|
Жак-Ален Миллер. Семинар в барселоне, посвященный лекции фрейда «Die wege der symptombildung».Категория: Неофрейдизм, Психоанализ | Просмотров: 20706
Автор: Жак-Ален Миллер.
Название: Семинар в барселоне, посвященный лекции фрейда «Die wege der symptombildung». Формат: HTML Язык: Русский Внутреннее препятствие
Как уже указала Лусиа, данный период является в творчестве Фрейда центральным. Впоследствии, в 20-х годах, произойдет разделение личности на три инстанции - «Я», «Оно» и «Сверх-Я». Чему соответствует это принятое во второй топике деление? Опираясь на лекции «Введения...», ответ на этот вопрос дать нетрудно. Вытеснение - это то, что противостоит выговариванию, или, выражаясь в терминах, Фрейду более свойственных, - то, что не позволяет представлениям достичь сознания. Вопрос, которым он постоянно задается во «Введении...», состоит в следующем: а что же, собственно, противостоит сексуальности? Что мешает ее, сексуальности, полному развитию? Что заставляет либидо регрессировать к ранним стадиям развития? Что это за сила? В чем состоит препятствие? И во «Введении...» дается на эти вопросы ответ. Препятствие, барьер - это отчасти внешняя реальность, которая не приспосабливается к развитию влечений, противопоставляющему ей то, что Фрейд называет Versagung,. Противопоставление принципа удовольствия принципу реальности способно данное явление объяснить - если «реальность» понимать в смысле реальности внешней. Однако в этом же тексте Фрейд признает, что полному сексуальному развитию есть и внутреннее препятствие: наряду с вытеснением, свое «да» и «нет» говорят сексуальным влечениям и влечения, исходящие от Я. Тем самым Фрейд представляет нам Я, обладающее законами, «mit den Gesetzen». Исходя именно из этого, Фрейд изобретает Сверх-Я. Во «Введении...» перед нами кухня, на которой это Сверх-Я готовится. В постановке проблемы Фрейд отправляется от параллелизма. На уровне смысла в качестве препятствия выступает вытеснение. Что соответствует ему на уровне либидо? Проблема предполагает, таким образом, своего рода дуализм бессознательного и либидо: то, что годится на уровне бессознательного, не работает на уровне либидо. Отсюда берет свои истоки вторая топика. Но здесь вступает в спор и Лакан, утверждая, что вытеснение имеет к либидо непосредственное отношение. Тому, чтобы «все высказать», противостоит то же самое, что противостоит полной реализации сексуальности. Тем самым, Лакан преодолевает обнаруженное Фрейдом препятствие - препятствие, которым и обусловлено, к примеру, противопоставление вытеснения и регрессии. На третьем этапе разработки лакановского учения это делается очевидным: именно из языка выводит он частичный характер влечений. Именно из погруженности человеческого бытия в язык считает он возможным вывести приобретение влечениями частичного характера. Фрейд это явление никогда в подобных выражениях не описывал, но подходил к нему как к чему-то автономному, не имеющему отношения к логике образования бессознательного путем вытеснения. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|