Анохина З. В. История психологии. Шпаргалка.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 10215

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, TXT
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

31 МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ РУССКИХ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ДЕМОКРАТОВ


С середины XIX в. для российской научной и социальной мысли являлось типичным материалистическое осознание природы психических явлений. Под воздействием работ Чарльза Дарвина о генезисе растительных и животных организмов, а также человека организовывалось биологическое устремление представлений о природе человеческого сознания.
Представителями материалистических взглядов в то время были революционные демократы: В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев и др. Они находили в дарвиновской теории развития природы ко всему прочему и свидетельство непостоянства человеческого социума. Это явилось основанием для определения в естественных науках истинного обоснования своей центральной задачи – низвержения эксплуататорского режима царской России и его смены демократическим государством.
В. Г. Белинский (1811–1848). Критик, публицист и философ-материалист. Анализировал психику только лишь как следствие функционирования мозга. Являясь метафизиком, полагал, что мир находится в состоянии постоянного закономерного эволюционного развития. Развил основные принципы революционно-демократической эстетики и педагогики. Обусловил немаловажность воспитания и роли искусства в онтогенетическом формировании личности каждого человека.
А. И Герцен (1812–1870). Был отдален от приверженцев биологической природы психики, отмечая общественную природу человеческого сознания. Являясь также философом-материалистом, был представителем диалектического материализма, но объяснял это с либеральных позиций к общественным проявлениям человеческих отношений.
Н. Г. Чернышевский (1828–1889). Представитель русской социал-демократии. Развивал проблемы философии, социологии, этики, эстетики, педагогики и др. Антагонист философского идеализма (И. Канта, Д. Юма, Г. Гегеля и др.). Исходными положениями научного идеологии полагал физическую целостность мира, его бесконечную познаваемость.
Материализм Н. Г. Чернышевского заключал в себе элементы антропологизма, заимствованного из антропологического подхода Л. Фейербаха – философского тезиса, разъясняющего социальную жизнь потребностями и свойствами личности как биологического создания. Данная позиция базируется на анализе человека в отрыве от общественной деятельности, что свидетельствовало об идеализме взаимоотношений социальных явлений. Материалист в осмыслении природы и теории познания, Н. Г. Чернышевский был идеалистом в осознании истории общественного формирования социума. Он дал научное обоснование позициям атериалистической эстетики, отстаивал принципы критического реализма, акцентировал значительность воспитания и обучения для процесса развития идеологии и мировоззрения личности.


32 УЧЕНИЕ О ПСИХИКЕ И СОЗНАНИИ


Психика – воспроизведение объективной реальности, обнаруживаемое субъектом в поведении и деятельности. В широком осмыслении – это совокупность всех психических явлений. Имеются разнообразные степени психики, присущие всем живым организмам: от одноклеточных (простейших) до самого высокоорганизованного – человека.
Все психические явления связаны с деятельностью мозга – центральной нервной системой. В начале XX в. оформились две центральные науки о психике на базе изучения эмпирических данных (практических обследований) – физиология высшей нервной деятельности и психофизиология. Взаимоотношение деятельности мозга с особенностями поведения рассматривал И. М. Сеченов. Последующие проведенные исследования психики продолжил И. П. Павлов, сформировавший теорию условно-рефлекторного научения. Заслуги в исследовании психофизиологии относятся ряду отечественных (П. К. Анохин) и зарубежных (К. Халл) ученых.
Н. А. Бернштейн эмпирически аргументировал, что никакое примитивное физическое движение не совершается без участия психики. Основателем психофизиологии научения является американский ученый К. Халл. Он анализировал врожденные и приобретенные механизмы регуляции адаптации к среде обитания и стабильности поддержания гармоничного состояния внутри самого организма – функции гомеостаза (физико-биохимические реакции, регулирующие неизменность внутренней среды: уровень кровяного давления, частоту пульса и дыхательных движений, температуру тела и пр.).
Психика (psyche – «душа», «бабочка») в узком истолковании представляет собой индивидуальный образ объективного мира. Другими словами, каждый конкретный человек видит окружающую действительность по-своему, в зависимости от особенностей характера. В психическом и физиологическом смысле, любой вид флоры и фауны имеет границы в степени психического созревания, обнаруживающегося с помощью элементарных ответных реакций на внешние возбудители (явление раздражимости) до сложных сознательных действий или применения познавательных процессов у животных.
Сознание – форма воспроизведения объективной реальности в психике человека, характеризующаяся тем, что в качестве опосредованного, промежуточного фактора выдвигаются элементы социально-исторической практики, дозволяющие сооружать объективные (установленные) картины мира. Отправным пунктом социально-исторической практики является совместно реализовываемая деятельность. В субъективном формировании некоторые составляющие деятельности постепенно осваиваются ребенком в общей со взрослыми деятельности.
Сознание включает:
1) способность изолировать себя как индивидуума от окружающей действительности и себе подобных;
2) индивидуализацию познаний для остальных людей;
3) адекватное отображение реальности.


33 ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ


Естествознание – совокупность наук о природе (биологии, физики, химии, астрономии, геологии и др.), обусловливающих постижение ее законов путем труда человека и применение объективных природных закономерностей в интересах социального эволюционного развития.
Центральным вопросом донаучного периода психологии являлся вопрос о связи души как независимого или зависимого начала от материи. Главным образом, философские мысли о душе и о мире не были в научном смысле предметом исследования до конца XIX в.
Основоположником научной психологии стал немецкий ученый В. Вундт (1832–1920), открывший первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге в 1879 г.
Следуя идеям ассоциатизма, главной задачей психологии как дисциплины он полагал исследование таких частей сознания, как чувства, положительные и отрицательные для человека физические волнения, а также закономерности взаимосвязей между этими частями. Теория В. Вундта получила наименование «теория элементов сознания». Своим изучением он определил введение в исследование деятельность центральной нервной системы опытным путем, базируясь на естественнонаучном методе предшественников в исследовании функционирования психики.
Предшествующие исторические исследования в естественнонаучных областях принадле-
жат деятельности М. В. Ломоносову как одному из родоначальников естествознания, чьи работы нашли всеобщую известность лишь с середины XIX в. Проведенные им исследования в сферах химии, физики, астрономии и других науках обусловили область формирования психологии как науки не только гуманитарного, но и естественнонаучного содержания.
Предпосылками научно аргументированного исследования психологии также были:
1) миропонимания русских революционных демократов, воздействовавшие на появление научных подходов (И. М. Сеченова, В. Вунд-та, М. В. Бехтерева, И. П. Павлова), опытным путем изучающих деятельность психики с физиологических точек зрения;
2) начальные усилия истолкований функционирования мозга;
3) донаучные теоретические идеологии на существенность роли взаимодействия химических элементов в процессе жизнедеятельности организма при превалирующей регуляции рациональной основы;
4) работы Ч. Дарвина по теории эволюций и выживаемости видов, что получило свое развитие в марксистском течении, поддерживающем материалистические, метафизические взгляды на соотношение природных закономерностей и субъективных форм психического отображения.
Началом для появления научного направления исследования психики явилось материалистическое миропонимание на природу и роль мозга как ее главного носителя познания.


34 ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКАЯ ШКОЛА ФИЗИОЛОГИИ


Физиология оказывается тесно связанной с биологией, так как объектом ее исследования являются живые организмы, изучает процессы их жизнедеятельности. Благодаря этому она прямо соотносится с биохимией и биофизикой.
Физиология (от греч. fisis и logos – «наука о природе») исследует механизмы жизнедеятельности органов и систем организма, а также физические и химические процессы ее проявлений. Исследование физических начал психической деятельности ученые объединяли с деятельностью центральной нервной системы, стабилизирующей функции организма в целом. Показатели течения физиологических процессов в организме не могут осуществляться без физико-химической природы электрических возможностей.
Возникли такие методы фиксации биоэлектрической энергичности, как электроэнцефалография (электроэнцефалограмма – ЭЭГ), маг-нитоэнцефалография (МЭГ), топографическое картирование электрической активности мозга (ТКЭАМ), компьютерная томография.
Метод исследования вегетативных реакций – измерение кожно-гальванической реакции (КГР). К тому же возникли и методы изучения других органов и систем организма:
1) ЭЭГ. Австрийский психиатр Х. Бергер в 1929 г. определил вероятность фиксации биотоков мозга, что привело к образованию метода фиксации биоэлектрической энергичности центральной нервной системы;
2) МЭГ. Американский исследователь Д. Коен разработал первые измерения электромагнитного поля человека в 1968 г.;
3) ТКЭАМ. Метод построен для увеличения результативности ЭЭГ. Позволяет более разграничено изучать функциональные состояния мозга по его непосредственным областям, т. е. повсеместно;
4) компьютерная томография. Совокупность рентгеновской и вычислительной технологии, предоставляющая более подробные описания мозга;
5) КГР. Еще в конце XIX в. француз К. Фере и физиолог И. Р. Тарханов синхронно зафиксировали возможные отличия между разнообразными участками кожной поверхности. Измерение порогов восприимчивости сенсорной системы организовано французским ученым П. Бугером и немецкими психофизиками Э. Вебером и Г. Фехнером и др.
Одним из главнейших пунктов физиологических обследований до сих пор является вопрос определения физико-химического начала функционирования нервной клетки. И здесь доминирующим составляющим становится исследование химических процессов, проходящих в клеточных структурах. Академик П. К. Анохин (1898–1974), родоначальник теории функциональных систем организма, определил, что молекулы формирующего мозга, отвечающие за пищевое поведение, во взрослом организме действуют в качестве химические регуляторы. С середины 1870-х гг. центральным течением в исследовании физиологии поведения является пептидное. Пептиды, а не химические медиаторы становятся началом нейрохимического фундамента всевозможных видов поведения.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Сравнительная психология и зоопсихология.
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Братусь Б. К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Реана А.А. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией
  • Рамиль Гарифуллин. Постмодернистская психология смысла. Введение в постмодернистскую(неклассическую) психологию.
  • Сапогова Е.Е. Психология развития человека
  • Психология запахов
  • Чистяков А.В. (Владимирский) МАТЕРИАЛЫ ПО КОHСТРУКТИВHОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Сосновского Б.А. Психология. Под редакцией
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Никита Тараторин. Психологи на службе спецслужб
  • Образцов Виктор Александрович, Богомолова Сапфо Николаевна. Криминалистическая психология.
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Юнг К.-Г. Психология и религия.
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Обухова Л.Ф. Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка.
  • Аналитическая психология; Analytical psychology; Analytische Psychologic
  • Палмер Джек, Палмер Линда. Эволюционная психология.
  • Братченко Сергей. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ДЖЕЙМСА БЮДЖЕНТАЛА: УРОКИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИИ
  • Гордиенко Виктория Александровна. Ценность психологического знания
  • Никифорова Г.С. Психология здоровья. Под редакцией
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Глубинная психология; Depth psychology; Tiefenpsychologie
  • Психология лидерства
  • О. Романчук. Психология веры, обрядов и культовых действий
  • Шаповаленко И.В. Возрастная психология
  • Спасенников В.В. Экономическая психология
  • Сергей Ваховски. Семь самых распространенных заблуждений о психологах и психологии
  • Джемс. Психология.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Марцинковская Т.Д. Психология
  • Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь