Здесь речь может идти не об ученичестве перечисленных выше мыслителей у Кожева, а о существенном идейном влиянии Гегеля, которое ретранслировал Кожев, заботясь, что называется не о букве, а о духе гегелевского учения. Он был, как мы уже упоминали, гораздо меньше озабочен академической карьерой и место в культурном сообществе, чем его современники и ученики. Последние скорее получили некий энергетический заряд большой мощности, который был, по существу, истрачен на некие философские манипуляции, оправдывающие систему, обеспечивавшую им комфортное существование. Последний тезис не имеет ничего общего с позицией Кожева, меньше всего озабоченного соображениями политкорректности. Широко известны его рассуждения о природе войн, приведенные в предлагаемой книге. Вообще кульминацией и главной смысловой точкой "борьбы за признание" Кожев считал революцию, рассматривая вслед за Гегелем в качестве примера Великую Французскую Революцию и наполеоновские войны. Студенческую парижскую весну 1968 Кожев воспринял с нескрываемым презрением, объявив этот бескровный бунт ребяческими забавами сынков обеспеченных родителей (такая оценка особенно интересна а фоне бесконечных восторгов Сартра и интеллектуалов рангом пониже). Известен его ответ на настороженные вопросы о долгожданном мае 68-го Раймону Арону: Кожев, поинтересовавшись количеством жертв и узнав, что таковых нет или почти нет, ответил, что революций без жертв не бывает. В представлении Кожева социальная борьба обязательно должна быть кровавой, что только и может служить критерием ее реальности. Словесных дискуссий и словесных жертв в качестве социальных аргументов он не признавал, о чем ни раз упоминает в "лекциях". Он был если не исполнителем, то, как минимум, последовательным сторонником реальной работы над социумом, а не перманентного оправдания наличной социальной реальности. Бесспорно, Кожев не был революционером и политиком. Он жил в Европе, преподавал, работа в министерстве. Он не был поклонником советской модели общества (просоветский настрой вообще был характерен для французской интеллигенции). Однако можно с уверенностью сказать, что окружавшая его буржуазная Европа, Европа вечных социальных компромиссов и самодовлеющего партикулярного интереса внушала ему еще больший пессимизм. Он не выступал с актуальными статьями на страницах газет, не пытался стать во главе сомнительных политических объединений или эстетских кружков. Он с нескрываемым пессимизмом наблюдал за измельчанием явлений жизни, политиков, идей, конфликтов. Можно сказать, что в современной философской традиции он является одним из самых последовательных пессимистов, однако, его пессимизм выглядит во сто крат достойнее казенного наигранного оптимизма большинства его философских современников.
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.