Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57010
Автор: Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В.
Название: Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Зарубежные авторы подчеркивают, что стресс играет все более важную роль в современном обществе, при этом семья остается для него открытой и уязвимой в большей степени, чем общество в целом. Семья находится в сложном комплексе различных влияний как внесемейных (политические реформы, спады в экономике, социальные трансформации в обществе), так и внутрисемейных (появление/уход одного из членов семьи, принятие родительской роли, уход детей из родительской семьи), и в своем развитии на фоне этих влияний постоянно формируется и изменяется.
Так, частые высокие стрессовые нагрузки в профессиональной деятельности накладываются на трудности повседневной жизни, существующие в кругу семьи и ближайшем окружении. Тесное взаимодействие стресса в разных сферах стирает границы между частным и общественным жизненным пространством, вследствие чего выявление уровня стресса бывает затруднительно, так как происходят множественные взаимопереплетения и взаимовлияния факторов стресса. При этом внешние нормативные и ненормативные стрессоры и ежедневные неприятности находятся во взаимной согласованности с внутренними стрессорами (конфликты личности, дефицит компетентности) каждого отдельного члена семьи. В 1990-е гг. теоретические и эмпирические разработки семейного стресса в зарубежной психологической науке были представлены 22 такими учеными, как Г. Боденманн (1997), П. Босс (1987), П. Вацлавик, Р. ВиклендиМ. Фиш (1977), С. Р. Картер (1988), М. Перре (1998). Их исследования направлены на выявление наиболее значимых для семейной жизнедеятельности стрессов и поиск объяснения того, как семье удается преодолевать напряжение критических жизненных ситуаций и кризисов. Стресс в последние десятилетия понимался по-разному — и как общий адаптационный синдром (Г. Селье, 1936), и как причина психических и физических болезней (Е. Л. Филипп, 1990; С. Хоб-фолл, 1989; Т. Холмс и P. Pare, 1967). Наиболее признанным большинством авторов считается следующее определение стресса. Стресс — это связь между индивидом, его внутренним миром и окружающей внешней средой, причем воздействие среды превышает его собственные силы и возможности. При этом появляется угроза здоровью человека, социальному приспособлению и уровню работоспособности. Стресс представляет собой дисбаланс между внешними и внутренними требованиями к личности и ее возможностями реагирования на них, причем этот дисбаланс не обязательно существует объективно, он может переживаться субъективно, то есть ситуация воспринимается человеком как критическая. Формы семейных стрессов разделяют на две группы: 1) макрострессы в семейном развитии как критические жизнен -ные события (например, Е. Л. Филипп, 1990); 2) микрострессы, которые охватывают повседневные требования и ежедневные неприятности (например, Е. Дюваль, 1981). Г. Боденманн подчеркивает, что стресс, с которым сталкивается семья, может быть следствием: 1) объективных физических неблагоприятных условий (например, высокий уровень шума и загрязнения атмосферы в городах, плотность застройки, тесное жилье, отсутствие детских игровых площадок, опасность уличного движения для детей, подростковая преступность); 2) инфраструктурных условий (например, низкое качество услуг, предоставляемых семье, высокая стоимость содержания детей, неудовлетворительная семейная политика в обществе) ; 3) конфронтации с ежедневными неприятностями (например, неприятные соседи, повседневные неприятности); 23 4) критических жизненных событий (например, переезд, начало обучения детей в школе, выход матери на работу); 5) проявления этапа развития семейного цикла (начало обучения детей, их пубертатный период, выбор профессии и ► т.д.). Теоретическую концепцию стресса развивает также СР. Картер, который различает вертикальные, распространенные на поколения, стрессоры и горизонтальные стрессоры, которые, в свою очередь, могут быть нормативными (так называемые «задачи развития») и внешними (так называемые «критические жизненные события»). Горизонтальные стрессоры состоят из изменений в жизненном цикле, нормативных / ненормативных стрессоров (таких как нео -жиданная смерть, хроническая болезнь или авария, факты семейной биографии). Вертикальные стрессоры имеют в своем основании семейные и межпоколенные стереотипы взаимоотношений, семейные мифы, семейные тайны и семейные завещания (послания, наказы), которые относятся как к нуклеарной, так и к расширенной семье (с бабушками и дедушками, братьями и сестрами). В конце 1940-х гг. группа зарубежных ученых выдвинула модель семейного стресса, обусловленного этапами семейного развития. Они выдвинули предположения о том, что: • различные этапы в семейном цикле (например, супружество без детей, семья с маленькими детьми, семья с детьми дошкольного возраста, семья с детьми школьного возраста, семья с детьми-подростками, семья в процессе отделения, в середине жизни, в старости) характеризуются различными особенностями внутрисемейной жизнедеятельности; • здоровое развитие семьи и ее членов требует успешного пре -одоления последовательных задач развития (Е. М. Duvall, 1948). При этом каждый этап характеризуется типичными ожиданиями, нормами, специфическими ролями, а также обязательной структурой власти, структурой аффектов, структурой коммуникации (К. Роджерс, 1973), парными и общесемейными системами взаимодействия (развитие интимности и сексуальности, развитие детско-родительских отношений) и их распространением на широкий спектр событий (например, рождение ребенка, уход из родительского дома) (С. В. Уайт, 1991). 24 Эта модель рассматривает системные изменения семьи на определенных этапах и связывает наличие обязательных адаптационных способностей семьи с этапами семейного развития (П. Вацла-вик, Р. Викленд, М. Фиш, 1974). Авторы исходят из того, что переход на новый этап семейного цикла приводит к более или менее глубоким изменениям семейных коммуникативных и ролевых стереотипов и требует приспособления и адаптации. В подходе М. Перре (1997) представлено понимание семейного стресса как центрального фактора в дисфункциональном семейном развитии. Считается, что стресс во многих случаях может являться причиной девиантного поведения в семье (например, при -менение насилия), формирования и развития внутренних и внешних отклонений как у детей, так и у родителей, а также может привести нуклеарную семью на грань распада. Особое положение в зарубежной психологической науке по данной проблематике занимает изучение стресса и копинга в сфере суп -ружеских отношений. Стрессы и трудности, переживаемые супругами, различаются по источнику их возникновения, по последствиям, по специфике их переживания и совладения с ними. Выделяют несколько источников возникновения семейного стресса внутри супружеских отношений. К ним относятся профессиональные нагрузки, финансовые трудности, низкое качество супружеских отношений, нарушения коммуникации и высокая частота конфликтов, неустойчивость семейных ролей, нагрузки, связанные с детьми. Профессиональные нагрузки характеризуются большим объемом работы и сверхурочными работами. Они сокращают время и возможности быть в семье и интересоваться положением дел у членов семьи, признавать их значение. Исследования, проведенные в Германии, показали, что 87% выборки из 600 супружеских пар указали стресс на работе как ежедневный источник нагрузки, который 37% мужчин и 29% женщин описывают как сильно обременяющий. Причем данное исследование подтверждает, что по рабочим дням конфликтов у супругов наблюдается больше, чем в выходные дни (Г. Боденманн, 2000). ЕСЛИ работают и муж, и жена, то ситуация может еще больше обостряться. Как сообщает Р. Раппопорт (1969), два супруга-«добытчика» часто отмечают ролевую перегрузку, а вынужденное 25 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|