|
Руа Даниэль. Введение в чтение семинара V Жака Лакана.Категория: Библиотека » Психоанализ | Просмотров: 12668
Автор: Руа Даниэль
Название: Введение в чтение семинара V Жака Лакана. Формат: HTML Язык: Русский Случай Запрос человека 35 лет четко сформулирован: он хочет избавиться от старого симптома, к которому до настоящего времени был приспособлен, но который мог бы затруднить его карьерный рост, казавшийся ему на момент обращения достаточно успешным, так же, впрочем, как и вся его жизнь в целом. Какой же это симптом? Он не может выступать публично. Сама мысль об этом тотчас вызывает в нем панику, и он ищет любой способ, позволяющий этой ситуации избежать, что постепенно становится все сложнее, поскольку он занимает важную должность в городской администрации, и мэрия часто делегирует его на различные административные собрания. Первый период беседы сразу же покажет, как он представляет возникновение симптома, - в форме сцены, когда в возрасте девяти лет в музыкальной школе на занятии по сольфеджио его вызвали петь, и товарищи от души посмеялись над тем, как он фальшивил. Он почувствовал тогда интенсивное чувство стыда и сопутствующий ему телесный феномен - покраснение. Я удивляюсь тому, что именно чувство стыда было преобладающим, сделав тем самым первое его значение загадочным, чтобы таким образом вектор вытесненного постыдного желания стал актуален. Точно так же я с самого начала удивлюсь тому, что ни с кем из окружавших его взрослых он о постыдном эпизоде не поговорил. Благодаря моему удивлению становится очевидным факт, что он занял некую позицию по отношению к матери, которой всегда доставлял полное удовлетворение: не могло быть и речи о том, чтобы оказаться несостоятельным в ее глазах. Теперь в нашей беседе появится некое новое значение: предстать без недостатков в глазах Другого означает тайком его обманывать. Именно это значение он воплотит в конкретных действиях в своем первом браке, будучи не в состоянии противостоять соблазну - обманывать свою горячо любимую жену. Третье значение в ходе нашего разговора возникнет из смещения, которое я предложу в отношении его симптома. Вместо трудностей выступления на публике я акцентировал маневр избегания, к которому он прибег в подростковом возрасте, и который оказался решающим в выборе им своих дальнейших позиций. Лакан в Семинаре делает меткое замечание, называя фаллос «означающим-перекрестком» (id., р.287). Случай этого пациента хорошо иллюстрирует, как на каждом перекрестке своего существования, когда его желание оказывается пробужденным требованием Другого, он пользуется собственным симптомом для того, чтобы найти ответ. Например, несмотря на то, что он добился блестящих успехов в изучении права и мог бы продолжать его изучение в Институте Политических Наук, он запретил себе это «из-за большого устного выступления, которым обучение завершается». Другими словами, была активирована фантазия - обманывать другого, чтобы его не разочаровать. В Древней Греции Гермес, бог торговли и воров, а впоследствии председательствующий в античных мистериях, которые во Франции справедливо называются «герметическими», был также и богом перекрестков. Перекресток - это место, где необходимо принимать решение, причем, решение будет затрагивать ваше тело. Следовательно, речь идет о моменте, связанном с риском. Фаллос - указатель такого места и такого момента. Он является принципом, позволяющим субъекту отвечать на вопрос, который перед ним встает в форме «Чего ты хочешь?». Даже когда ответа нет, он позволяет все же субъекту ответить, преодолевая тревогу. Наш пациент показал, что трудность для невротика заключается в желании ответить на этот вопрос, используя решение, которое уже заранее лежит наготове в кармане. На самом деле, выделенная им самим в качестве отправной точки своих трудностей сцена является моментом, когда, отвечая «как личность» в ходе небольшого испытания, он отвечает, используя уже выработанные им подле матери ориентиры, т.е. свое желание быть воображаемым фаллосом, удовлетворяющим Другого. Именно это скрытое желание вместе с насмешками товарищей выходит здесь на поверхность и получает печать стыда, которая теперь занимает место печати фаллоca. Могла бы эта печать быть иной? Следуя указаниям Лакана, я думаю, что на этом месте мог бы возникнуть его собственный смех, вторящий смеху друзей и раскрывающий в комичности актуальной ситуации существующую по ту сторону комедию всякого желания идентифицироваться с фаллосом. Так, находясь на каждом значимом для себя перекрестке, субъект представляется с помощью двух вещей: с одной стороны, это какое-то количество одеяний, аксессуаров, масок, «рыцарских снаряжений», в которые он рядится, чтобы этот перекресток преодолеть; а с другой -багаж: идентификаций, или, как говорил Лакан, «знаков отличия», которые претендуют на то, чтобы служить пропуском, символическими званиями (например, для упомянутого пациента это - «продвижение по карьерной лестнице», как для его отца-военнослужащего, который продвигался по службе). Всякий раз, когда мы хотим «схватить желание за букву», мы должны, следуя указаниям Лакана, данным им в статье «Направление лечения» («La direction de la cure»), распознать эту букву в самом анализанте, так же как и грамматику, благодаря которой она артикулируется. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|