Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61455

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

больше похоже на правду».
«Обычно повреждения мозжечковой извилины влияют на страх перед абстрактными, угрожающими объектами», — уточнил Ричи.
«И она не будет испытывать страха, даже если окажется на краю обрыва?» — спросил Маттье.
«Нет, — ответил Ричи, — она не будет испытывать страха, и поэтому ставить ее на край обрыва чрезвычайно опасно».
Алан, который услышал замечание одного из наблюдателей, Согьяла Ринпоче, сказал: «Интересно, обладает ли реальной значимостью образ младенца, который является почти что архетипическим символом уязвимости?»
«Возможно, да, — согласился Ричи. — Пациентка рассказала, что, когда она рисовала эту картинку, первой мыслью, которая пришла ей в голову в связи со страхом, была мысль о младенце, который может навлечь на себя опасность, если куда-нибудь уползет».
Возврат к спокойствию
На этом мы пока оставили данную тему, и Ричи перешел к вопросу о различиях в эмоциональных реакциях людей. «Различия в реакции разных людей на одно и то же событие очень велики. Мы считаем, что именно в этом ключ к пониманию причины, по которой на одних людей деструктивные эмоции действуют сильнее, а на других — намного слабее.
Когда я говорю об этих различиях между людьми, то имею в виду различия в работе мозга, не являющиеся генетически обусловленными. У нас есть веские основания считать, что многие из них являются продуктом жизненного опыта человека.
Одно из самых важных различий, изучением которых мы занимаемся, связано с „функцией восстановления". Каждому человеку необходимо определенное количество времени, чтобы вернуться в исходное состояние покоя, избавившись от спровоцированного эмоцией возбуждения».
Ричи попытался подойти с другой стороны к тому, что Пол Экман накануне назвал «рефрактерным периодом», то есть временем, необходимым для того, чтобы высвободить разум из плена эмоции.
«Некоторые из существенных различий между людьми мы можем измерить объективно, не полагаясь на то, что говорят они сами, — продолжил Ричи. — На основе данных о мозговой активности мы можем сказать, что у одних людей реакция длится очень долго, в то время как другие возвращаются в исходное состояние довольно быстро.
Когда возбуждение провоцируется угрожающими картинками, быстрее всего успокаиваются люди, у которых активность в миндалевидном теле выражена слабее и длится меньше по времени. Кроме того, у этих людей сильнее активизируется левая предлобная кора — зона, отвечающая за позитивные эмоции. К тому же эти люди относятся к жизни с оптимизмом и энтузиазмом.
Эти различия выявлены даже у десятимесячных младенцев, однако они не являются стабильными, поэтому ребенок, скажем, трех лет, который очень долго подвергался воздействию стресса, не обязательно продемонстрирует ту же реакцию, когда ему исполнится тринадцать лет. В раннем детстве эти качества менее стабильны, чем во взрослом возрасте. Из этого следует, что именно в ранние годы жизни окружающая обстановка воздействует на наш мозг активнее всего.
Я хочу вкратце остановиться еще на некоторых моментах, которые очень важны для этой группы качеств, — продолжил Ричи. — Если людей, которые очень быстро оправляются от негативных событий, попросить сознательно проконтролировать свои эмоции, подавить гнев или страх, то у них это получится лучше. Мы можем достоверно доказать это экспериментальным способом.
Эти люди демонстрируют не только более короткое время реакции и возвращения в исходное состояние, но и способность активно контролировать свои эмоции, если их об этом попросить.
Кроме того, у людей, способных к быстрому восстановлению, как правило, понижен уровень кортизола, который играет ключевую роль в развитии стресса. Кор- тизол — это гормон, вырабатываемый надпочечными железами, которые расположены прямо на почках, но управляются мозгом. В стрессовой ситуации у большинства людей начинает высвобождаться кортизол, но у людей, которые восстанавливаются быстро, базовые уровни кортизола обычно ниже. Мы знаем, что когда концентрация кортизола долгое время продолжает оставаться высокой, это может вызвать гибель клеток гиппокампа, что документально зафиксировано при таких расстройствах, как посттравматическое стрессовое расстройство и глубокая депрессия.
Кроме того, у тех, кто восстанавливается быстро, лучше осуществляются некоторые функции иммунной системы, и поэтому показатели физического здоровья у них, как правило, выше. В частности, у них выше уровень активности естественных клеток-киллеров, главных защитников организма, которых иммунная система использует для борьбы со многими видами проникающих в наши тела чужеродных антигенов — от раковых опухолевых клеток до обычных возбудителей простуды».
Открытие различий в способности людей восстанавливаться после дестабилизирующих эмоций имеет огромное практическое значение для обучения контролю над эмоциональными стрессами. В большинстве случаев степень различий, обнаруженных в рамках любой биологической системы, указывает на потенциальную степень пластичности, то есть потенциальную возможность изменений в этой области.
Например, исследования связи между потребляемой пищей и уровнем холестерина показали, что уровни холестерина можно снизить, если употреблять больше одних продуктов и избегать других.
Что касается управления дестабилизирующими эмоциями, то главный вопрос в том, смогут ли люди научиться развивать свои способности — к примеру, быстрее возвращаться в спокойное состояние. К концу дня на этот вопрос будет получено несколько практических ответов.
Первый из Трех Ядов — гнев
Далай-Лама специально попросил, чтобы темой нашей встречи была избрана неврологическая база трех деструктивных состояний, известных в буддизме под именем Трех Ядов, — гнева, вожделения и заблуждения. После того как Ричи дал общую характеристику неврологического подхода к этой теме, он перешел непосредственно к первому «яду» — гневу.
«Существуют различные виды гнева — они описаны в психологической литературе. Один из них — гнев, направленный внутрь, то есть, как правило, не проявляющийся внешне. Гнев другого вида направлен наружу и может привести к ярости. Существует также гнев, связанный с теми или иными типами печали. И наконец, есть такой вид гнева, который можно трансформировать в конструктивный импульс для устранения какого- либо препятствия».
Этот список заинтересовал Далай-Ламу. Оценивая логичность предложенных Ричи разновидностей гнева, он спросил: «На основании каких критериев вы выделяете эти виды гнева? Вы принимаете во внимание только различия в поведении или выражении? Или эти различия базируются на каких-то других основаниях?»
«Различия проводятся на базе нескольких разнородных свидетельств, — ответил Ричи. — Первый — это анализ анкет, которые раздаются испытуемым; второй — анализ поведенческих данных и третий — физиологичес-
12 Зак. 581
ких. Немного позже я познакомлю вас с некоторыми физиологическими открытиями.
У тех, кто заявляет, что пребывает в состоянии гнева, но не выказывает его, исследователи выявили модель правосторонней активизации лобной доли, которая ассоциируется также с другими видами негативных эмоций. Кроме того, у таких людей наблюдается активизация миндалевидного тела. У младенцев, плачущих от фрустрации, когда они не получают желаемого, гнев зачастую сочетается с печалью — такой гнев также ассоциируется с моделью правосторонней активизации лобных долей.
Затем следует сказать о гневе, связанном с так называемым „поведением, ориентированным на достижение", когда человек предпринимает конструктивные попытки устранить какое-то препятствие. Такой вид гнева изучается с использованием нескольких методик. Если вы покажете годовалому ребенку действительно интересную игрушку и в то же время будете удерживать его руки, не давая ему играть с ней, то реакцией на такую ситуацию станет проявление мимичес



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь