бессознательно использует этот шаблон в конфликтном взаимодействии в те моменты, когда, переживая фрустрацию, он регрессирует к архаичным формам поведения. Если аутентичные чувства помогают справиться с ситуацией, то рэкетные, в большинстве случаев, лишь усугубляют реальное положение дел. Поэтому необходимо различать оправданные, помогающие эмоции и ложные, неаутентичные чувства. Выделяют четыре основных аутентичных чувства. Одно положительное — радость. Три негативных — страх, гнев, печаль. Если радость может относиться и к прошлому, и к настоящему, и к будущему, то негативные чувства имеют строго определенную ориентацию во времени. Аутентичная тревога позволяет быть осторожным, предсказывая опасности в будущем. Аутентичный гнев позволяет мобилизовать силы для «рывка» в настоящем. Аутентичная печаль помогает проститься с прошлым. Эти чувства становятся неоправданными, если они неверно ориентированы во времени. Страх и гнев, ориентированные в прошлое, не в состоянии изменить уже свершившееся. Страх и печаль в настоящем снижают энергетическую обеспеченность и эффективность действий. Гнев или печаль по поводу еще не наступивших событий также не мобилизуют позитивные ресурсы. Культурные стереотипы запрещают переживать некоторые эмоции. Часто социально неодобряемым оказываются гнев, обида, тревога. Даже испытывая сильные эмоции, человек может искренне «не замечать» их наличие («Я вовсе не расстроился... не обиделся... я не сержусь... я ничего не боюсь...»). 2 Зак 95I 34 Тренинг преодоления конфликтов Первый шаг к управлению эмоциями — признание их наличия. Второй шаг — изучение ситуаций, их вызывающих. Знание своих реакций позволяет быть подготовленным к появлению эмоций, не дать им застать себя врасплох. Третий шаг — различение аутентичных и неконструктивных реакций. Аутентичные чувства помогают справиться с ситуацией, неоправданные — мешают. А. Эллис предложил еще один критерий для идентификации неоправданных чувств. Оправданные оценки ситуации включают такие эмоции, как разочарование, грусть, раздражение, сожаление, неудовольствие и могут быть ранжированы человеком от 1 до 99. Неоправданные эмоциональные оценки ситуации начинаются со 101 и уходят в бесконечность. Они включают в себя такие переживания, как депрессия, тревога, ярость, отчаяние, враждебность, жалость к себе и тому подобное. Главное в неоправданных переживаниях, с точки зрения Эллиса, — их чрезмерный, преувеличенный характер. Выполняя упражнения этой работы, вы сможете проанализировать характерные для вас эмоциональные реакции и выделить те, которые оказывают разрушающее воздействие. ПРАКТИКУМ Цель работы Изучение эмоциональных состояний, сопровождающих конфликтное взаимодействие. Ход работы Шаги с 2 по 5 выполняются каждым участником тренинга индивидуально, 6-й — в рабочей группе численностью 6-8 человек. 1. Вспомните, когда и где в последнее время вы испытывали перечисленные выше разрушающие переживания. 2. Составьте таблицу, где напротив каждой группы переживаний (С) опишите ряд ситуаций (А), в ответ на которые у вас возникли эти эмоции. Постарайтесь вспомнить по нескольку ситуаций на Тема I. Управление эмоциями 35 каждую группу эмоций. Возможно, некоторые из эмоциональных переживаний вам не свойственны, вы их никогда не испытываете. В таком случае пропустите соответствующую рубрику. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|