Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 28310

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

7. Составление психограммы, или характеристики требований, предъявляемых профессией к психике человека. Психограмма — это ядро и основная часть профессиограммы, она включается в любое психологическое мероприятие, связанное с исследованием в области трудовой деятельности.
Содержание профессиограммы зависит от целей исследователя. В задачах профотбора упор делается на определение относительно устойчивых свойств человека, таких, с помощью которых работников можно дифференцировать на более или менее успешных (пп. 6, 7). При профориентации внимание уделяется широкому и доступному изложению основных особенностей деятельности (пп. 1, 2, 5). Задачи профессиональной подготовки требуют точных знаний того, какие профессионально-важные качества поддаются развитию в процессе упражнений (пп. 4. 7). Рационализация режима и условий труда предполагает выявление лабильных психических функций, динамика которых может служить показателем наиболее слабых мест в организации труда (пп. 3, 5,7).
Наряду с психологией труда трудовая деятельность человека является предметом изучения ряда психологических дисциплин. Это инженерная психология, которая изучает процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств. Объектом изучения инженерной психологии являются системы «человек — техника», целью — достижение высокой эффективности подобных систем. В инженерной психологии изучается деятельность человека-оператора, который осуществляет дистанционный контроль и управление сложными производственными процессами с помощью средств отображения и передачи информации. В число задач инженерной психологии входят: конструирование технических устройств, совмещенных с возможностями человека; подбор людей, обладающих определенным уровнем профессионально-важных качеств для работы с определенной техникой; а также профессиональная подготовка людей, использующих сложные технические устройства. (Дмитриева М. А., Крылов А. А., Нафтульев А. И.) Особенно актуальны инженерно-психологические исследования в области авиации, космонавтики, военной техники, в энергетике, на транспорте. К сожалению, в настоящее время именно эти отрасли производства находятся в упадке, и инженерные психологи оказываются мало востребованы.
Эргономика — наука, объединяющая методы и результаты исследований психологии, физиологии, антропологии, гигиены труда и технических наук. «Эргономика комплексно изучает человека (коллектив или группу людей), оперирующего в своей деятельности техническими средствами или техническими системами в определенной производственной среде» (Мунипов В. М.). Центральным понятие для эргономики является система «человек — техника — среда». В задачи эргономики входит создание такой производственной среды, которая была бы максимальна безопасна и в которой только минимальная энергия тратилась бы на непроизводственную деятельность. Эргономика — это одновременно научная и проектная дисциплина. Ее целями являются безопасность, производительность и комфорт. Дизайн производственной и бытовой среды во многом опирается на эргономические разработки.
В настоящее время одним из направлений исследований в эргономике и инженерной психологии является изучение деятельности человека с компьютерными системами. Внедрение новой техники во многие сферы жизни человека не только помогает, решать его проблемы, но и создает новые. В частности, по мнению Е. Б. Моргунова, при работе с системами искусственного интеллекта человек теряет часть управляющих функций, поскольку «на заложенные в программное обеспечение человеческие способы логического вывода накладываются нечеловеческие мощности в его скорости действия и переборе вариантов. В результате такой комбинации параметров компьютера предлагаемые им рекомендации становятся непонятными для их получателя. В такой ситуации пользователю гарантировано ощущение недоумения и снижение самооценки» (с. 18). То, что на первый взгляд выглядит как хорошее владение компьютером, может, на самом деле, быть простым ему подчинением. В настоящее время исследования в этой области еще только начинаются.
В последние годы активно развиваются области психологии, в которых исследования проводят в так называемых «полевых условиях», т. е. в условиях реальной деятельности, где главным исследовательским методом являются наблюдение и естественный эксперимент. К ним относятся организационная психология или, как ее часто называют, организационное поведение, и средовая психология.
Предметом изучения организационной психологии является поведение работающих людей и то, как они выполняют деятельность в рамках определенных организационных структур. В организационной психологии можно выделить три аспекта:
— этический (этика — система норм нравственного поведения людей, их обязанностей по отношению друг к другу и обществу в целом), учитывающий традиции, культуру и экономику общества;
— политический, включающий личную стратегию поведения и политику фирмы с учетом общей государственной политики;
— психофизиологический — заключающийся в регуляции и саморегуляции функциональных (эмоциональных, когнитивных, праксических) состояний работников.
Средовая психология изучает поведение людей в реальной естественной и искусственной материальной и физической среде, а также в среде знаковой. Предмет ее изучения — взаимоотношения и взаимовлияния компонентов физической среды и поведения человека. Средовая психология изучает не только профессиональную, но и повседневную жизнь людей. Как отдельная дисциплина она возникла в 60-ые годы XX века. Первые исследователи и практики пришли в эту науку из географии, антропологии, архитектуры, городского планирования, социологии и психологии. Интерес к средовой тематике объясняется тем, что одним из наиболее значительных аспектов культуры является направление, в котором люди приспосабливают материальное окружение в угоду своим социальным установлениям.
Центральным понятием средовой психологии является среда, рассматриваемая не просто как предметное и социальное окружение, или фон, на котором протекает деятельность человека, а среда как результат взаимодействия человека и материального окружения. Человек, осваивая среду, вносит в нее себя, т. е. состояния и направления своего сознания. В среде явно или неявно закодированы социальные отношения. Не всегда осознавая свои потребности и не имея возможности выразить или реализовать свои отношения с другими людьми, человек пытается переносить их на предметный мир. Одной из возможных причин варварского отношения к общественным территориям (лестничным площадкам, газонам, скверам) является своеобразный способ самоутверждения, когда для ощущения собственной значимости необходимо, чтобы «чужое», «ничье» было плохим. Вместо того чтобы улучшать «свое», портится «чужое».
Г. И. Полторак приводит примеры конфликтов, которые могут возникать в городской среде.
1. Архитектурный замысел может быть удачен с точки зрения специалиста, но не воспринят неподготовленным потребителем (памятники архитектуры, превращенные в коммунальные квартиры в центре Ленинграда, роскошные центральные районы в Среднеазиатских республиках).
2. Посредственные решения не соответствуют потребностям взыскательного большинства жителей (учебные здания и жилые дома университетского комплекса в Петергофе).
3. Объекты и потребители оказываются в полном согласии в силу одинаково низкого уровня (спальные районы).
По определению эстонского психолога М. Хейдметса, среда — это та часть окружающего мира, с которой субъект взаимодействует прямым или косвенным образом, это включение в жизнедеятельность субъекта объектов и явлений внешнего мира. Сложности изучения среды заключаются в том, что человек замечает среду только тогда, когда в ней что-то меняется или мешает привычной деятельности. Привычную среду мы воспринимаем как бы изнутри, бессознательно не замечая одни ее компоненты и выделяя другие. Не случайно, русские так остро реагируют на замусоренность и не благоустроенность своих городов в первые дни после возвращения из поездок по западной Европе или Америке. Через несколько дней шок проходит, и мы снова привычно бросаем мусор.
В средовой психологии можно выделить три направления исследований:
1. Изучение так называемого «территориального» поведения. Сюда включаются общие вопросы, связанные с освоением, использованием и защитой территории проживания; и вопросы функционального территориального поведения — пространственная организация жилых, учебных, рабочих помещений, мест отдыха и т. д. Основными понятиями территориального поведения являются «границы» — воплощения противопоставления «своего» пространства «чужому», внешнему, другому; «места» — часть пространства, где человек удовлетворяет какие-либо потребности и испытывает определенные чувства; «пути» — привычные траектории движения, которые избирает человек, перемещаясь в границах своей территории. Важной характеристикой территориального поведения являются «приватностъ» — стремление человека к отдельности, независимости от других, регуляция границ между «Я» и «другие». Признаками приватной территории являются контроль над ней и идентификация с ней, наделение знаками своего присутствия. В качестве, иллюстрации можно привести пример раздражения, которое возникает у большинства подростков, когда родители, не выдержав, начинают прибирать их комнату. Это обычно воспринимается, как вмешательство в личную жизнь: «только я сам имею право выбросить огрызки со стола, когда захочу». Другая характеристика поведения, определяемая пространственными отношениями, чувство стесненности — психологическое состояние дискомфорта, связанное с субъективным ощущением недостатка пространства. При этом действует не теснота сама по себе, а предполагаемая угроза собственной физической или психологической независимости со стороны других людей. Чувство стесненности может приводить либо к повышению агрессивности, когда чрезмерно увеличивается количество людей на единицу территории, либо в депрессии и пассивности при уменьшении площади, которой человек может самостоятельно распоряжаться.
2. Изучение информационно-эмоциональных отношений между человеком и средой. В этом разделе средовой психологии рассматривается а) восприятие среды, или целостное отражение свойств и характеристик окружающего мира с помощью органов чувств; б) интерпретация среды с учетом имеющихся знаний и установок, которая зависит от словесных обозначений и контекста; в) оценивание среды, или ее восприятие с точки зрения удовлетворения тех или иных потребностей. Основным понятием является «образ» — мыслимое впечатление о мире, другом человеке или событии, которое регулирует поведение человека. Исследования образов города на примере Нью-Йорка Кевина Линча и образов Петербурга Г. З. Каганова показали, что образы среды у ее проектировщиков — архитекторов, строителей, дизайнеров, часто не совпадают с возникающими образами этих же мест у ее обитателей и обывателей.
3. Третьим направлением исследований является изучение влияний факторов среды на поведение человека. В нем можно выделить следующие проблемы: а) влияние организации пространства на эффективность и удовлетворенность участников деятельности и б) влияние отдельных характеристик среды (шум, температура, освещенность, цветовое оформление, микроклимат, вибрация и т. д.) на работоспособность, настроение и состояния людей. Основными понятиями являются «социопеталъные» (способствующие) и «социофугалъные» (препятствующие) среды, неблагоприятные условия деятельности.
В рамках средовой психологии изучается предметно-пространственная организация профессиональной среды в функции регулятора социальных и профессиональных отношений работающих в ней людей, а также изучение влияния внешних факторов (шум, освещение, микроклимат, температура и др.) на эффективность деятельности, ее безопасность и удовлетворенность работников.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Деш Оксана Владимировна. «Значение развития фонематического слуха»
  • Деш Оксана Владимировна. Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения»
  • Гурбанова Маргарита Витальевна. Консультация для родителей «Развитие речевого дыхания детей дошкольного возраста»
  • Овечкина Наталья Геннадьевна. Развитие речевого дыхания у дошкольников
  • Лыщина Анна Евгеньевна. Использование игровых приемов в развитии фонематического слуха у умственно отсталых дошкольников с нарушением речи
  • Канева Елена Васильевна. Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики.
  • Деш Оксана Владимировна. «Взаимосвязь правильного речевого дыхания в развитии речи у детей дошкольного возраста»
  • Сытина Елена Николаевна. «Ранний возраст: от игры к речи»
  • Соина Валентина Константиновна. «Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры»
  • Деш Оксана Владимировна. «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
  • Комиссарова Светлана Николаевна. Развитие речи ребенка с помощью музыки.
  • Грищенко Марина Владимировна. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи.
  • Волосюк Равиля Саитовна. РАЗВИВАЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ НА РЕЧЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Карпачёва Алла Владимировна. Логоритмические игры как средство речевого развития у детей среднего дошкольного возраста.
  • Клещевникова Татьяна Борисовна. Мастер-класс «Развитие речи и речевого дыхания посредством игр-упражнений»
  • Оксана Михайловна Кононыкина. Доклад на педагогический совет по теме: «Какой должна быть речь педагога?»
  • Собаки распознают человеческую речь
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Люшакова Александра Михайловна. Презентация «Речевой центр комбинированной группы»
  • Берестовая Наталия Станиславовна. Статья 'Развитие речи детей по средствам дидактических игр и упражнений'.
  • Онишенко Елена. Консультация для родителей «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»
  • Аксёнова Ирина Александровна. Искусство говорить
  • Накарякова Наталия Сергеевна. «Использование дидактических игр для развития фонематического слуха в средней группе».
  • Татьяна Михайловна Тельнова. Презентация 'Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, как средства развития речи детей'
  • Клименко Оксана Алексеевна. Формирование выразительной речи у детей дошкольников.
  • Гузелия Ваккасовна Волкова. Выступление: «Особенности работы воспитателя по развитию связной речи дошкольников»
  • Васильева Алла Владимировна. Консультация для педагогов ДОУ на тему «Звуковая культура как составная часть речевой культуры дошкольника»
  • Захарова Екатерина Алексеевна. Взаимосвязь и взаимовлияние процессов мелкой моторики и речи
  • Волкова Гузелия Ваккасовна. Выступление: «Особенности работы воспитателя по развитию связной речи дошкольников»
  • Андреева Т.А. Скрыдлова Л.В.. Развитие дыхания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
  • Главный Редактор. Развитие речи
  • Сохина Ирина Игоревна. Упражнения на развитие речевого дыхания
  • Жилкина Наталья Алексеевна. Психолингвистический анализ формирования письменной речи у младших школьников
  • Винокурова Дарья Вадимовна. Использование пересказа для развития связной речи
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Елена Куликова. Семинар — практикум для воспитателей.
  • Ларина Анастасия Владимировна. Развитие речи у младших дошкольников
  • Смирнова Людмила Юрьевна.. Интегрированный характер театрализованной деятельности
  • Татьяна Назарова. Консультация для родителей на тему: «Особенности речевого развития детей третьего года жизни»
  • Умецкая Катерина. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ РЕБЁНКА
  • Кулахметова Сания Абдряшитовна. «Особенности развития речи дошкольников в условиях национального села»
  • Деш Оксана Владимировна. «Логоритмика, как средство коррекции речи дошкольников»
  • Сухова Оксана Анатольевна. Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
  • Левченко Ольга Сергеевна. Буклет 'Развитие речевого дыхания'
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Аксёнова Ирина Александровна. Консультация для родителей. Комплекс артикуляционных упражнений для постановки шипящих звуков.
  • Хохлова Ольга Александровна. Развитие речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях
  • Шестакова Татьяна Павловна. «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через речевые тренинги»
  • Мигалева Марина Владимировна. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием русского фольклора



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь