Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста).

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 58343

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

встретила молодых людей, которые хотят ее обмануть, приютила и заботилась о них, она весела и счастлива. По ходу спектакля становятся очевидными те позитивные изменения в ее настроении, отношении к жизни, к людям, которые происходят с ней в ее преклонном возрасте.
Отношение к проблемам развития приобретает и культурную обусловленность. То, что в одних культурных традициях рассматривается как проблема развития, в других — не вызывает проблемы. Например, в американской культуре есть представление о том, что совершенно не обязательно, чтобы все умели говорить, поэтому в случае ребенка с задержкой речевого развития вопрос о коррекции не ставится.
Вот один из примеров, который вспоминает российский логопед, работающая в Америке, Л. Берман: «Юноше 24 года, и он ничего не говорил. Американцы (в силу своей особой ментально-сти) вовсе не считают, что каждый должен говорить. Специалисты были уверены: он и без того счастлив, ведь он занимается спортом. Родители же уверены: раз специалисты сказали, значит, ничего нельзя сделать. Я начала с юношей работать, и он заговорил. Каково же было мое изумление, когда однажды его мать попросила меня прекратить лечение: "С одной стороны, я, конечно, рыдала от счастья, услышав голос сына. Но, с другой стороны, я так боюсь, что у него будет русский акцент!"»4
1.3. СООТНОШЕНИЕ ПРОБЛЕМ И КРИЗИСОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В связи с увеличением количества факторов, представляющих угрозы для здоровья, психического развития и жизни человека (техногенные и природные катастрофы, терроризм, войны, эколо-
4 Берман Л. В 52 года я поступила в университет. Известия, 8 февраля 2002 года.
23
гические бедствия и др.) в психологии возникло направление, разрабатывающее теорию и практику психологической безопасности человека. В рамках этого направления описываются такие категории, как кризисные ситуации, психическая травма, угроза, опасность и т. п. В психологии развития понятие «кризис развития» существует с первых десятилетий прошлого века. Его определение в настоящее время может не совпадать с теми признаками кризисов, которые квалифицируются как угроза для жизни. Это замечание важно иметь в виду, поскольку в данной работе рассматриваются кризисы психического развития. Чаще всего они возникают в условиях, которые не представляют опасность для здоровья и жизни людей, а имеют иногда закономерный характер.
1.3.1. Понятие о кризисе психического развития
Появление кризиса психического развития большинством ученых связывается во времени с изменением жизненной ситуации человека. Кризис прерывает то течение развития, которое ему предшествовало, блокирует его и приводит к необходимости совершить скачок в развитии через изменение себя.
К числу параметров анализа кризисной ситуации относят следующие:
• временная отнесенность;
• субъектность (роль отвечающего в событии);
• оценочность (отношение к событию);
• конфликтность.
Для кризисов развития характерны:
• неотчетливость границ;
• смена кризиса стабильными периодами;
• трудности во взаимоотношениях с окружающими. Что общего в определениях кризиса развития, данных разными авторами, и чем они дополняют друг друга?
Л. С. Выготский: «Кризис есть сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смешений, изменений и переломов в
24
личности ребенка». И далее: «Мне представляется, что за всяким переживанием стоит реальное динамическое воздействие среды в отношении к ребенку. С этой точки зрения, сущностью всякого кризиса является перестройка внутреннего переживания, иначе говоря, двигатели его деятельности претерпевают переоценку ценностей... Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей есть основной момент при переходе от возраста к возрасту» (Выготский Л. С, 1984, с. 385).
Внешнее изменение среды Л. С. Выготский связывает с появлением новой социальной ситуации развития, которая становится для человека новым вызовом, требующим «расставания» со старым, в том числе и со сложившимися ценностями.
При всех различиях в определениях кризиса развития, которые приводятся ниже, можно выделить общие его характеристики:
• отсутствие тех психических ресурсов, которые необходимы для разрешения возникшей ситуации;
• выработка психологических механизмов его разрешения (адаптационных, волевых, интеллектуальных и др.).
М. В. Гамезо и др.: «Кризис — состояние, порождаемое вставшей перед индивидом проблемой, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычным способом»5. Автор выделяет два типа кризиса: потрясение, оставляющее шанс выйти на прежний уровень жизни, и перечеркивание имеющихся жизненных замыслов, выходом из которого может служить изменение самой личности и смысла ее жизни.
Ф. Е. Василюк рассматривает кризис как поворотный пункт жизненного пути: «Внутренней необходимостью жизни лич-
5 Гамезо М. В., Герасимова В. С, Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 1999. С. 89.
25
ности является реализация своего пути, своего жизненного замысла. Психологическим "органом", приводящим замысел сквозь неизбежные трудности и сложности мира, является воля... Когда перед лицом событий, охватывающих важнейшие жизненные отношения человека, воля оказывается бессильной, возникает специфическая для этой плоскости жизнедеятельности критическая ситуация — кризис»6.
Г. Крайг: «Критический период — отрезок времени, когда определенный средовой фактор способен вызвать эффект»7. Э.Эриксон понимал кризис развития как психосоциальный конфликт, который может быть критическим в определенной точке жизненного пути. Выход из него предполагает адаптацию к новым условиям.
Предметом конфликта развития могут быть следующие вопросы:
• Могу ли я доверять?
• Могу ли я управлять собственным поведением?
• Могу ли я исследовать границы своих возможностей?
• Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?
• Кто Я?

1.3.2. Виды кризисов
Наиболее часто рассматривают возрастные кризисы: кризис рождения, кризис 3-х лет, подростковый кризис, кризис тридцати лет, кризис инволюционного периода и т. п.). Этот вид кризисов связан с появлением определенных психических новообразований, свойственных тому или иному возрасту. Трудности в развитии этих новообразований могут приобретать кризисный характер.
При этом возрастные кризисы могут дополнительно характеризоваться и теми аспектами психического строя, которые они
6 Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984. С. 47.
7 Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 21
26



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Прошина Анна Ивановна. Теоретические подходы к рассмотрению проблемы готовности ребёнка к школе.
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Ispanka Anna. Актуальные проблемы развития речи дошкольника.
  • Романовский В.А. Методология клинического диагноза в психиатрии и психотерапии.
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Сафронова Кристина Владимировна. Как развить память у ребёнка с задержкой психического развития?
  • Федотова Мария Леонидовна. Статья о проблеме дошкольного воспитания «Проблемы освоения современными дошкольниками сюжетно-ролевых игр»
  • Келина Наталия Николаевна. Фундаментальные теоретические исследования по проблеме речевого развития ребенка-дошкольника
  • Вите О.Т. Палеопсихология Поршнева и психоанализ: тревога восьмимесячного и некоторые смежные проблемы психического развития
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Волкова Ольга Александровна. Конспект коррекционного часа в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития «Клуб знатоков»
  • Болотова Наталья Викторовна. Особенности индивидуальной работы с детьми с задержкой психического развития. Конспект занятия.
  • Барбараш А.Н. Проблемы мировоззрения.
  • Грязных Светлана Николаевна. «РАЗВИВАЕМ ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
  • Повышева Галина Михайловна. Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развития
  • Загидуллина Нина Сергеевна. Исследование коммуникативной культуры дошкольников в условиях трудовой деятельности
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Кистярева Татьяна Евгеньевна. Проблемы современного ребенка.
  • Незнанова Галина Васильевна. Презентация темы: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»
  • Коннова Наталья Борисовна. Актуальные проблемы преподавнания курса ОРКСЭ
  • Бэйдер Э. Ступени на пути к близости: позитивный взгляд на проблемы в отношениях пары
  • Кутейникова Е.А., Рыжих Т.В.. «Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития дошкольного возраста»
  • Уварова Виктория Ивановна. Проблемы семей с аддикциями.
  • Шевченко Оксана Анатольевна. Использование методики Зайцева при подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития
  • Лавров Е.И., Капогузов Е.А. Экономический рост: теории и проблемы
  • Якубова Елена Николаевна. Коррекционная работа по развитию мышления старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактических игр
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Кузнецова Анна Алексеевна. Проблемы реализации ФГОС по основным направлениям развития образование детей дошкольного возраста
  • Рассолов М.М., Малахов В.П., Иванов А.А. Актуальные проблемы теории государства и права
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Актуальность проблемы полового воспитания. Формирование гендерных стереотипов.
  • Баракова Эльвира Назировна. Особенности развития мелкой моторики у детей с ЗПР
  • Антипина Алёна Иннокентьевна. Мастер-класс «Развитие памяти у дошкольников с задержкой психического развития посредством игр и упражнений»
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Ляйсан Мухаметзянова. Доклад На тему: «Проблемы и пути развития детского творчества»
  • Лариса Чудинова. Трудности и проблемы в развитии детей-дошкольников 'Вербализм'
  • Шурыгина Анна Борисовна. Игра как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста
  • Бабкина Татьяна Николаевна. Сенсомоторная коробка «Волшебные окошки»
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Люфт Елена Юрьевна. Музейно-образовательная деятельность в ДОУ как средство развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
  • №20 ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОЗАЩИТЫ
  • анна жумабаева. Преемственность между дошкольным и начальным обучением: проблемы, пути, решения.
  • Селищева Татьяна Викторовна. Статья «Использование психологических настольных игр с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».
  • Матвеева Татьяна Алексеевна. «Волшебный полёт в город эмоций» интегрированное психолого-музыкальное занятие для детей подготовительной группы с задержкой психического развития
  • Кулешова Марина Александровна. Сопровождение ребенка с задержкой психического развития в дошкольном учреждении
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Василенко Светлана Борисовна. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД ПРОЕКТ «ВЕСЁЛЫЙ ЛЕТНИЙ МАРАФОН»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь