Бауманн Урс, Перре Майнрад. Клиническая психология.

Категория: Библиотека » Медицинская психология | Просмотров: 155998

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

4.3.2. Подтипы униполярной депрессии

Согласно классической гипотезе, при депрессии реактивного или невротического происхождения увеличивается число спорадических случаев (без генетического компонента), в то время как эндогенные депрессии, и особенно биполярные аффективные расстройства, связаны с выраженной семейной отягощенностью (Maier & Philipp, 1993). Судя по результатам новейших исследований, эта гипотеза маловероятна. Последние исследования семьи — диагноз ставился в соответствии с самыми распространенными операционализированными диагностическими системами (RDC, DSM-III-R, МКБ-10, Newcastle-Scale) — не показали повышенного семейного накопления депрессивных заболеваний у родственников испытуемых с эндогенными униполярными депрессивными заболеваниями по сравнению с родственниками пациентов с неэндогенными униполярными депрессиями. Не удалось также подтвердить гипотезу специфической для данного подтипа гомогенности семейного паттерна накопления. Так, в семьях пациентов с эндогенными депрессиями не только эндогенные, но и неэндогенные депрессии встречались чаще, чем случайно (Maier & Philipp, 1993).
До настоящего времени применительно к униполярной депрессии не проводилось реплицируемых анализов генетических ассоциаций и сцепления. Существуют комплексные модели семейной передачи униполярной депрессии (Kendler, Kessler, Neale, Heath & Eaves, 1993b); при этом предполагается какой-то (в настоящее время пока не специфицированный) генетический компонент во взаимодействии с факторами семейного окружения (прежде всего ранняя потеря одного из родителей), а также несемейные компоненты (критические изменяющие жизнь события в более позднем возрасте). Генетический компонент депрессии в какой-то мере передается через повышенный преморбидный нейротизм, который сам по себе частично детерминирован генетически.

4.4. Тревожные расстройства

Исследование семейной отягощенности у пациентов с тревожными расстройствами связано с некоторыми трудностями, так как с течением времени изменялись диагностические концепции. Если в классических работах за основу берется диагноз невроза страха, то сегодня в клинической психиатрии пользуются такими понятиями, как паническое заболевание, фобические расстройства и генерализованный тревожный синдром. Сложная иерархия диагнозов в области тревожных расстройств, в свою очередь, приводит к чрезмерному дроблению пациентов на отдельные исследуемые группы.
Уже издавна известно семейное накопление невроза страха. Опубликовано очень немного работ по изучению семьи, основанных на новейших принципах классификации (см. табл. 10.2), где обнаружилось соответственно семейное накопление агорафобии и панического синдрома. Риск повторения для панического синдрома определяется 7-20% (против 1-4% в общем населении), а риск повторения для агорафобии — 7-9% (против 1-4% в общем населении). Накопление генерализованных тревожных синдромов наблюдается только у родственников пациентов с таким же диагнозом (риск повторения примерно 20% против 3-5% в общем населении), но не у родственников пациентов с синдромом паники или агорафобии. Семейное накопление тревожных синдромов имеет место также в семьях пациентов с депрессией согласно собственным сообщениям последних (Weissman et al., 1993).
Что касается диагностической специфичности этого семейного накопления тревожных синдромов, по этому поводу получены разные результаты; как правило, оказывалось, что панические атаки и фобические расстройства явно пересекаются в семьях пациентов с одним из этих двух расстройств.
Одно близнецовое исследование на репрезентативных пациентах приводит заметно повышенную долю конкордантности у однояйцевых близнецов по сравнению с двуяйцевыми, страдающих или паническим синдромом, или агорафобией (Kendler et al., 1993a), поэтому здесь нельзя наверняка предположить независимые друг от друга генетические обусловливающие факторы (см. табл. 10.3). В отношении же генерализованного тревожного синдрома у одно- и двуяйцевых близнецовых пар оказались равные показатели конкордантности (Torgersen, 1983). Эти данные говорят о разной этиологии обеих синдромных групп и тем самым подтверждают правомерность DSM-III-R-диагностики тревожных состояний.
Эмпирически подтвержденных моделей семейной и генетической передачи тревожных расстройств у нас на сегодняшний день нет. Но очень вероятно, что генетический компонент передается через один-единственный ген. Исследования генетического сцепления и ассоциаций при тревожных состояниях, проведенные к настоящему времени, пока не дают никакой информации о каузальных или способствующих генах.

4.5. Алкоголизм

Хотя существует около 40 работ по изучению семьи, посвященных теме алкоголизма, тем не менее лишь некоторые из них удовлетворяют вышеназванным методическим требованиям, необходимым при исследовании семьи. В том, что семейное накопление алкоголизма (вплоть до 7-кратного повышения по сравнению с контрольными группами) действительно имеет место, все авторы единодушны. Степень пожизненного риска алкоголизма среди общего населения и у родственников алкоголиков сильно варьирует у разных авторов и в большой мере зависит от техники опроса, методов набора испытуемых и культурного контекста. Все работы по изучению семьи показывают семейное накопление для обоих полов (Maier, 1995), согласно некоторым авторам, оно более ярко выражено у мужчин.
Семейное накопление алкоголизма не специфично в диагностическом плане: иногда некоторое накопление алкоголизма показывают пациенты с униполярной депрессией (и особенно пациенты с невротической или реактивной депрессией). Кроме того, все авторы находили повышенный семейный риск алкоголизма у пациентов с агорафобией (Begleiter & Kissin, 1995).
В трех из пяти опубликованных работ по изучению близнецов (мужского пола) приводится значительно более высокий показатель конкордантности у однояйцевых близнецов по сравнению с двуяйцевыми (см. табл. 10.3); женские близнецовые пары обнаруживают более низкие показатели конкордантности и наследственности. То же можно сказать и про заболевания, которые впоследствии присоединяются к алкоголизму, — алкогольно индуцированные психозы, циррозы печени, панкреатиты (Maier, 1995).
В поиске генов, влияющих на риск алкоголизма, существенно помогли знания о воздействии алкоголя на обмен веществ, в результате чего предметом изучения генетических ассоциаций стали гены разлагающих алкоголь энзимов. При этом были обнаружены функционально значимые мутации в генах энзимов альдегид-дегидрогеназы и алкоголь-дегидроденазы: при наличии этих мутантов алкоголь разлагается настолько медленно, что его токсический эффект проявляется особенно ярко; это, в частности, выражается в наступлении внезапного прилива крови. Для некоторых популяций (в первую очередь в Азии) было установлено, что носители этих мутаций имеют пониженный риск развития алкоголизма по сравнению с общим населением. В европейских популяциях такие мутантные гены очень редки, так что они не играют значимой протективной роли (Propping, 1989). Правда, судя по последним исследованиям семьи (Schuckit & Smith, 1996), представляется вероятным, что и в европейском населении генетически переданные протективные механизмы индуцируют защиту от алкогольной зависимости, чем можно объяснить некоторую часть генетической вариантности алкогольной зависимости.

4.6. Личностные факторы

Исследования близнецов доказывают, что некоторые личностные факторы подвержены генетическим влияниям. Первые убедительные исследовательские работы провели в 1976 г. Лоэлин и Николс (США) и в 1977 г. Ивз и Айзенк (в Англии) (обзор в Eaves, Eysenck & Martin, 1989; Loehlin, 1992). Более сильное сходство у однояйцевых близнецов по сравнению с двуяйцевыми обнаружилось для факторов нейротизма, интроверсии, экстраверсии и психотизма. Кроме того, генетическим влияниям подвержено большинство факторов в альтернативных моделях личности (например, 5-факторная модель или модель Клонингера) (Cloninger, Svrakic & Przybeck, 1993). Степень генетической детерминации варьирует у разных авторов и зависит от принятых моделей.
Некоторые личностные факторы представляют собой факторы риска для определенных психических расстройств (v. Zerssen, 1996); особенно это относится к фактору «нейротизм» — при высокой его выраженности повышается риск депрессивных эпизодов. Как выраженность личностных факторов, так и наступление психических расстройств подвержены генетическим влияниям, а отсюда возникает вопрос: может быть, генетическая детерминация психических расстройств передается через генетическую детерминацию личностных факторов, модулирующих риск заболевания? Это предположение, во всяком случае, отчасти подтверждается для фактора «нейротизм» и наступления депрессивных эпизодов (Kendler et al., 1993b).

5. Генетическое консультирование

Комитет «American Society of Human Genetics» (Американское общество генетики человека) в 1975 г. предложил следующую характеристику генетического консультирования (см. Propping, 1989): генетическое консультирование — это процесс общения, при котором обсуждаются проблемы человека, связанные с возникновением и риском возникновения какого-то генетического заболевания в семье. Для этого процесса коммуникации требуется специалист с соответствующим образованием, который мог бы оказать индивиду или его семье помощь в понимании следующих вещей: связь с медициной включая диагноз, предположительное течение заболевания и возможности терапии, вид наследования, риск заболевания у родственников пробанда, возможные стратегии при непосредственном риске заболевания, сознательное решение по поводу той или иной стратегии, наиболее подходящей к конкретной жизненной ситуации, возможности оптимального приспособления к жизни при наличии болезни и риска заболеть у родственников (см. также Benjamin et al., 1994; Sharpe, 1994).
Один из важных принципов генетического консультирования — это то, что оно не должно ничего предписывать. Единственное, что нужно сделать, — это сообщить информацию, причем информацию, касающуюся не только риска заболеть, но и связанных с этим жизненных ограничений и совладания с ними; решение же принимает сам человек, обратившийся за советом. Сообщение о высоком риске заболевания может означать крутой перелом в жизни человека, этот перелом в значительной мере влияет на возможности дальнейшего развития, и поэтому сообщать о содержании генетического риска можно, только предварительно подготовив клиента и предоставив ему дополнительно психосоциальную поддержку.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Вишняков Алексей. Ошибочные цели поведения детей и способы продуктивного реагирования родителей.
  • Притча «Поведение»
  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Бондарева Александра Федоровна. Диагностика детей с диагнозом ЗПР психогенного генеза
  • Романова Анна Николаевна. Презентация 'Правила безопасного поведения на дорогах'
  • И.В. Копьева А.Абрамович Б.Д. Григорян. ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТФИЛЬМОВ
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Анна Юриевна Мурашова. Педагогический проект Тема «Пешеходы и пассажиры»
  • Наталья Зуева. Шаблоны пищевого поведения
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Бабкина Светлана Юрьевна. Конспект открытого занятия по ПДД в подготовительной группе 'Безопасное поведение детей на дорогах'.
  • Лэндрет Г.Л. Диагностическая оценка поведения детей в игре
  • Саватеева Светлана Павловна. Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
  • Десять правил эффективной расшифровки невербальных проявлений. Правило 5-е
  • Десять правил эффективной расшифровки невербальных проявлений. Правило 4-е
  • Екатерина Штырбу. Особенности психологического анализа переписки из социальных сетей.
  • Плетников В.В. Опыт психологического консультирования в ситуациях родительского запроса на изменение поведения ребенка
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Постолова Галина Борисовна. Консультация 'Воспитание культуры поведения у детей
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Коноваленко М. Ю. Анализ причин поведения людей в ситуациях искажения информации
  • Григорий Чаусовский. Арома-технотронная психотерапия аутокоррекции пищевого поведения
  • Суслова Евгения Сергеевна. Акция по правилам дорожного движения «Притормози!»
  • Мозговая стимуляция усиливает когнитивный контроль
  • Григорий Чаусовский. Окситоциновые психотехнологии. Система нейтрализации агрессивного поведения в системе «человек-жизненная среда»
  • Насколько легко расшифровать сигналы невербального поведения?
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Чубрикова Татьяна Николаевна Ружанская Екатерина Ивановна Щетинкина Тавтьяна Федоровна. Психолого-педагогические особенности агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста
  • Лукьянченко Н.В. Экспресс-тренинг уверенного поведения: социальный контекст, цели, технология проведения
  • Бондарева Е.В. Жиленкова Л.И.. Консультация для родителей «Продуктивные способы воспитания: поощрение или наказание?»
  • Способы успокаивающего поведения с использованием звуков
  • Георгий Почепцов. Мигель Сабидо как пионер эстетического программирования поведения
  • Олифирович Н.И. Анализ функциональных показателей семейной системы
  • Принципы ассертивного поведения.
  • Мельник Мария Николаевна. Мастер-класс по изготовлению лепбука «Безопасное поведение детей на дороге»
  • Георгий Почепцов. Управление массовым сознанием как цель социоинжиниринга
  • Мокроусова Лидия Владимировна. Создание условии работы по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах и улицах города
  • Атаева Екатерина Николаевна. Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему: «Маша и медведь знакомятся с правилами безопасного поведения на дорогах»
  • Погодин И.А. Психологический анализ целей психотерапевтической практики
  • Бушмарева Вера Алексеевна. Рекомендация книги для родителей по основам формирования безопасного поведения детей
  • Мусина Гульнара Альбертовна. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
  • Гринёва Ульяна Олеговна. Реализация образовательной области «Безопасность» Тема: «Правила поведения с незнакомыми людьми»
  • Казаковцев Б.А. Психические расстройства и расстройства поведения.
  • Редактор. Правила поведения для ребенка
  • Притча «Разноречивое поведение»
  • Даневич Людмила Анатольевна. Конспект театрализованного представления по профилактике детского дорожного транспортного травматизма «Веселый друг – Светофорчик»
  • Туровец А. А. Транзактно-аналитическая семейная терапия (ТАСТ) – интегративная модель системной семейной терапии с использованием теории и практики транзактного анализа
  • Михальченкова Татьяна Олеговна. СЕМИНАР для педагогов по теме: «Эффективное взаимодействие с родителями. Стратегия поведения при конфликтной ситуации»
  • Игорь Герасимов. Профессиональная импровизация в контексте эффективного поведения



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь