Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52296

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Поскольку предполагается, что релаксация как навык активного регулирования является пбтгртм (или генерализованным) способом преодоления стресса, то для его формирования нет необходимости в какой-либо специфической форме его организации (или иерархии приемов) для решения конкретных проблемных ситуаций. Помимо этого, если в традиционных методах десенсибилизации при возникновении у пациента переживаний тревоги во время образного представления травмирующей ситуации, то ему предлагают прекратить работу с образными представлениями и продолжить более глубокое расслабление. После достижения релаксационного состояния снова переходят к образному представленшо ситуации, и так повторяется до тех пор, пока оно не перестанет вызывать чувства тревоги. Напротив, при использовании активных форм десенсибилизации по методу самоконтроля пациенту дается инструкция продолжать образное представление ситуации даже после возникновения чувства тревоги. В этом случае вместо того, чтобы прекратить вызывающие стресс представления, пациентам рекомендуют проанализировать и различить признаки возникающего возбуждения, а затем попытаться их отрелаксировать.
Goldfried & Trier (1974) показали, что преимущество активной десенсибилизации по сравнению с традиционными методами отчетливо проявляется только со временем. Во многих отношениях подобный "отсроченный эффект" активной десенсибилизации сходен с данными, полученными в исследованиях по обучению управлению уровнем тревожности (Deffenbacher & Snyder, 1976). Поэтому возможно, что максимальная эффективность методов сознательного самоконтроля, используемых для снижения уровня возбуждения, будет достигаться при их продолжительном использовании и только спустя некоторое в рем л после начала тренировки. Исследователи должны серьезно оценить эту особенность и учитывать ее при работе.
Некоторым авторам удалось увидеть непосредственные эффекты активной релаксации. Deffenbacher & Snyder (1976) обучали технике расслабления, включавшей приемы активной регуляции состояния испытуемых с повышенной тревожностью в ситуации тестирования. Было показано, что использование навыков сознательного самоконтроля позволяет добиться в результате обучения непосредственно при прохождении тестирования снижения деструктивной тревожности* что придает ей конструктивную форму и в целом положительно сказывается на контроле проявлений тревоги в обычных условиях,
244
Таким образом, у испытуемых в ситуации тестирования появляется возможность использовать ощущения тревожности в качестве точки опоры для формирования средств позитивного преодоления стресса в рассматриваемых ситуациях. Данные самоотчегов показали, что тренировка по данному методу способствовала снижению общей или неспецифической тревожности-
В дальнейшие попытках более точно охарактеризовать позитивные аспекты влияния методов активной релаксации Denney & Rupert (1977) изучались различные компоненты рационального осознания при обучении навыкам самоконтроля, а также эффекты со стороны варьирования разных процедур ее осуществления, Представляется, что комплексный "пакет" приемов активной релаксации, включающий инструкции и саму технику релаксационного тренинга, является наиболее эффективным для существенного снижения тревожности, вызываемой конкретной причиной, и для общего улучшения выполнения деятельности в стрессовых ситуациях. Обсуждение данных показывает, что оба метода - техники активной релаксации и процедуры по управлению уровнем тревожности - имеют рад общих черт. Прежде всегоt оба базируются на самоконтроле и активном осознании оказываемых оптимизирующих воздействий. В обоих типах процедур используются комплексные системы признаков для снижения уровня активации, то есть в упорядоченные структуры образных представлений, вызывающих стрессовые реакции, включаются компоненты, стимулирующие возникнове^ ние как общей не специфической тревожности, так и тревожности, связанной с воздействием конкретной причины. Наконец, оба метода - и активная релаксация, и управление уровнем тревожности -при проведении обучения включают инструкции, которые ориентируют занимающихся на применение релаксационных приемов в обычных жизненных ситуациях как средств преодоления стресса между циклами специальных занятий.
В исследовании Deffenbacher и сотрудников (1980) было также проведено сравнение методов активной десенсибилизации и управления уровнем тревожности. В отличие от других работ, использованная в данном исследовании комплексная программа активной релаксации включала иерархическую систему образных представлений тревожности* Результаты оценки проявлений специфической тревожности показали, что, по сравнению с контрольными группами, в экспериментальных условиях, в которых использовались навыки самоконтроля (участвовали две группы испытуемых, обучавшихся по одному да двух названных выше методов), имело место снижение уровня деструктивной тревожности. Вместе с тем* результаты двух экспериментальных групп были идентичными. Было обнаружено примерно одинаковое улучшение конструктивной тестовой тревожности в обеих группах лишь с незначительным пре-
245
имуществом у лиц, занимавшихся по методу активной десенсибилизации. Немного иным оказался общий характер данных, касающихся проявлений неспецифической тревожности: сразу после прохождения курса обучения испытуемые, занимавшиеся активной десенсибилизацией, оказались более успешными в этом отношении по сравнению с представителями контрольных групп, тогда как овладение методом управления уровнем тревожности таких различий не выявило. Однако спустя 6 недель у испытуемых обеих экспериментальных групп было зарегистрировано одинаковое снижение уровня неспецифической тревожности по сравнению с контрольными условиями. Таким образом, хотя сначала тренировка умения управлять уровнем собственной тревожности оказывается не столь эффективной, результаты применения этого метода улучшаются по мере постепенного закрепления приобретенных, навыков. Использование же техник активной десенсибилизации способствуют сохранению навыков саморегуляции с течением времени.
Общими для всех рассмотренных выше исследований являются данные о том, что активное преодоление стресса с помощью средств самоконтроля проявляется (1) в снижении уровня деструктивной тревожности и (2) в увеличении восприятия тревожности per se, то есть как характерного ощущения, которое должно быть преодолено (это можно назвать повышением конструктивной тревожности). Сказанное в значительной мере совпадает с целевой направленностью разработанного Meichenbaum (1972) метода "прививок против стресса11. Специфичным для него является предположение, что устойчивость к стрессу будет большей тогда, когда человек обучается использовать восприятие стресеогенвых событий и стрессовых реакции как средства эффективной адаптации (то есть в качестве способа активного принятая требований, выдвинутых ситуацией), а не при пассивном снижении напряжения- Такое активное отношение к опережающим признакам стресса позволяет значительно улучшить способность контролировать развитие неприятных событий и, таким образом, снизить их стресс о генность. Как представляется, последнее из отмеченных положений подтверждается данными:
(1) о большей эффективности использования всего набора средств активного воздействия,
(2) облегчающим влиянием со стороны средств активной регуляции на показатели выполнения задач,
(3) снижением тревожности во время выполнения заданий при опоре на инструкции по активному преодолению стресса.
Как отмечал Zemore (I975), главным преимуществом обучения стратегиям самоконтроля для регуляции стрессовых состояний являются долговременные эффекты обучения. Как только данный навык становится неотъемлемой частью индивидуальной реакции, человек при необходимости начинает его постоянно использовать, Техники,
1А6
основанные на пассивном воздействии, могут оказаться не столь эф-фсктшшьши для снижения стресса. Кроме того, их не так легко включить в шгдавидуальный репертуар средств купирования стресса. Поэтому спустя некоторое время пассивный навык угасает, тогда как активный навык самоконтроля усиливается.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Хронический стресс — болезнь молодых
  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Психосоматические расстройства глазами пациента
  • Капорская Евгения Леонидовна. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Матвеева Анна Александровна. Формирование самостоятельности посредством поддержки детской инициативы
  • Конфликт; Conflict; Konflikt
  • Одиночество провоцирует воспаление в организме?
  • Редактор. Детский стресс и как с ним бороться
  • Стресс без дистресса и адаптационный синдром. Теория Ганса Селье (1907-1982)
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Стенфорд Дроб. Каббалистическое видение – Юнг и каббалистический мистицизм
  • Фопель К. Этапы развития группы
  • Соболева Е.С., Соковнина М.С. Внутриличностные механизмы профессионального выгорания специалистов помогающих профессий
  • Пологова Светлана Евгеньевна. Подготовка к аттестации, как фактор повышения профессионального уровня педагога
  • Евтихов О.В. Психология управления персоналом: теория и практика
  • Притча «Быть может лишь кажется мне...»
  • Почему люди лгут или Быть честным — тяжелая работа. Психология лжи
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Общительность и проблема одиночества
  • Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессустойчивость человека.
  • Коррекция эмоционального выгорания педагогов коррекционной школы
  • Трансфер; перенос; transference
  • Индивид, индивидуальное; Individ; Individual
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Главный Редактор. Особенности физиологии одаренных людей, гениев
  • Базаров Т.Ю. Управление персоналом
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Противоположности; Opposites; Gegensatze
  • Романтические мысли уменьшают стресс
  • Тип; Туре
  • Психология успеха
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Гринберг Джеррольд С. - Управление стрессом. 7-е изд.
  • Теория шести рукопожатий уточнена
  • Марс Д. Случай инцеста между матерью и сыном: его влияние на развитие и лечение пациента
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Виды отворотов и их симптомы
  • Гадание на цифрах - просто и эффективно
  • Основные признаки отворота мужа от жены
  • Никитина Светлана Владимировна, Прилатова Елена Ивановна. Тренинг для педагогов для снятия эмоционального напряжения «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ»
  • Блаватская Е.П. Является ли самоубийство преступлением?
  • Функция; Function; Funktion
  • Привычки, ведущие к бедности
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Персона; persona — лат. актерская маска
  • Сплетни полезны для коллектива?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь